Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи на тему «Звук и буква П»

Звук и буква ПКонспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Конспект составлен для детей средней группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. Третий период обучения.

Тема: Звук и буква П

Цель:

  • познакомить со звуком [п], буквами П, п.

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Уточнение и расширение словаря по теме «Весна. Признаки весны». Ознакомление с буквой П. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления слогов и двусложных слов с ней.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми.

Оборудование.

  • Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа и синтеза, счетные палочки, картинка поезд с прорезями для букв, буквы для поезда, изображение пройденных букв на плоскостных воздушных шариках, сюжетные картинки «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, кубики Зайцева.

Ход занятия

1. Организационный момент «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей в кабинет.

- Ребята, здравствуйте! Сейчас мы с вами настроимся на занятие, сосредоточимся. Я буду говорить о времени года, сядет тот, кто скажет, когда это бывает. Слушайте внимательно. (Логопед обращается к каждому ребенку)

- На улице всё тает, и появляются ручейки…

- Весной.

- Перелетные птицы улетают в теплые края…

- Осенью.

- Люди загорают и купаются в реке…

- Летом.

- Дети катаются на лыжах и санках…

- Зимой.

- Молодцы, вы были очень внимательными и не сделали ошибок.

2. Объявление темы занятия.

- Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, познакомимся с новой буквой, будем учиться читать.

3. Рассказывание логопедом стихотворения. [Развитие речевого слуха, внимания, фонематических представлений.]

- Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.

Поля Павлу погремушку
Положила под подушку.

- Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

- Со звуком [п].

- Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [п]?

- Поля, Павлу, под, подушку, положила, погремушку.

- Верно, ребята мы сегодня познакомимся со звуком [п] и буквой П.

- Узнаем, что это за звук и как выглядит буква П. Готовы?

- Да.

4. Анализ артикуляции звука [п].

- Произнесите звук [п]. Почувствуйте, как воздух размыкает губы. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?

- Это согласный звук.

- Давайте проверим, можно его петь или нельзя?

- Его нельзя петь.

- А почему нельзя спеть? Что мешает: губы, зубы или язык?

- Мешают губы, они плотно закрыты и не дают воздуху свободно выходить

- Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [п]? Синим кружком.

- Правильно.

5. Упражнение «Внимательные ушки». [Развитие фонематического восприятия.]

- Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [п] от других звуков. (Я буду говорить, а вы будете хлопать (ловить), если услышите звук [п]: п, у, т, п, т, и, п, т, ау, оп, ут, уп, суп, рот, стоп.

- Отлично. Вы были очень внимательными и без ошибки услышали и поймали все звуки [п].

6. Упражнение «Что получится?» [Формирование навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом (кружками красного и синего цвета) для звукового анализа.

- А сейчас мы поиграем в игру «Что получится?» Эта игра научит вас соединять звуки и превращать их в слоги, а так же обозначать их нужными цветами.

- Если я сначала произнесу звук [а], потом звук — [п]. Что получится? Ап.

- Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким звук [п]?

- Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [п] — синий.

Логопед выкладывает схему слога на магнитной доске, положив слева красный кружок, а справа — синий.

- Если я произнесу [у], потом [п], что получится? Уп.

- Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание, выкладывая кружки перед собой на столе.

- Молодцы! Разберите схему. Если я произнесу [п], потом — [а], что получится? Па.

- Выложите схему.

- Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [па], потом — [па], что получится? Папа.

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Вы научились соединять звуки в слоги и составлять цветовые схемы.

7. Знакомство с буквой П. [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых слогов и двусложных слов из открытых слогов.]

- Со звуком [п] мы познакомились, теперь давайте посмотрим, как выглядит буква П.

- Посмотрите на картинку. Вы видите букву П. Почему она синего цвета?

- Она согласная.

- Верно. Из скольких палочек она состоит? Из трех.

- Правильно. Сложите букву П из палочек.

