Индивидуальное логопедическое занятие по постановке и автоматизации звука [Р] у детей

Звук [Р]Индивидуальное логопедическое занятие по постановке и автоматизации звука «Р» у детей.

Цель:

  1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Р».
  2. Выработка правильного положения языка в ротовой полости ребёнка.
  3. Закрепление полученных навыков.
  4. Постановка непосредственно звука «Р».
  5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, речи.

Ход занятия

1. Подготовительный этап постановки.

Подготовительный этап предназначен для активации артикуляционных и мимических мышц, устранению гипо или гипертонуса. Работать над постановкой такого сложного звука необходимо после того, как большинство звуков в речи уже поставлены.

2. Логопедический массаж.

Логопедический массаж должен выполняться квалифицированным специалистом.

Виды массажных движений зависят от степени нарушений. При повышенном тонусе мышц массаж направлен на расслабление, а при пониженном на активизацию артикуляционного аппарата.

3. Артикуляционная гимнастика.

Если у ребёнка короткая подъязычная связка (уздечка), то можно попробовать её растянуть.

Подъязычная уздечка — это перепонка, которая соединяет ткани дна ротовой полости и язык.

В норме её длина составляет 1.5 см. В 5 лет у ребёнка она может быть 8 мм. Даже если уздечка короче 8 мм, то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. В случае сильно укороченной подъязычной связки необходимо обратиться к ортодонту.

Все упражнения должны выполняться медленно и плавно.

«Маляр»

Ребёнку необходимо улыбнуться и широко открыть рот. Широким кончиком языка провести несколько раз по твёрдому нёбу от верхних резцов в сторону горла, нёбного язычка. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

Инструкция: «Давай с тобою красить забор (рисуете ребёнку в тетради забор). Сделаем упражнение несколько раз и закрасим одну «заборину». Сначала посмотри, как сделаю я, а потом будем делать вместе».

Показываете ребёнку правильное выполнение упражнения и только после этого выполняете задание вместе с ним.

«Лошадка»

Попросить ребёнка улыбнуться, широко открыть рот и пощёлкать язычком. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной. Кончик языка широкий и расслабленный.

Инструкция: «Ты видел(а) когда-нибудь лошадку? Когда она бежит, то цокает копытцами.

Давай и мы поцокаем язычком также как она».

«Грибок»

Попросить ребёнка улыбнуться, широко открыть рот и присосать язык к твёрдому нёбу. Кончик зыка не должен подворачиваться.

Если ребёнок не понимает, где находится твёрдое нёбо и не может повторить упражнение за Вами, то следует попросить его вытянуть указательный палец вперёд, затем широко открыть рот и провести указательным пальцем ребёнка по его твёрдому нёбу. При этом следует объяснить малышу, что именно сюда должен «прилипнуть» язычок.

«Гармошка»

Положение языка такое же, как и в упражнении «Грибок», губы находятся в улыбке. Язык не отрывается от твёрдого нёба. Нижняя челюсть открывается и закрывается.

«Барабан»

Попросить ребёнка улыбнуться, слегка приоткрыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук «Д-Д-Д-Д…Д». При выполнении этого упражнения следите за тем, чтобы ребёнок не закрывал рот, а язык упирался в верхние зубы. Если у малыша не получается сразу произнести звук «Д», то можно заменить его звуком «Т», а через какое-то количество повторений попросить добавить голос.

Если, при выполнении этого задания, язык остаётся в нижнем положении, то необходимо попросить ребёнка закусить обычный карандаш, при этом продолжая произносить звук «Т» или «Д». В зависимости от возможностей ученика.

Инструкция: «Ты слышал(а) как стучат в барабан? Давай постучим ручками по столу и произнесём вместе: «Д-Д-Д-Д…Д». А теперь давай посмотрим, кто быстрее произнесёт этот звук я или ты?»

«Вкусное варенье»

Широким кончиком языка стараться дотянуться до носа, а затем опустить его до верхней губы. Следить, чтобы ребенок не закусывал язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Инструкция: «Ты когда-нибудь ел(а) варенье? Какое варенье твоё любимое? (ребёнок называет или Вы ему подсказываете). Давай и мы сейчас представим, что на нашей верхней губе осталось вкусное варенье и как бы слижем его».

«Умоемся»

Попросить ребёнка открыть рот и облизывать сначала верхнюю, а после нижнюю губу по кругу.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

Инструкция: «Давай оближем губки от какой-нибудь вкусной еды (ребёнок называет, что он любит есть). Будем облизывать губки сначала по часовой стрелке, а потом против часовой. Повторяй за мной».

«Чашечка»

Попросить ребёнка широко открыть рот. Передние и боковые края широкого языка высоко подняты, но не касаются зубов.

«Качели»

Попросить ребёнка открыть рот. Напряжённый кончик языка тянуть сначала к носу, а затем к подбородку. Следите, чтобы ребёнок не подворачивал нижнюю губу, нижняя челюсть остаётся неподвижной.

4. Постановка звука «Р».

Есть много разных способов постановки этого звука. Каждый может выбирать наиболее удобный. Я ставлю детям звук «Р» от звука «Д-Д-Д-Д…Д» (см. упражнение «Барабан»).

Кладём ребёнка к себе на колени. В положении лёжа язык занимает необходимое место в ротовой полости. Далее берём обычный фломастер, протираем его влажной салфеткой и просим ребёнка закусить боковыми зубами край фломастера и чётко, быстро произносить звук «Д-Д-Д-Д-Дддддд».

После необходимо взять ручку с гладким концом или можно работать обратным концом зубной щётки ребёнка. Подносим гладкий край зубной щётки к кончику языка и выполняем быстрые колебательные движения из стороны в сторону. Язык при этом у ребёнка поднят к альвеоллам. Если мышцы языка достаточно разработаны, то в результате такого упражнения должен получиться рокочущий звук по типу «тр-трь».

5. Автоматизация звука «Р».

Ребёнок вместе с логопедом проговаривает обратные слоги и предложения, а после закрашивает одну картинку. Те картинки, которые не были закрашены на уроке, закрашиваются ребенком дома, после проговаривания предложений.

Скачать

Михайлова Зоя Александровна Михайлова Зоя Александровна,
учитель-логопед,
ГБОУ Школа № 1021,
г.Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.