Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи на тему «Звук и буква П»

Звук и буква ПКонспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Конспект составлен для детей средней группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. Третий период обучения.

Тема: Звук и буква П

Цель:

  • познакомить со звуком [п], буквами П, п.

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Уточнение и расширение словаря по теме «Весна. Признаки весны». Ознакомление с буквой П. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления слогов и двусложных слов с ней.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми.

Оборудование.

  • Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа и синтеза, счетные палочки, картинка поезд с прорезями для букв, буквы для поезда, изображение пройденных букв на плоскостных воздушных шариках, сюжетные картинки «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, кубики Зайцева.

Ход занятия

1. Организационный момент «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей в кабинет.

- Ребята, здравствуйте! Сейчас мы с вами настроимся на занятие, сосредоточимся. Я буду говорить о времени года, сядет тот, кто скажет, когда это бывает. Слушайте внимательно. (Логопед обращается к каждому ребенку)

- На улице всё тает, и появляются ручейки…

- Весной.

- Перелетные птицы улетают в теплые края…

- Осенью.

- Люди загорают и купаются в реке…

- Летом.

- Дети катаются на лыжах и санках…

- Зимой.

- Молодцы, вы были очень внимательными и не сделали ошибок.

2. Объявление темы занятия.

- Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, познакомимся с новой буквой, будем учиться читать.

3. Рассказывание логопедом стихотворения. [Развитие речевого слуха, внимания, фонематических представлений.]

- Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.

Поля Павлу погремушку
Положила под подушку.

- Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

- Со звуком [п].

- Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [п]?

- Поля, Павлу, под, подушку, положила, погремушку.

- Верно, ребята мы сегодня познакомимся со звуком [п] и буквой П.

- Узнаем, что это за звук и как выглядит буква П. Готовы?

- Да.

4. Анализ артикуляции звука [п].

- Произнесите звук [п]. Почувствуйте, как воздух размыкает губы. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?

- Это согласный звук.

- Давайте проверим, можно его петь или нельзя?

- Его нельзя петь.

- А почему нельзя спеть? Что мешает: губы, зубы или язык?

- Мешают губы, они плотно закрыты и не дают воздуху свободно выходить

- Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [п]? Синим кружком.

- Правильно.

5. Упражнение «Внимательные ушки». [Развитие фонематического восприятия.]

- Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [п] от других звуков. (Я буду говорить, а вы будете хлопать (ловить), если услышите звук [п]: п, у, т, п, т, и, п, т, ау, оп, ут, уп, суп, рот, стоп.

- Отлично. Вы были очень внимательными и без ошибки услышали и поймали все звуки [п].

6. Упражнение «Что получится?» [Формирование навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом (кружками красного и синего цвета) для звукового анализа.

- А сейчас мы поиграем в игру «Что получится?» Эта игра научит вас соединять звуки и превращать их в слоги, а так же обозначать их нужными цветами.

- Если я сначала произнесу звук [а], потом звук — [п]. Что получится? Ап.

- Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким звук [п]?

- Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [п] — синий.

Логопед выкладывает схему слога на магнитной доске, положив слева красный кружок, а справа — синий.

- Если я произнесу [у], потом [п], что получится? Уп.

- Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание, выкладывая кружки перед собой на столе.

- Молодцы! Разберите схему. Если я произнесу [п], потом — [а], что получится? Па.

- Выложите схему.

- Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [па], потом — [па], что получится? Папа.

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Вы научились соединять звуки в слоги и составлять цветовые схемы.

7. Знакомство с буквой П. [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых слогов и двусложных слов из открытых слогов.]

- Со звуком [п] мы познакомились, теперь давайте посмотрим, как выглядит буква П.

- Посмотрите на картинку. Вы видите букву П. Почему она синего цвета?

- Она согласная.

- Верно. Из скольких палочек она состоит? Из трех.

- Правильно. Сложите букву П из палочек.

Дети выполняют задание.

- Какую букву вы написали? Букву П.

8. Подвижная игра «Живой конструктор»

- Ребята, давайте теперь поиграем в игру живой конструктор. Сейчас мы из ребят будем выкладывать букву П, чтоб запомнить как она выглядит. Выходите на ковер.

- Сколько детей нужно, чтоб сложить букву П? Три ребенка.

- Как мы разместим детей на ковре?

- Два ребенка лягут ровно, как столбики, а один ребенок сверху, как шляпка.

- Молодцы! Отличная получилась буква П. Теперь вы знаете, как она пишется и ни с чем не перепутаете.

9. Динамическая игра «Вспомни слово». [Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]

- А теперь игра «Вспомни слово». Давайте встанем в круг и вспомним, как вы можете придумывать слова на заданный звук. Я покажу вам букву, на шарике. Мы будем передавать шарик с буквой, к кому он попадет, тот должен придумать слово на этот звук и передать шар дальше.

- Звук [а]. Аист. Астра. Алла. Алик.

- Звук [у]. Улей. Утка. Ушки. Улица.

- Звук [о]. Ослик. Осень. Оля. Обруч.

- Звук [и]. Ира. Искры. Иглы. Индюк.

- Молодцы, ребята! Вы смогли вспомнить и назвать слова, на любой звук.

10. Игра «Веселый поезд». [Совершенствование навыка чтения слогов и слов.]

Логопед помещает на магнитную доску паровозик и два вагончика. На вагончиках закреплены магнитные буквы.

- А сейчас давайте научимся читать слоги со звуком [п].

- К нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.

- Ап.

- Верно. А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось? Па.

- Хорошо. А теперь я уберу вагончик с буквой А и возьму вагончик с буквой У, поставлю сначала новый вагончик, а потом вагончик с буквой п. Что получилось? Уп.

Аналогично составляются и читаются еще 2—3 слога. Можно привлечь детей и к составлению слогов.

- Но наш вагончик может возить не только буквы, но и слоги. Прочитайте, какой слог привез первый вагончик. Па.

- А второй? Па.

- Какое слово привез наш поезд? Папа.

- Кого вы видите на картинке? Прочитайте слово под ней. Папа.

- Вот какие вы молодцы! Уже умеете читать не только короткие слоги, но и слова!

11. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики, совершенствование навыка печатания.]

- Ребята, а сейчас мы с вами будем учиться печатать букву П.

На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы П, п. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их? Синим.

- Почему? Буква П — согласная.

- Выполняйте задание.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.

- Какие предметы нарисованы у вас в тетради?

- Пальма, попугай, помидор.

- С какого звука начинаются эти слова?

- Со звука [п].

- Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я пишу ее на доске. (Показывает.) Сначала я пишу сверху вниз палочку, рядом с ней другую, а потом соединяю их перекладиной слева направо. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.

Дети пишут букву в тетради, логопед оказывает им помощь.

- Ребята, вы научились писать букву П самостоятельно. Молодцы!

12. Работа с кубиками Зайцева.

- Ребята, пойдемте на ковер, поиграем с кубиками Зайцева, на которых написаны разные буквы и слоги и найдем слоги со звуком [п].

- Найдите слог ПА, теперь ПО, ПУ.

- А теперь давайте составим букву П из кубиков.

(дети составляют образ буквы П на ковре)

13. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

- Давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии?

- Мы познакомились с буквой П и узнали, что она согласная.

- Какие слова на звук [п] вы запомнили?

- Пальма, папа, помидор, попугай, платье, платок.

- Вы очень хорошо занимались сегодня. Выполнили все задания, узнали новую букву, научились ее слышать, видеть и писать.
Похлопайте себе!

Мартыненко Ольга Николаевна,
учитель-логопед,
д/с «Улыбка»,
г. Омск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.