Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [В]-[В’] — [Ф]-[Ф’]».
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Продолжать учить давать характеристику изучаемым звукам.
- Продолжать учить определять наличие или отсутствие изучаемых звуков в слове.
- Продолжать учить определять место звука в слове.
- Закреплять знание графического образа изучаемых букв.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие фонематического восприятия;
- Развитие логического мышления;
- Развитие внимания и памяти;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие слухового внимания.
Воспитательные задачи:
- Формирование познавательного интереса;
- Формирование ответственности;
- Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- Воспитание чувства сопереживания, желания помочь.
Материалы и оборудование:
- ноутбук, фрагмент мультфильма «Маша и медведь» — «Следы невиданных зверей», «пульт» от телевизора, звуковая таблица, кубик с именами детей, д/и «Поселим жильцов», элементы букв для игры «Необычайный конструктор», листы с перепутанными буквами, карточки с буквами З, А, Й, Ч, И, К
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня я хочу показать вам кое-что интересное. А вот что это, вы узнаете, если посмотрите на экран нашего телевизора. Но что-то экран ничего не показывает. Мы ничего не забыли сделать? (включить телевизор). Правильно! Пусть каждый из вас возьмет в руки пульт от телевизора и наберет специальный код: — нажмите стрелочку, которая показывает направо
- цифру 7
- большой зеленый круг
- цифру 5
- стрелочку, которая показывает налево
Вот наш телевизор и включился!
2. Просмотр фрагмента мультфильма «Маша и медведь» — «Следы невиданных зверей»
3. Объявление темы занятия.
Л: Поможем Маше узнать, кто же оставил следы? Для этого мы должны пройти много испытаний. За каждое из них вы будите получать одну букву и в конце занятия собрать их них название этого животного. Каждую букву мы должны заслужить – выполнить задание Медведя.
Ну что, отправляемся в путь?
4. Характеристика звуков [В] — [В’] — [Ф] — [Ф’].
Л: Для того, чтобы получить первую букву, вы должны с помощью звуковой таблицы дать характеристику звукам [В] — [В’] — [Ф] — [Ф’]. Именно эти звуки будут сегодня встречаться нам на пути.
Л: Молодцы! Вы все правильно рассказали. Получите свою первую букву. А вместе с буквой и кубик с вашими именами. Чье имя выпадет на кубике, тот и будет отвечать за полученную букву.
5. Дифференциация звуков.
В слогах – «Повторите песню»
Л: Но вот в лесу поднялся ветерок и он поет нам песню. Давайте повторим ее!
Фе- фе – ве – ве
Фу – ву – фу – ву
Во – фо – фо – во
Вла – вло – влу – фла – фло – флу
В словах – Замените в словах звук и[В] — [В’] на звуки [Ф] — [Ф’]
Фаза – ваза Софа — сова
Феня — Веня Фата – вата
Л: Молодцы ребята! Получите следующую букву.
6. Д/и «Поселим жильцов».
Л: Посмотрите, посреди леса стоят четыре дома. Как вы думаете, кто здесь живет?
Нам нужно расселить все картинки по своим квартирам. На 1 этаже живут картинки, в названии которых звуки [В] — [В’] — [Ф] — [Ф’] стоят в начале слова, на втором – в середине слова, на третьем – в конце слова.
Л: За то, что вы помогли звукам найти свои квартиры они дают вам третью букву!
7. «Заколдованные предложения».
Л: Чтобы получить следующую букву мы должны собрать из слов красивое предложение
Филин, сук, на, сидит
Цветы, ваза, стоят, в
Вова, ковер, выбивать, пошел
Острый, клюв, сова, у
Л: Молодцы! Возьмите следующую букву.
8. Физкультминутка.
Дует ветер нам в лицо,
Произвольные взмахи руками.
Закачалось деревцо.
Наклоны туловища влево-вправо.
Ветер тише, тише, тише.
Руки медленно опустить вниз.
Деревцо все выше, выше.
Руки вверх, потянуться.
9. Закрепление графического образа букв – игра «Необычайный конструктор».
Л: Скажите, а чем отличается звук от буквы?
Л: Перед вами лежат различные элементы букв. С их помощью соберите букву В. А теперь букву Ф.
Л: Молодцы! Возьмите следующую букву!
10. Развитие зрительного восприятия и внимания.
Л: Чтобы получить последнюю букву вы должны стать очень внимательными. Перед вами лежит листок, на котором написано много разных букв. Вы должны из всех букв выбрать букву Ф и обвести ее в кружок, а букву В – в треугольник.
Л: Какие вы внимательные! За ваше старание получите последнюю букву.
11. Игра «Живое слово».
Л: Теперь, когда все буквы у нас есть мы можем помочь Маше узнать, кто же оставил следы. Поставьте свои буквы так, чтобы получилось название животного. Чьи же это били следы? Конечно же зайчика! Вы молодцы!
12. Итог занятия.
Л: Давайте проверим, правильно ли мы определили животное. Сядьте на свои места и посмотрите на экран. Какое животное показывает нам Медведь?
- Что мы делали сегодня на занятии?
- Про какие звуки мы вспоминали?
- Что вам понравилось больше всего?
Пономарева Д.А.,
учитель-логопед