Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы по образовательной области «Коммуникация»

КнигаМетодическая разработка: Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы по образовательной области «Коммуникация» (раздел «Подготовка к обучению грамоте») с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Двигательная деятельность» на тему: “Редакция журнала”.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ (нарушениями опорно – двигательного аппарата) в интеграции с ознакомлением детей с предметным и социальным окружением через использование обучающих дощечек, направленных на развитие мелкой моторики и навыков зрительно – моторной координации.

Тема: «Редакция журнала»

I. Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Закрепить понятия: «Гласный звук», «Мягкий согласный звук», «Твердый согласный звук»;
  2. Совершенствовать навыки звукового анализа слов (выделения ударного гласного из середины слова, дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости, определения позиции звука в слове)
  3. Упражнять в выкладывании образа буквы М;
  4. Развивать диалогическую форму речи;
  5. Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них полными предложениями;

Коррекционно — развивающие задачи:

  1. Развивать зрительное восприятие, внимание и логическое мышление;
  2. Совершенствовать навыки зрительно – моторной координации, ручной умелости;
  3. Развивать творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение и желание работать коллективно при создании общего продукта деятельности;
  2. Воспитывать умение работать в парах, терпеливо дожидаясь своей очереди.

Программное содержание в интеграции с образовательной областью «Познание»:

  • познакомить детей с журналом – как средством массовой информации, процессом его создания и профессиями людей, работающих в редакции;
  • упражнять в узнавании и назывании цифр и основных цветов.

«Социализация»:

  • упражнять детей в выполнении ролевых действий работников редакции (роли корреспондентов, художников, редакторов);
  • воспитывать заинтересованность в ролевой игре;
  • поддерживать детскую инициативу в игре.

«Художественное творчество»:

  • отрабатывать навык приклеивания заготовки четко по контуру.

«Двигательная деятельность»:

  • развивать координацию речи с движениями;
  • упражнять в выполнении основных движений (бег по кругу, наклоны, потягивания вверх, прыжки на месте).

II. Методы и приемы

  • Наглядный – показ презентации, игровых пособий;
  • Словесный – художественное слово, беседа, рассуждения, вопросы педагога и детей, хоровые и индивидуальные ответы детей, словесные игры;
  • Практический – ролевая и дидактическая игра, игровые упражнения.
  • Использование здоровьесберегающих технологий (зрительной и дыхательной гимнастики).

III. Демонстрационный материал

  • Компьютерно – проекторная установка;
  • Электронная презентация «Откуда к нам пришел журнал?»
  • Макет создаваемого журнала;
  • Серия обучающих дощечек «Забавные паутинки», «Цифровая дощечка», «Умная гусеница»;
  • Предметные картинки;
  • Журналы для оформления помещения группы.

IV. Раздаточный материал

  • Бейджи – модули с изображением атрибутов профессий («микрофон» — корреспонденты, «краски» — художники, «фотоаппарат» — фотографы);
  • Звуковые символы гласных звуков Т.А. Ткаченко (а,о,и,у), звука М;
  • Обучающие дощечки «Цыфровая дощечка» (6 шт.)
  • Обучающие дощечки для работы в парах «Умная гусеница» (3 шт.);
  • Д/И «Выбери продукт для йогурта» (6 шт.);
  • Игральные фишки (6 шт.);
  • Крышки – фишки, обозначающие звуки (красные, синие, зеленые) по 3 шт.
  • Предметные картинки со звуками М- Мь;
  • Разноцветные резиночки;
  • Игрушечные микрофоны (2 шт.);
  • Фотоаппараты (2 шт.);
  • «Рисунки — фотографии» игр для журнала;

V. Предполагаемая индивидуальная работа:

  • Дифференцированный подход к способу игры с разработкой «Звуковой калейдоскоп»: детям с достаточным уровнем сформированности фонематических процессов – самостоятельный подбор слов с заданным звуком, детям с недостаточным уровнем – дифференциация согласного звука по твердости – мягкости на основе картинного материала.
  • Дифференцированный подход к составлению образа буквы из цветных резиночек на «Цифровой дощечке»: детям, знакомым с цифрами, – на основе цифрового обозначения, не владеющими образом цифр – на основе цвета.