Дети выполняют задание.

- Какую букву вы написали? Букву П.

8. Подвижная игра «Живой конструктор»

- Ребята, давайте теперь поиграем в игру живой конструктор. Сейчас мы из ребят будем выкладывать букву П, чтоб запомнить как она выглядит. Выходите на ковер.

- Сколько детей нужно, чтоб сложить букву П? Три ребенка.

- Как мы разместим детей на ковре?

- Два ребенка лягут ровно, как столбики, а один ребенок сверху, как шляпка.

- Молодцы! Отличная получилась буква П. Теперь вы знаете, как она пишется и ни с чем не перепутаете.

9. Динамическая игра «Вспомни слово». [Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]

- А теперь игра «Вспомни слово». Давайте встанем в круг и вспомним, как вы можете придумывать слова на заданный звук. Я покажу вам букву, на шарике. Мы будем передавать шарик с буквой, к кому он попадет, тот должен придумать слово на этот звук и передать шар дальше.

- Звук [а]. Аист. Астра. Алла. Алик.

- Звук [у]. Улей. Утка. Ушки. Улица.

- Звук [о]. Ослик. Осень. Оля. Обруч.

- Звук [и]. Ира. Искры. Иглы. Индюк.

- Молодцы, ребята! Вы смогли вспомнить и назвать слова, на любой звук.

10. Игра «Веселый поезд». [Совершенствование навыка чтения слогов и слов.]

Логопед помещает на магнитную доску паровозик и два вагончика. На вагончиках закреплены магнитные буквы.

- А сейчас давайте научимся читать слоги со звуком [п].

- К нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.

- Ап.

- Верно. А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось? Па.

- Хорошо. А теперь я уберу вагончик с буквой А и возьму вагончик с буквой У, поставлю сначала новый вагончик, а потом вагончик с буквой п. Что получилось? Уп.

Аналогично составляются и читаются еще 2—3 слога. Можно привлечь детей и к составлению слогов.

- Но наш вагончик может возить не только буквы, но и слоги. Прочитайте, какой слог привез первый вагончик. Па.

- А второй? Па.

- Какое слово привез наш поезд? Папа.

- Кого вы видите на картинке? Прочитайте слово под ней. Папа.

- Вот какие вы молодцы! Уже умеете читать не только короткие слоги, но и слова!

11. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики, совершенствование навыка печатания.]

- Ребята, а сейчас мы с вами будем учиться печатать букву П.

На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы П, п. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их? Синим.

- Почему? Буква П — согласная.

- Выполняйте задание.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.

- Какие предметы нарисованы у вас в тетради?

- Пальма, попугай, помидор.

- С какого звука начинаются эти слова?

- Со звука [п].

- Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я пишу ее на доске. (Показывает.) Сначала я пишу сверху вниз палочку, рядом с ней другую, а потом соединяю их перекладиной слева направо. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.

Дети пишут букву в тетради, логопед оказывает им помощь.

- Ребята, вы научились писать букву П самостоятельно. Молодцы!

12. Работа с кубиками Зайцева.

- Ребята, пойдемте на ковер, поиграем с кубиками Зайцева, на которых написаны разные буквы и слоги и найдем слоги со звуком [п].

- Найдите слог ПА, теперь ПО, ПУ.

- А теперь давайте составим букву П из кубиков.

(дети составляют образ буквы П на ковре)

13. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

- Давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии?

- Мы познакомились с буквой П и узнали, что она согласная.

- Какие слова на звук [п] вы запомнили?

- Пальма, папа, помидор, попугай, платье, платок.

- Вы очень хорошо занимались сегодня. Выполнили все задания, узнали новую букву, научились ее слышать, видеть и писать.
Похлопайте себе!

Мартыненко Ольга Николаевна,
учитель-логопед,
д/с «Улыбка»,
г. Омск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ
Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]« Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]«
Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.