План-конспект непосредственно образовательной деятельности дошкольника в подготовительной группе на развитие связной речи.
Тема «Фрукты»
Период обучения: I
Цель: актуализация и обогащение словаря по лексической теме «Фрукты»
Задачи:
- пополнение и уточнение словаря (горница, сочла)
- развивать монологическую речь
- закрепление употребление предлогов (над, под, между)
- закрепить навык составления рассказа по сюжетной картинке с опорой на предметные картинки
- обогащать словарь образными выражениями языка (покраснел как рак)
- учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту- воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.
- развитие мелкой моторики
- развивать слуховое восприятие
- совершенствование словесно — логического мышления
- развитие связной речи
Оборудование:
- Картинки с изображением фруктов; предметные картинки с изображением горницы. Сюжетные картинки по рассказу «Косточка», пособие для пальчиковой гимнастики, тарелка с натуральными сливами, фартук.
I. Ход занятия:
Организационный момент:
- Здравствуйте ребята! Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии? Вчера? (готовили салат)
- Какой салат? (фруктовый)
- Из каких фруктов? (Яблоко ,банан, киви, груша)
- Где растут фрукты? (в саду, на дереве)
II: «Косточка».
- Посмотрите внимательно на картинки.
- Назовите фрукты (манго, персик абрикос, слива)
- Что общего у этих фруктов? (внутри фруктов есть косточка)
- Что мы делаем с косточкой, когда кушаем фрукт?
(Когда их кушаешь, косточку нужно выбрасывать)
Основная часть.
III. «Что где находится»
- Ребята, посмотрите на картинки. Назовите все фрукты, что находятся между лимоном и яблоком.
- Скажите полным ответом (между лимоном и яблоком находится слива).
- Что находится справа от сливы? (справа от сливы находится лимон)
- Что находится слева от сливы? (слева от сливы находится яблоко.).
- Что находится над сливой?(над сливой находится банан)
- Что находится под сливой? (под сливой находится апельсин).
IV. Пальчиковая гимнастика.
На доску вывешиваются опорные символы.
Палец толстый и большой (Разминаем большой пальчик)
В сад за сливами пошел
Указательный с дороги………… (показываем указательный жест)
Указал ему дорогу.
Средний палец – самый меткий, (соединяем средний и большой палец
Он сбивает сливы с ветки. и как бы сбиваем)
Безымянный собирает (разминаем пальчик)
А мизинчик господинчик,
В землю косточки бросает разминаем пальчик и как бы бросаем косточки)
Провести 2-3 раза.
V. Чтение рассказа «Косточка»
1) Чтение рассказа. Послушайте историю, которая произошла с мальчиком Ваней.
КОСТОЧКА
(Быль)Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
- Автор этого рассказа Лев Николаевич Толстой, называется он «Косточка».
- Автор рассказ не придумал. Это случилось на самом деле — это быль.
2) Словарная работа.
- А что такое «горница»? Это светлая, красивая комната.
- Как вы понимаете слово «сочла»?
Дети: Сосчитала.
3) Беседа по содержанию рассказа.
- Что купила мама?
Дети: Мама купила сливы.
- Как вел себя Ваня?
Дети: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал.
- Почему они интересовали Ваню?
Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.
- Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате?
Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.
- Кто заметил, что одной сливы не стало?
Дети: Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает.
- Признался ли Ваня в своем поступке?
Дети: Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.
- В рассказе есть такое выражение «покраснел как рак», что оно означает?
Дети: Ваня стал красного цвета, как вареный рак.
- А от чего Ваня покраснел?
Дети: Ваня покраснел от стыда
- Почему беспокоился папа?
Дети: Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу — это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет.
- Почему после слов папы Ваня побледнел? Что он почувствовал?
Дети: Ваня побледнел от испуга, от страха.
- Что ответил Ваня отцу?
Дети: Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко.
- Почему Ваня заплакал когда все засмеялись?
Дети: Ваня заплакал, потому что ему стало стыдно за свой поступок.
- А как бы вы поступили на месте Вани?
Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.
- Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы ее понимаете?
Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.
4) Рассмотрите картинки и выложите в правильном порядке. (Что было сначала, что произошло потом, а что было в конце)
5) Перескажите рассказ с опорой на картинки.
VI. Послушайте рассказ еще раз.
Инсценирование рассказа детьми.
Распределение детей по ролям.
Заключительная часть
VII. Итог занятия:
- Что вам запомнилось больше всего на занятии?
- Как называется рассказ, который вы пересказывали?
- Кто его автор?
- Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам.
Домашним заданием будет:
1) Пересказывать рассказ «Косточка».
2) «Одинаковые сливы».
Останкова Е.А.,
учитель-логопед