Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Буквы Ъ, Ь»

Смягчающий и разделительный мягкий знакКонспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Буквы Ъ, Ь» в подготовительной к школе логопедической группе.

Образовательная область «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тема: Буквы Ъ, Ь

Программные задачи:

«Речевое развитие:

1. Познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак.
2. Объяснить значение букв в словах .
3. Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.
4. Упражнять в звуковом анализе слов.

«Познавательное развитие»:

1. Закреплять знания о согласных и гласных звуках;
2. Закрепить навыки печатания слов;
3.Развивать внимание, память, логическое мышление.

«Социально-коммуникативное развитие»:

1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

«Физическое развитие»:

1.Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

«Художественно-эстетическое развитие»:

1. Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.

Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, разрезная азбука; папки для звукового анализа.

Ход НОД

1. Открытый вход в деятельность.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

2. Вводно — организационный.

Логопед:

- Послушайте меня [а][т][т][л][л][ы] что я сейчас произнесла? (звуки)

- Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим) .

- А что тогда можно увидеть и написать? (буквы)

3. Мотивация на деятельность.

Логопед:- Сейчас я буду показывать буквы, а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв) .

4. Расширение имеющихся знаний.

Дидактическое упражнение «Буква — звук».

Логопед:

- Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву, а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква, затем меняемся.

Логопед:

- Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита. Это буквы необычные. Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква? (Буква – это значок, который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы, с которыми мы сегодня с вами познакомимся, тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.

5. Динамическая пауза.

(встаём в круг)

Бедный мишка заболел
Мишка много мёду съел (идут по кругу)
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)
Мишка стонет, слёзы льёт
У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)
Непослушный, жадный мишка
Съел лесной малины лишко. (дети грозят пальчиком)

6. Знакомство с новым материалом.

На доске Ь) Дети посмотрите на доску, какая это буква? Это мягкий знак, он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова, которые на доске: ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак, то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим, какие слова получатся: ель, конь, банька.

Молодцы!

Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова: семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.

Молодцы!

Дождик льётся, вьюга вьётся.
Как им это удаётся?
Это знак старается,
Мягким называется.

Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть — сеть). Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске.

Тень.

Вот уходит (день)
Наступает (тень)
Свет уходит… (прочь)
Наступает… (ночь)
Все зверята (спать)
Будет день (опять)
Будет всё… (звенеть)
Золотая… (сеть) .

(На доске Ъ)

Дети какая это буква? Это буква твёрдый знак, стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.

Прочитайте слова: съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, отъезд, объезд, подъём.

Мягкий знак и твёрдый знак
Разговаривали так:
- Сколько я пирожных съел?
Мягкий знак ответил:
- Семь.

Ну, вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита. Теперь, когда будите встречать эти буквы в тексте, вы будите знать для чего они там стоят.

7. Практическая деятельность.

1. Звукобуквенный анализ слов:

Конь

Подъезд

2. Прописывание в воздухе.

3. Печатание в тетрадях.

8. Открытый выход из деятельности

- С какими буквами мы сегодня познакомились?

- Что указывает мягкий знак?

- Что мы узнали о твёрдом знаке?

Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.