Комплексное логопедическое подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе по лексической теме «Насекомые»

Тема НасекомыеАннотация: Комплексное логопедическое подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе, III период обучения. Лексическая тема «Насекомые». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Занятие направлено на повторение и закрепление пройденного материала: гласная буква Е; значение предлогов; звуко-слоговой анализ и синтез; анализ предложения; правила написания предложения; составление описательного рассказа по мнемо-таблице. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Тема «Повторение, закрепление пройденного материала»

Лексическая тема «Насекомые»

Цель:

  • Повторение и закрепление пройденного ранее материала.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Продолжать учить детей применять на практике ранее освоенные правила: написание гласной буквы Е в словах, написания предложений.

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Развивать речь с движением.
  • Развивать длительный речевой выдох.
  • Развивать интонацию.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Развивать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать навык звуко-слогового анализа и синтеза.
  • Развивать умение составлять и анализировать предложения.
  • Обогащать и активизировать словарь по лексической теме.
  • Развивать правильное восприятие графического написания буквы.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к педагогам, гостям занятия.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Лексика:

  • Слова по лексической теме «Насекомые».

Оборудование:

  • бумажные цветы с изображением насекомых на обратной стороне (по количеству детей + учитель-логопед); мнемо-таблица для составления описательного рассказа-загадки по теме «Насекомые»; игра «Слово рассыпалось»; кассы букв, лоточки с символами для звуко-слогового анализа, листочки в клетку с заданием, простые карандаши (по количеству детей); магнитно-маркерная доска-мольберт; демонстрационные схемы для звуко-слогового анализа, буквы; ноутбук; мяч.

План:

I. Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Повторение дня недели, месяца, времени года.
  • Перечисление признаков времени года.
  • Пальчиковая гимнастика «Пчела» (Н. Нищева).

II. Основная часть.

  • Дыхательная гимнастика.
  • Составление описательных рассказов-загадок по лексической теме.
  • Игра «Слово рассыпалось».
  • Физминутка «Богомол».
  • Звуко-слоговой анализ слова МУРАВЕЙ.
  • Гимнастика для глаз «Мошка».
  • Закрепление значения предлогов: на, за, под.
  • Задание для профилактики оптической дисграфии.
  • Составление предложений по лексической теме. Анализ одного из них.
  • Игра с мячом «Назови ласково».

III. Подведение итогов.

Этапы Слова и действия учителя-логопеда Предполагаемые ответы и действия детей
I Доброе утро, ребята! Поприветствуем наших сегодняшних гостей.Сегодня мы с вами оказались на чудесной полянке.

Напомните мне, пожалуйста, какой сегодня день недели?

Какой сейчас месяц?

А какое сейчас время года?

Какие признаки весны мы знаем?

Один из признаков весны – это пробуждение природы ото сна.

Давайте и мы проснёмся и немного разомнём наши пальчики. (пальчиковая гимнастика  «Пчела»)

 (Сжимаем-разжимаем кулаки)

Прилетела к нам вчера
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)

Полосатая пчела,
А за нею — шмель-шмелёк
И веселый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
(Делаем кружки из пальцев и подносим к глазам)

Как фонарики глаза.
(Сжимаем-разжимаем кулаки)

Пожужжали, полетали,
(Встряхнуть кисями рук)
От усталости упали. (Н. Нищева)

О ком говорилось в пальчиковой гимнастике?

Посмотрите на нашу волшебную полянку. На ней много цветов. Под каждым цветочком спряталось насекомое. Сейчас каждый из вас выберет себе по цветочку, но ни кому не показывайте, какое насекомое там спряталось. А мы все вместе попробуем сегодня найти и отгадать всех насекомых. (Один цветок берёт учитель-логопед.)

Проводим наших гостей на приготовленные для них места, а сами проходим на свои места.

Дети приветствуют учителя-логопеда и гостей.Сегодня день недели вторник.

Сейчас месяц апрель.

Сейчас время года весна.

Дети перечисляют признаки весны.

Дети проговаривают слова и делают соответствующие движения.

В пальчиковой гимнастике говорилось о насекомых.

Дети выбирают по одному цветку и вешают его себе на шею.

Дети провожают гостей на места, занимают свои места за столами.

II

Дыхательная гимнастика «Комарик»
Встаём прямо, делаем глубокий вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З». (3 раза)

Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается.

Ребята, кто это?

Правильно, это комар. А среди насекомых, которые спрятались под цветами, есть комар?

Первого насекомого мы нашли.

Будем искать дальше?

Я хочу загадать вам загадку о насекомом, которое спряталось под моим цветком.

Это насекомое небольшого размера. Длина тела может быть разной: от 5 до 8 мм. Надкрылья у насекомого ярко-красные с черными пятнами. У этого насекомого есть голова, усы, туловище, шесть лап и крылья с надкрыльями. Это хищное насекомое: питается насекомыми-вредителями, чем и приносит пользу людям. Осенью эти насекомые перелетают с полей и лугов на опушки леса, к заросшим травой берегам рек и оврагам. Здесь в укромных местах, под корой, во мху, под опавшими листьями они проводят зиму, чтобы весной, когда начнёт пригревать солнышко, появиться среди цветущих растений.

Что это за насекомое, ребята?

Правильно, у меня под цветком спряталась  божья коровка.

А сейчас мы с вами найдём ещё двух насекомых. (Вызвать двух детей: пчела, паук, -  для составления описательного рассказа-загадки по образцу)

Мы знаем, что в паутинах паука легко запутаться. Вот и слова попались в паутину и запутались там. Давайте их распутаем.

