Автоматизация звука [Ч] в словах, словосочетаниях, предложениях — подгрупповое логопедическое занятие

Автоматизация звука [Ч]Подгрупповое логопедическое занятие.

Тема: Автоматизация звука [Ч] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

- формировать правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ч];
- закреплять правильное и отчётливое произношение звука [ч] в различных позициях в словах словосочетаниях и предложениях;
- совершенствовать работу над грамматическим строем речи;
- развивать речевое дыхание,
- развивать фонематический анализ и синтез;
- развивать логическое мышление, слуховую память, зрительный гнозис, сенсомоторику;
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость.

Оборудование: карточки , индивидуальные зеркала, дыхательные тренажеры, мяч, компьютер, диск с логопедической программой «Игры для Тигры»,профиль звука Ч, круговая схема для характеристики звука, массажные мячики, звуковые улитки, марблс.

Ход занятия:

№ п/п

Этап занятия

Примечание

1

Введение в занятие .- Как называется этот кабинет?

- Зачем вы посещаете мои занятия?

- Вспомним наше правило граммотной и красивой речи : (проговаривается вместе с учениками):

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Звонко, четко говорим,
Никогда мы не спешим

2

. Артикуляционная гимнастика- А для того, чтобы мы правильно произносили звуки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Чики – чики – чики – чок,
Не стесняйся язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй – не ошибись.

  1. 1.      Улыбка — заборчик

(под счет педагога до 10)

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи! 

  1. 4.      Чашечка

(под счет педагога до 10)

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

2. Хоботок

Я слегка прикрою рот,

Губы «трубочкой» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке у-у-у.

5. Качели

(под счет 5-8 раз)

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Выше крыши поднимаюсь,

А потом опять спускаюсь.

  1. 3.      Блинчик на тарелочке.

(под счет педагога до 15)

Язык лопаткой положу

И спокойно подержу.

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

6. Лошадка

(под счет 8-10 раз)
Цок – цок – цок – цок,

Я лошадка серый бок.

Я копытцем постучу
Если хочешь – прокачу.

Индивидуальные зеркала.

3

Развитие продолжительного целенаправленного выдоха.-А теперь выполним дыхательную гимнастику.

Игра с дыхательным тренажером «Необычная дудочка».
- А сейчас мы  с вами посоревнуемся. По моему сигналу: «Дудочка, играй!» вы будете дуть каждый в свою дудочку. И посмотрим, чей шарик на дудочке выше подлетит и дольше задержится в воздухе .

Дыхательные тренажеры«Волшебная дудочка» .

4

 Развитие фонетических процессов.Сообщение темы занятия

Прослушайте, и угадайте, что это за звуки?

1-шум костра;

2-шум поезда;

3-стрекотание кузнечиков.

А какой речевой звук похож на этот?

- Правильно. Сегодня мы с вами  продолжим учиться произносить звук [ч] в словах и фразах.

Запись:1- пение птиц,

2-шум дождя,

3- стрекот кузнечиков.

5

Артикуляционная характеристика звука [Ч]- Что делают наши губы (зубы, язык) когда произносим звук [ч]?

(Губы круглые, вытянуты вперед.

Зубы не смыкаются, между ними небольшая «дорожка». Язык широкий, кончик язычка поднят кверху.)
- Как воздух выходит изо рта? (Толчками)
- Есть ли в горлышке голосок? (Горлышко не гудит.)
- Какой это звук? Дай ему характеристику. (Звук [Ч] — согласный, мягкий, глухой, непарный)

 - Почему звук [Ч] согласный? (Потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду, воздуху пройти мешает пройти язычок).

 - Почему звук [Ч] глухой? (Звук [ч] глухой потому, что в горлышке нет голоска. Этот звук всегда мягкий.)

- Произнеси четко звук [Ч].

Профиль звука.

Круговая схема.

6

Су Джок терапия(массаж пальчиков с проговариванием прямых и обратных  слогов).Ча-чо-чу-чи-че

Ач-оч-уч-ыч-эч

Ча-чо-чу-чи-че

Ач-оч-уч-ыч-эч

Массажные мячики с шипами.

