Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Конспект составлен для детей средней группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. Третий период обучения.
Тема: Звук и буква П
Цель:
- познакомить со звуком [п], буквами П, п.
Коррекционно-образовательные задачи.
- Уточнение и расширение словаря по теме «Весна. Признаки весны». Ознакомление с буквой П. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления слогов и двусложных слов с ней.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми.
Оборудование.
- Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа и синтеза, счетные палочки, картинка поезд с прорезями для букв, буквы для поезда, изображение пройденных букв на плоскостных воздушных шариках, сюжетные картинки «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, кубики Зайцева.
Ход занятия
1. Организационный момент «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, памяти, мышления.]
Логопед приглашает детей в кабинет.
- Ребята, здравствуйте! Сейчас мы с вами настроимся на занятие, сосредоточимся. Я буду говорить о времени года, сядет тот, кто скажет, когда это бывает. Слушайте внимательно. (Логопед обращается к каждому ребенку)
- На улице всё тает, и появляются ручейки…
- Весной.
- Перелетные птицы улетают в теплые края…
- Осенью.
- Люди загорают и купаются в реке…
- Летом.
- Дети катаются на лыжах и санках…
- Зимой.
- Молодцы, вы были очень внимательными и не сделали ошибок.
2. Объявление темы занятия.
- Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, познакомимся с новой буквой, будем учиться читать.
3. Рассказывание логопедом стихотворения. [Развитие речевого слуха, внимания, фонематических представлений.]
- Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.
Поля Павлу погремушку
Положила под подушку.
- Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
- Со звуком [п].
- Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [п]?
- Поля, Павлу, под, подушку, положила, погремушку.
- Верно, ребята мы сегодня познакомимся со звуком [п] и буквой П.
- Узнаем, что это за звук и как выглядит буква П. Готовы?
- Да.
4. Анализ артикуляции звука [п].
- Произнесите звук [п]. Почувствуйте, как воздух размыкает губы. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?
- Это согласный звук.
- Давайте проверим, можно его петь или нельзя?
- Его нельзя петь.
- А почему нельзя спеть? Что мешает: губы, зубы или язык?
- Мешают губы, они плотно закрыты и не дают воздуху свободно выходить
- Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [п]? Синим кружком.
- Правильно.
5. Упражнение «Внимательные ушки». [Развитие фонематического восприятия.]
- Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [п] от других звуков. (Я буду говорить, а вы будете хлопать (ловить), если услышите звук [п]: п, у, т, п, т, и, п, т, ау, оп, ут, уп, суп, рот, стоп.
- Отлично. Вы были очень внимательными и без ошибки услышали и поймали все звуки [п].
6. Упражнение «Что получится?» [Формирование навыков звукового анализа и синтеза.]
Логопед достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом (кружками красного и синего цвета) для звукового анализа.
- А сейчас мы поиграем в игру «Что получится?» Эта игра научит вас соединять звуки и превращать их в слоги, а так же обозначать их нужными цветами.
- Если я сначала произнесу звук [а], потом звук — [п]. Что получится? Ап.
- Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким звук [п]?
- Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [п] — синий.
Логопед выкладывает схему слога на магнитной доске, положив слева красный кружок, а справа — синий.
- Если я произнесу [у], потом [п], что получится? Уп.
- Обозначьте звуки кружками, выложите схему.
Дети выполняют задание, выкладывая кружки перед собой на столе.
- Молодцы! Разберите схему. Если я произнесу [п], потом — [а], что получится? Па.
- Выложите схему.
- Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [па], потом — [па], что получится? Папа.
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Вы научились соединять звуки в слоги и составлять цветовые схемы.
7. Знакомство с буквой П. [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых слогов и двусложных слов из открытых слогов.]
- Со звуком [п] мы познакомились, теперь давайте посмотрим, как выглядит буква П.
- Посмотрите на картинку. Вы видите букву П. Почему она синего цвета?