(На доске слова: стрекоза, мотылёк, шмель)

Вот мы и нашли ещё трёх насекомых.

А сейчас я предлагаю вам размяться. (физминутка «Богомол»)

(маршируем)

У тропинки, возле мола,
(приседаем, смотрим по сторонам)

Я увидел Богомола:
(руки по туловищу опускаем вниз, присаживаемся на корточки)

Весь салатовый в траве
(встаём, поднимаем руки вверх)

И усы на голове,

(маршируем)

Как лошадка цирковая –

(киваем головой)
Головой кивал, шагая…

Ребята, о каком насекомом говорилось в стихотворении?

У кого под цветком спрятался богомол?

Присаживаемся на места.

Мы продолжаем искать насекомых под цветами. Послушайте, пожалуйста, загадку:

Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(муравей.)

Есть у нас  под каким-нибудь цветочком муравей?

Звуко-слоговой анализ слова «муравей»:

- количество звуков;

- количество согласных звуков;

- количество гласных звуков;

- количество слогов; правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

- выкладывание  звуко-слоговой схемы в кассах;

- выкладывание под схемой букв; правило: «Если после мягкого согласного звука слышим звук [Э], то пишем букву Е».

- прочитать получившееся слово.

Убираем схемы.

Чтобы наши глаза отдохнули, выполняем глазами движения из стихотворения:

Залетела к нам в окошко

Очень маленькая мошка.

Посидела на стене,

А потом на потолке,

На другую стенку села,

Над полом низко пролетела.

И обратно: пол, стена,

Потолок, ещё одна…

Со стены ко мне на руку,

А потом на руку друга.

До картины добралась

И куда-то подевалась.

Посмотрел туда, сюда,

А потом закрыл глаза.

Глаза открываем.

Куда же делась мошка?

Может быть, она за стулом?

Встаньте, посмотрите.

А может быть, она под стулом?

Под стульчик загляните.

И на стуле её нет?

Ну тогда присаживаемся на свои места.

А ни у кого под цветочком мошка не спряталась?

Ребята, у вас на столах лежат листочки. Посмотрите на них внимательно. В каждой строке простым карандашом обведите одну правильно написанную букву.

Сложите из найденных букв слово.

Что получилось?

Правильно, получилось слово «жук». У кого из вас под цветочком спрятался жук?

Мы всех насекомых нашли? Никто под цветочком не остался забытым?

Составьте предложение о том насекомом, которое пряталось под вашим цветочком.

(Выбрать одно предложение:

-посчитать количество слов в предложении

- обратить внимание на предлог

- выполнить на листочках схему предложения, взаимопроверка

- вспомнить правила:

1) Первое слово в предложении пишем с большой буквы.

2) Между словами — расстояние.

3) В конце предложения ставим точку.)

А сейчас я снова приглашаю всех вас поиграть на сказочную полянку. (Игра с мячом «Назови ласково»)

Всем нам нравится, когда нас называют ласково. Давайте и мы назовём насекомых, которых нашли, ласково:
муравей –
стрекоза –
жук –
пчела –
шмель –
комар –
богомол –
паук –
мотылёк –
мошка –

Дети выполняют инструкцию учителя-логопеда.Это комар.

Ребёнок, у которого изображение комара, поднимает руку и говорит: «У меня под цветком спрятался комар».

Да!

Это божья коровка.

Дети выходят по одному и составляют описательный рассказ-загадку по образцу.

Остальные отгадывают, о каких насекомых идёт речь. Отвечающий ребёнок проговаривает правильный ответ: «У меня под цветком спряталась (-ся) пчела (паук)».

Дети разгадывают слова, которые «запутались» в паутине.

После каждого правильно отгаданного слова ребёнок с соответствующим насекомым проговаривает: «У меня под цветком спряталась (-ся) …».

Дети проговаривают слова и делают движения с учителем-логопедом.

В стихотворении говорилось о богомоле.

Ребёнок, у которого изображение богомола, поднимает руку и говорит: «У меня под цветком спрятался богомол».

Дети рассаживаются на места.

Дети договаривают ответ – муравей.

Ребёнок, у которого изображение муравья, поднимает руку и говорит: «У меня под цветком спрятался муравей».

Дети отвечают на вопросы, выполняют задания учителя-логопеда.

Дети слушают стихотворение и выполняют гимнастику для глаз, соответственно тексту.

Дети встают со стульев, смотрят за стулом, под стулом, на стуле, садятся на места.

Ребёнок, у которого изображение мошки, поднимает руку и говорит: «У меня под цветком спряталась мошка».

Дети выполняют задание на листочках.

Получилось слово «ЖУК».

Ребёнок, у которого изображение жука, поднимает руку и говорит: «У меня под цветком спрятался жук».

Дети отвечают на вопросы, составляют предложения о насекомых, выполняют задания учителя-логопеда.

Дети выходят на воображаемую полянку.

Играют с учителем-логопедом в игру:

муравьишка

стрекозка

жучок

пчёлка

шмелёк

комарик

богомольчик

паучок

мотылёчек

мошечка

III Молодцы, ребята, вы все сегодня очень постарались.Что вам запомнилось сегодня больше всего?

Насекомые благодарны вам за бережное отношение к ним. За то, что вы сними только поиграли и не обижали. А полянка благодарна за то, что вы не вытаптывали на ней цветы и не рвали их. Поэтому волшебная полянка дарит вам свои волшебные цветы на память.

Попрощаемся с нашими гостями.

Спасибо!

Дети называют запомнившиеся моменты.Дети прощаются с гостями, уходят.

Мещерякова Е.Ю.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.