Подгрупповое логопедическое занятие.
Тема: Автоматизация звука [Ч] в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
- формировать правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ч];
- закреплять правильное и отчётливое произношение звука [ч] в различных позициях в словах словосочетаниях и предложениях;
- совершенствовать работу над грамматическим строем речи;
- развивать речевое дыхание,
- развивать фонематический анализ и синтез;
- развивать логическое мышление, слуховую память, зрительный гнозис, сенсомоторику;
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость.
Оборудование: карточки , индивидуальные зеркала, дыхательные тренажеры, мяч, компьютер, диск с логопедической программой «Игры для Тигры»,профиль звука Ч, круговая схема для характеристики звука, массажные мячики, звуковые улитки, марблс.
Ход занятия:
№ п/п |
Этап занятия |
Примечание |
||||||
1 |
Введение в занятие .- Как называется этот кабинет?
- Зачем вы посещаете мои занятия? - Вспомним наше правило граммотной и красивой речи : (проговаривается вместе с учениками): Каждый день, всегда, везде
|
|||||||
2 |
. Артикуляционная гимнастика- А для того, чтобы мы правильно произносили звуки, сделаем артикуляционную гимнастику.
Чики – чики – чики – чок,
|
Индивидуальные зеркала. | ||||||
3 |
Развитие продолжительного целенаправленного выдоха.-А теперь выполним дыхательную гимнастику.
Игра с дыхательным тренажером «Необычная дудочка». |
Дыхательные тренажеры«Волшебная дудочка» . | ||||||
4 |
Развитие фонетических процессов.Сообщение темы занятия
Прослушайте, и угадайте, что это за звуки? 1-шум костра; 2-шум поезда; 3-стрекотание кузнечиков. А какой речевой звук похож на этот? - Правильно. Сегодня мы с вами продолжим учиться произносить звук [ч] в словах и фразах. |
Запись:1- пение птиц,
2-шум дождя, 3- стрекот кузнечиков. |
||||||
5 |
Артикуляционная характеристика звука [Ч]- Что делают наши губы (зубы, язык) когда произносим звук [ч]?
(Губы круглые, вытянуты вперед. Зубы не смыкаются, между ними небольшая «дорожка». Язык широкий, кончик язычка поднят кверху.) - Почему звук [Ч] согласный? (Потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду, воздуху пройти мешает пройти язычок). - Почему звук [Ч] глухой? (Звук [ч] глухой потому, что в горлышке нет голоска. Этот звук всегда мягкий.) - Произнеси четко звук [Ч]. |
Профиль звука.
Круговая схема. |
||||||
6 |
Су Джок терапия(массаж пальчиков с проговариванием прямых и обратных слогов).Ча-чо-чу-чи-че
Ач-оч-уч-ыч-эч Ча-чо-чу-чи-че Ач-оч-уч-ыч-эч |
Массажные мячики с шипами. | ||||||
7 |
Автоматизация звука [Ч] в словах- Следующая наша игра называется «Звуковая улитка.». Посмотри на картинку, вы должна называть слова, расположенные на домике улитки в определенной последовательности, согласно стрелочкам. Не обходимо правильно произносить звук [Ч] и накрывать картинку марбалсом.
- Какое слово будет первым? (Это слово «врач».) |
Звуковые улитки,Марблс. | ||||||
8 |
Определение позиции звука в слове.Игра «Звуковой поезд».
Назови карточку с правильным произношением звука Ч и определите позицию звука в слове. |
компьютер ,логопедическая программа(диск)
«Игры для Тигры». |
||||||
9 |
Развитие фонематического синтеза- Давай немного отдохнем и поиграем в мяч. Игра называется «Замени звук».
- Нужно заменить в словах первый (последний) звук на звук [Ч]
|
мяч | ||||||
10 |
Развитие зрительного гнозиса.Посмотрите на изображение контуров предметов, наложенных друг на друга(на звук Ч).Назовите их (по очереди)с правильным произношением звука Ч. | Изображение контуров предметов, наложенных друг на друга(на звук Ч). | ||||||
11 |
Компьютерная игра «Четвертый лишний».Назови все слова с правильным произношением всех звуков и найди слово, в котором нет звука Ч. | Компьютер, логопедическая программа(диск)«Игры для Тигры». | ||||||
12 |
Развитие грамматического строя речи1)Игра «Подбери пару»
- Посмотри в карточку. Там даны слова в двух столбиках. Нужно каждому слову из первого столбика подобрать подходящее слово из второго столбика.
- Прочитай получившиеся словосочетания. Кто?(что)-предмет Какой? Какая? Какие?Какое?- признак предмета. 2)Антонимы. ПОСЛУШАЙ И НАЗОВИ СЛОВО-ПРИЗНАК ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ. Голубь белый,а ворон-…..(черный); Коктейль холодный,а чай ….(горячий); Этот автомобиль грязный, а этот…(чистый). 3)Закончи предложение.(чтение по цепочке). На стене висят…ЧАСЫ Олечку лечил…ВРАЧ Девочка ловит сачком….БАБОЧКУ Мальчики бегут купаться на …РЕЧКУ К окну подлетела….ПТИЧКА Художнику нужны краски и ….КИСТОЧКИ. 4) Пересказ текста . Злой мальчик. Володя был во дворе. Собака Жучка грызла у крыльца кость. Володя стал отнимать у нее кость. Жучка заворчала. Володя взял палку и бросил в Жучку. Жучка вскочила и укусила Володе ногу. Володя закричал и побежал домой к маме. Мама сказала : «Сам виноват, терпи. Жучке тоже больно. Надо жалеть животных.» |
КарточкиКарточки
Карточки Карточки с текстом у всех учеников. |
||||||
13 |
Доманее задание.- Кроссворд,со словами на звук ч.Выучить чистоговорку на данный звук. | |||||||
14 |
Итог занятия.- Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
- Какие слова со звуком [Ч] вы запомнили? - Молодцы, у вас хорошо получалось! Вам понравился урок? Я прошу вас контролировать свою речь, звуки в речи всегда произносить правильно ,а не только на моих занятиях!!Спасибо за урок. |
Деркунская Л.А.,
учитель-логопед