Данное логопедическое занятие направлено на уточнение и сравнение артикуляции звуков [С] – [Ш]. Оно непременно будет являться хорошим подспорьем для занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения речи.
Тема: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и в предложении»
Цель: уточнение и сравнение артикуляции звуков [С] – [Ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать фонемный анализ и фонематическое восприятие;
Коррекционно-развивающие:
- расширение словарного запаса учащегося;
- развитие произвольного внимания;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание выразительности речи и интереса к познавательной деятельности
Оборудование: магнитофон, предметные картинки, панно с изображением леса, «письма» с заданиями, зеркало.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуй, Катя! Тебе нравится путешествовать? Сегодня мы отправимся с тобой на прогулку в Волшебный лес. Чтобы начать наши приключения, произнесем правильно и четко «волшебные» слова.
Саше дали кашу, а Клаше — простоквашу.
- Молодец, Катюша! Заметила ли ты что-то в этой фразе? Какие звуки чаще всего встречались? Правильно, звуки [С] и [Ш].
II.Основная часть.
1. Характеристика звуков.
Давай вспомним характеристику звуков [С] и [Ш]. ([С] – согласный, глухой, твердый звук. [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый звук). Назови отличия и сходства звуков.
А теперь начинаем наше путешествие.
2. Дыхательная гимнастика.
Чувствуешь, какой свежий воздух в лесу? Давай сделаем дыхательную гимнастику.
«Роза и одуванчик»
Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» — максимально выдыхает ртом.
3.Развитие фонематического слуха.
Посмотри на пенек. Кто там сидит?(Зайка) У него в руках письмо. Давай прочитаем.
«Я потерялся и не могу добраться до дома. Чтобы найти дорогу, мне нужно распознать звуки. Если услышишь звук С – хлопни в ладоши, если же услышишь звук Ш – топни ножкой.»
- Ну что, Катюша, поможем зайке? Слушай внимательно.
Звуки: Ж, С, З, Ш, Щ, С, Ш, Ж,З и т.д.
Слоги: ЖИ, СЫ, СА, ШО, ШИ, ЩУ, ЖО, СО, ШУ, СУ и т.д.
- Помогли зайке, теперь он нашел дорогу домой. А мы пойдем дальше.
Посмотри, а кто это там шуршит за кустиком? Это же мышка Шуршик.Она тоже просит тебя помочь ему. Шуршик любит называть только те слова, в которых есть звук Ш. Измени слова так, чтобы вместо звука С был звук Ш. Попробуем?
УСЫ- ….(УШИ)
СУТКИ — …. (ШУТКИ)
КАСКА — …. (КАШКА)
МИСКА- ….(МИШКА)
СКАЛА — ….(ШКАЛА)
БАСНЯ — ….(БАШНЯ)
МЫС- ….(МЫШЬ)
КУСАЙ — ….(КУШАЙ)
Назови непонятные слова.
И с этим заданием справились!
4. Физическая минутка.
А теперь время зарядки. Все зверята ее делают. Давай и мы присоединимся к ним.
(Выполняем под песню «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…»)
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями. )
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. )
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки. )
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. )
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку. )
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. )
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки) )
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
5. Дифференциация звуков С – Ш в предложениях.
На лесной полянке лежит коробочка.
- Катя, смотри, кто- то потерял свой подарок. Надо срочно найти того, кому принадлежит он.
На коробке есть записка, но от вчерашнего дождя некоторые буквы стерлись. Надо их вставить.
«Дорогая тёту_ка _ову_ка!
_пе_у _ообщить тебе, что _коро прилечу к тебе в го_ти. _лю по_ылку с разными вку_ня_ками.Там е_ть и _околад, и _ыр, и _у_ки.
Очень жду на_ей в_стречи.»
Нужно вставить пропущенные буквы С и Ш.
Здорово! Теперь мы знаем, кому адресована посылка.
III. Итоги занятия.
Ты всем сегодня помогла, сделала полезные дела, и зверята хотят отблагодарить тебя. Они принесли гостинца с дарами леса.
С какими звуками мы сегодня работали на занятии? Понравилось ли тебе наше путешествие?
Амаркулова А.Д.,
учитель-логопед