7

Автоматизация звука [Ч] в словах- Следующая наша игра называется «Звуковая улитка.». Посмотри на картинку, вы должна называть слова, расположенные на домике улитки в определенной последовательности, согласно стрелочкам. Не обходимо правильно произносить звук [Ч] и накрывать картинку марбалсом.

- Какое слово будет первым? (Это слово «врач».)

Звуковые улитки,Марблс.

8

Определение позиции звука в слове.Игра «Звуковой поезд».

Назови карточку с правильным произношением звука Ч и определите позицию звука в слове.

компьютер ,логопедическая программа(диск)

«Игры для Тигры».

9

Развитие фонематического синтеза- Давай немного отдохнем и поиграем в мяч. Игра называется «Замени звук».

- Нужно заменить в словах первый (последний) звук на звук [Ч]

Гайка — чайкаДуб — …

Тайник — ….

Бас — …

Кашка — …

Мел – мечКлюв — …

План -..

Кулик — ..

Лук — …

  1. 1.     Игра «Придумай рифму».
  2. . Врач – плач.
  3. Бочка – почка.
  4. Внучка – ручка.
  5. Ключ – колюч.
  6. Мяч – горяч.
  7. Колечко – гречка.
  8. Значки – каблучки.
  9. Проволочка – наволочка
мяч

10

Развитие зрительного гнозиса.Посмотрите на изображение контуров предметов, наложенных друг на друга(на звук Ч).Назовите их (по очереди)с правильным произношением звука Ч. Изображение контуров предметов, наложенных друг на друга(на звук Ч).

11

Компьютерная игра «Четвертый лишний».Назови все слова с правильным произношением всех звуков и найди слово, в котором нет звука Ч. Компьютер, логопедическая программа(диск)«Игры для Тигры».

12

Развитие грамматического строя речи1)Игра «Подбери пару»

- Посмотри в карточку. Там даны слова в двух столбиках. Нужно каждому слову из первого столбика подобрать подходящее слово из второго столбика.

чайныеночная

точные

обидчивый

чистая

водичкачашки

мальчик

часы

бабочка

- Прочитай получившиеся словосочетания.

Кто?(что)-предмет

Какой? Какая? Какие?Какое?- признак предмета.

2)Антонимы.

ПОСЛУШАЙ И НАЗОВИ СЛОВО-ПРИЗНАК ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ.

Голубь белый,а ворон-…..(черный);

Коктейль холодный,а чай ….(горячий);

Этот автомобиль грязный, а этот…(чистый).

3)Закончи предложение.(чтение по цепочке).

На стене висят…ЧАСЫ

Олечку лечил…ВРАЧ

Девочка ловит сачком….БАБОЧКУ

Мальчики бегут купаться на …РЕЧКУ

К окну подлетела….ПТИЧКА

Художнику нужны краски и ….КИСТОЧКИ.

4) Пересказ текста .

Злой мальчик.

Володя был во дворе. Собака Жучка грызла у крыльца кость. Володя стал отнимать у нее кость. Жучка заворчала. Володя взял палку и бросил в Жучку. Жучка вскочила и укусила Володе ногу. Володя закричал и побежал домой к маме. Мама сказала : «Сам виноват, терпи. Жучке тоже больно. Надо жалеть животных.»

КарточкиКарточки

Карточки

Карточки с текстом у всех учеников.

13

Доманее задание.-  Кроссворд,со словами на звук ч.Выучить чистоговорку на данный звук.

14

Итог занятия.- Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

- Какие слова со звуком [Ч] вы запомнили?

- Молодцы, у вас хорошо получалось!

Вам понравился урок?

Я прошу вас контролировать свою речь, звуки в речи всегда произносить правильно ,а не только на моих занятиях!!Спасибо за урок.

Деркунская Л.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе (ФФНР) «Как богатыри Забаву спасали» Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе (ФФНР) «Как богатыри Забаву спасали»
Методическая разработка: Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе на тему: «Составление рассказов об осени» Методическая разработка: Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе на тему: «Составление рассказов об осени»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Конспект НОД в старшей/подготовительной к школе группе.  Тема: Лучший праздник – День рождения Конспект НОД в старшей/подготовительной к школе группе. Тема: Лучший праздник – День рождения

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.