VI. Примерный ход НОД

Структурные части

Действия и слова педагога

Предполагаемые действия и ответы детей

Способ организации

Приветствен — ные слова детям и гостям. - Добрый день ребята и уважаемые гости. Посмотрите, как много здесь интересного (показывает на журналы).- Что это?-А что такое журнал? Дети приветствуют гостей.- Журналы.Дети рассуждают. Фронтальный
Беседа с использованием электронной презентации «Откуда к нам пришел журнал». По слайдам презентации рассказываем детям:- Журнал – это одно из средств массовой информации, через которое люди получают знания.  Оно имеет форму книги. Дети рассматривают слайды.

Фронтальный

- Детский журнал -  увлекательный и поучительный друг детей, из него можно узнать много нового и интересного. В нем могут печататься различные игры.          
- Создание журнала – сложный процесс, в котором трудится большое количество людей.
-  Если рассмотреть журналы, то мы видим, на его страницах и обложке размещаются фотографии.- Кто же делает фотографии для журнала?- Фотограф фотографирует окружающие предметы, явления нашей жизни и людей. Ему в работе помогают фото и видеокамеры.
-Если полистать журнал, то увидим, что на его страницах печатаются различные статьи.- Над их созданием трудится корреспондент.  Так же он берет у людей интервью, т.е. опрашивает мнение окружающих по какому – либо вопросу и описывает его в журнале.- В своей работе ему необходим микрофон.
В журналах имеется большое количество картинок. Кто их создает? Художник не только рисует картинки, но и оформляет журнал, красиво и правильно размещает фотографии и картинки.- А что ему в этом помогает?
- Трудятся все эти люди над созданием журнала в редакции.- В старину редакция выглядела так, в ней находилась одна бумага и ручки. В настоящее время на помощь людям пришла техника, компьютеры, большие печатные машины – станки.  Сейчас редакция выглядит так…
 - А теперь, думаю, пора поиграть в игру «Жмурки», нашим глазкам отдохнуть. Сильно зажмурили  глазки, спрятали их на 2 – 3 сек., открыли, спокойно закрыли, подождали и открыли.А теперь посмотрите вверх, вниз и в стороны.
- Сегодня я предлагаю вам самим попробовать создать свой первый журнал. Попробуем? - Да, попробуем.
- Чему же мы его посвятим?- Вы скоро пойдете в школу.- Какой журнал полезен для будущего школьника? Рассуждения  детей
 -Я предлагаю посвятить журнал звукам и буквам. А как же мы его назовем? Рассуждения  детей
Распределение ролей  - Как вы думаете с чего следует начать работу над журналом? Рассуждения  детей

Фронтальный

- Конечно же, необходимо распределить роли, кто кем будет при создании журнала.Предлагаю каждому выбрать по одному бейджику и вы узнаете, кем будете работать в редакции.(используются эмблемы с символами: «микрофон» (2 шт.) — корреспонденты, «краски» (2 шт.) — художники,

«фотоаппарат»  (2 шт.) — фотографы)

Дети прикалывают  на грудь Бейджи.
Оформление  «Странички гласных звуков», разукрашенной в красный цвет.  - Теперь журнал мы открываем и на страницу попадаем. А красный цвет подскажет нам, какие звуки живут там.(в случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы:                                 

-какие звуки мы обозначаем красным цветом,

-красными фишками).

Показ звуковых символов, сопровождающийся движениями со словами:

-А, ротик нам открыть пора,

О – стал наш рот как колесо,

У – губки хоботом тяну

И – ты улыбку всем дари!!!

 - Гласные звуки. Это а,о,у,и.

Фронтальный

 - Предлагаю поиграть в игру «Забавные паутинки», вам необходимо определить, какой гласный звук спрятался в каждом слове и соединить эту картинку с символом нужного звука.Используется обучающая дощечка «Забавные паутинки». Дети выделяют гласный звук из слова и соединяют его с нужным звуковым символом резиночкой

Индивидуальные ответы детей

- Пора за дело браться нашим фотографам.Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» — рисунок игры.- Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию»  этой игры на страничке «Гласных звуков». Дети – фотографы «делают»  снимок.Дети – художники  приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку.

В микрогруппе

Оформление «Странички согласных звуков», разукрашенной в синий и зеленый  цвета. - Журнал мы дальше полистаемИ на страничку попадаем.Зеленый, синий здесь ковер.

О чем же нам расскажет он?

(в случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы:                                 

-какие звуки мы обозначаем синим цветом, зеленым,

-синими, зелеными фишками).