- Она согласная.
- Верно. Из скольких палочек она состоит? Из трех.
- Правильно. Сложите букву П из палочек.
Дети выполняют задание.
- Какую букву вы написали? Букву П.
8. Подвижная игра «Живой конструктор»
- Ребята, давайте теперь поиграем в игру живой конструктор. Сейчас мы из ребят будем выкладывать букву П, чтоб запомнить как она выглядит. Выходите на ковер.
- Сколько детей нужно, чтоб сложить букву П? Три ребенка.
- Как мы разместим детей на ковре?
- Два ребенка лягут ровно, как столбики, а один ребенок сверху, как шляпка.
- Молодцы! Отличная получилась буква П. Теперь вы знаете, как она пишется и ни с чем не перепутаете.
9. Динамическая игра «Вспомни слово». [Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]
- А теперь игра «Вспомни слово». Давайте встанем в круг и вспомним, как вы можете придумывать слова на заданный звук. Я покажу вам букву, на шарике. Мы будем передавать шарик с буквой, к кому он попадет, тот должен придумать слово на этот звук и передать шар дальше.
- Звук [а]. Аист. Астра. Алла. Алик.
- Звук [у]. Улей. Утка. Ушки. Улица.
- Звук [о]. Ослик. Осень. Оля. Обруч.
- Звук [и]. Ира. Искры. Иглы. Индюк.
- Молодцы, ребята! Вы смогли вспомнить и назвать слова, на любой звук.
10. Игра «Веселый поезд». [Совершенствование навыка чтения слогов и слов.]
Логопед помещает на магнитную доску паровозик и два вагончика. На вагончиках закреплены магнитные буквы.
- А сейчас давайте научимся читать слоги со звуком [п].
- К нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.
- Ап.
- Верно. А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось? Па.
- Хорошо. А теперь я уберу вагончик с буквой А и возьму вагончик с буквой У, поставлю сначала новый вагончик, а потом вагончик с буквой п. Что получилось? Уп.
Аналогично составляются и читаются еще 2—3 слога. Можно привлечь детей и к составлению слогов.
- Но наш вагончик может возить не только буквы, но и слоги. Прочитайте, какой слог привез первый вагончик. Па.
- А второй? Па.
- Какое слово привез наш поезд? Папа.
- Кого вы видите на картинке? Прочитайте слово под ней. Папа.
- Вот какие вы молодцы! Уже умеете читать не только короткие слоги, но и слова!
11. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики, совершенствование навыка печатания.]
- Ребята, а сейчас мы с вами будем учиться печатать букву П.
На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы П, п. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их? Синим.
- Почему? Буква П — согласная.
- Выполняйте задание.
Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.
- Какие предметы нарисованы у вас в тетради?
- Пальма, попугай, помидор.
- С какого звука начинаются эти слова?
- Со звука [п].
- Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я пишу ее на доске. (Показывает.) Сначала я пишу сверху вниз палочку, рядом с ней другую, а потом соединяю их перекладиной слева направо. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.
Дети пишут букву в тетради, логопед оказывает им помощь.
- Ребята, вы научились писать букву П самостоятельно. Молодцы!
12. Работа с кубиками Зайцева.
- Ребята, пойдемте на ковер, поиграем с кубиками Зайцева, на которых написаны разные буквы и слоги и найдем слоги со звуком [п].
- Найдите слог ПА, теперь ПО, ПУ.
- А теперь давайте составим букву П из кубиков.
(дети составляют образ буквы П на ковре)
13. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
- Давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии?
- Мы познакомились с буквой П и узнали, что она согласная.
- Какие слова на звук [п] вы запомнили?
- Пальма, папа, помидор, попугай, платье, платок.
- Вы очень хорошо занимались сегодня. Выполнили все задания, узнали новую букву, научились ее слышать, видеть и писать.
Похлопайте себе!
Мартыненко О.Н.,
учитель-логопед