- Какие согласные звуки вы знаете?

Показ звукового символа звука  М

-Звук М может быть разным – в некоторых словах он произносится твердо, а в некоторых- мягко.

Ответы детей

Фронтально

- Предлагаю поиграть в игру «Выбери продукт для йогурта». Для этого вам необходимо определить, какой звук М встречается в каждом слове – твердый М или мягкий Мь и поставить свою фишку на кружок нужного цвета. Так вы сможете дойти до продукта и сказать, какой йогурт будете готовить.Используется игра из методической разработки  «Звуковой калейдоскоп». 

 

 

Дети называют По-очереди картинки и определяют какой звук М в данном слове – мягкий или твердый.Может использоваться усложнение: самостоятельно подбирают слова с твердым М или мягким звуком Мь, чтобы дойти до определенного продукта.
- Пора за дело браться нашим фотографам.Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» — рисунок игры.- Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию»  этой игры на страничке «Согласных звуков». Дети – фотографы «делают»  снимок.Дети – художники  приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку.

В микрогруппе

Динамическая пауза - Мы работали, играли.Думаю, что мы устали.Сейчас немножко отдохнем,

Потом работу мы начнем.

 

Взявшись за руки, мы  встали

И немножко поскакали.

Побежали,  все нагнулись

Кверху дружно потянулись…

Воздух носом мы вдыхаем,

А потом все пропеваем:

Ма, мо, му, ми.

Встали парами, друзья
И сказали: “Ты да я –
Это мы”
Между тем
Получилась буква М.

Дети выполняют движения физминутки с речевым сопровождением

Фронтально

Оформление «Буквенной странички»  - Мы со звуками играли,Дружно М мы повторяли.Чтобы звук нам увидать

Пора букву изучать…

Педагог раздает каждому ребенку  обучающую «Цифровую дощечку» и просит выложить букву М из разноцветных резиночек по образцу.

Работа с обучающей дощечкой.Детям необходимо соединить цифры, которые задействованы  при создании образа буквы М (по образцу).Если ребенок не знает цифр – работа осуществляется на основе цветных гвоздиков.

Фронтально

- Пора за дело браться нашим фотографам.Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» — рисунок игры.- Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию»  этой игры на страничке. Дети – фотографы «делают»  снимок.Дети – художники  приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку.

В микрогруппе

Оформление странички «Звуковых пряток»  - Пришла пора журнал листатьИ место звука и буквы  в слове определять.- Предлагаю поиграть в игру «Умная гусеница» (используется аналогичная дощечка) и определить место звука М в слове на картинке и закрутить нужную крышку в нужное место.

Предлагается 2 картинки для каждого ребенка в паре.

Каждая пара детей работает с обучающей дощечкой

В парах

- Пора за дело браться нашим фотографам.Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» — рисунок игры.- Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию»  этой игры на страничке Дети – фотографы «делают»  снимок.Дети – художники  приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку.

В микрогруппе

Интервьюиро — вание Детям – корреспондентам  предлагаются игрушечные микрофоны с символикой телеканалов.- Настало время поработать нашим корреспондентам и  взять интервью у создателей журнала.- О чем вы хотели бы задать вопросы?

Может быть спросим:

- Скажите пожалуйста, вам понравился журнал?

- Какая игра  понравилась больше всего?

- Что было труднее всего?

Возьмите интервью, пожалуйста, у наших гостей. Спросите, хотели бы они сами создать свой собственный журнал, чему бы его посвятили?

- Дети – корреспонденты «берут интервью» друг у друга и гостей.

В микрогруппах

Обобщение материала, Анализирова — ние деятельности детей - Все ребята сегодня  прекрасно справились с ролью корреспондентов, фотографов и художников, работали дружно, ответственно, в результате чего получился прекрасный детской журнал – подарок. Кому же мы можем его подарить? - Нашим воспитателям. Мы будем его читать и играть в игры со звуками и буквами.

Фронтальный

Прощальные слова педагога    - Теперь скажу вам на прощанье:«До новой встречи или до свидания»,Добавлю так же: «Будьте вы здоровы,

Надеюсь, в следующий раз мы поиграем снова!»

Прощаются с педагогом и гостями

Фронтальный

Морозова Людмила Геннадьевна,
учитель-дефектолог,
МБДОУ «Детский сад № 128 «Василёк»,
г. Чебоксары

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ
Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]« Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]«
Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.