Тема: «Дифференциация звуков К-Г в лексической теме «Весна. Труд людей весной»
Образовательные задачи:
- Закрепление умения опознавать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза.
Развивающие задачи:
- Развитие фонематических представлений, речевой активности, зрительного внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
- Развитие навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование:
- экран, дидактические игрушки-варежки «Котята», мел, картинки с изображением грядки , клумбы, пакеты с семенами колокольчика, мака, кабачков, гороха, огурцов.
Предварительная работа:
- Разучивание логоритмического упражнения «Огород», оформление «Огорода на окне» ( посев семян, уход за рассадой, наблюдение за ростом)
Ход занятия
1. Организационный момент:
Объявление темы занятия, создание эмоционально-положительного фона, развитие слухового восприятия.
Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о весне, вспомним знакомые звуки, будем много играть . А для начала игра « Повтори за мной» Педагог производит серии хлопков, дети слушают и повторяют.
Педагог: Отлично, молодцы, никто не ошибся!
Дети присаживаются на ковер перед интерактивной доской.
2. Презентация «У весны работы много» :
Развитие слухового и зрительного внимания, речевой активности, умения отвечать на вопросы полным ответом.
Педагог: А теперь прошу обратить внимание на экран , я расскажу вам одно красивое стихотворение.
Включает презентацию.
Педагог: О чем это стихотворение, что происходит весной, почему у весны много работы? А какие весенние работы у людей? А как мы с вами готовились, что делали , чтобы встретить весну зелеными грядками?
Ответы детей: Мы замачивали семена, сажали горошек, поливали и т.д.
Педагог: А давайте вместе с нашими кошечками вспомним, что растет на нашем огороде.
Дети надевают на руки игрушки.
3. Игра «Научи котенка»
Развитие умения опознавать звуки по артикуляционным признакам, совершенствование навыка мягкой атаки
Педагог: Оживим наших кошек, понюхаем, полакаем язычком.
А теперь слушайте задание: я буду называть слова, в которых не стану произносить некоторые звуки, а покажу их губами, а вы отгадаете эти звуки и произнесете вслух вместе со своими кошками.
(У)кроп, л(У)к, м(А)к, (О)вощи.
Дети произносят звуки У,А,О, вслух, одновременно с произношением показывая артикуляцию на руке. ВСТАВИТЬ ФОТО ЗЛАТЫ
Педагог: Молодцы, все правильно! А какие это звуки, как они называются и почему?
Дети: Это гласные звуки, т.к. при произнесении этих звуков воздушная струя не встречает преграды, эти звуки тянутся, поются.
Педагог: А давайте это проверим!
4. Игра « Громче-тише»
- развитие мягкой атаки и плавного голосоведения. Пропевание гласных звуков с повышение и понижением тона.
Педагог: Предлагаю пропеть эти звуки так, словно мы поднимаемся по лесенке. Пропевая, показывать артикуляцию гласного руками.
Дети выполняют задание
Педагог: Отлично, вы все сделали верно! Ваши кошки научились не только мяукать, а еще и произносить гласные звуки ! Теперь их надо убрать на место до следующего раза.
Дети снимают варежки и складывают в коробку.
Педагог: Ребята, а сейчас я произнесу два слова, а вы назовете первые звуки в этих словах. ГОРОХ КАРТОШКА . Какие это звуки, что общего в них и чем они отличаются?
Дети: Г и К . Это согласные звуки, потому что при произнесении воздушная струя встречает преграду, г- звонкий , а к- глухой звук.
Педагог: Все верно, умницы! А сейчас я хочу проверить , действительно ли вы умеете быть внимательными.
5. Игра «Потянись-наклонись»
- развитие навыка различения звуков по акустическим признакам
Педагог: Я буду произносить звуки, слоги, слова. Как только услышите звук К- вы должны будете потянуться на носочках, подняв руки вверх. Как только услышите звук Г- наклониться и коснуться носочков пальцами не сгибая коленей. Слушайте меня внимательно!
Дети выполняют задание
Педагог: Замечательно! Вы очень внимательные дети!
Дети собираются в круг и присаживаются на ковер
Педагог: А знаете, моя знакомая дачница, когда узнала, что мы с вами посадили огород накупила семян и решила так: все растения со звуком К- посадит на клумбу, а со звуком Г-на грядку. Давайте посмотрим, что у нее из этого выйдет!
Педагог вынимает из корзины яркие пакетики с семенами : Колокольчика, мака, кабачков, гороха, огурцов и изображения клумбы и грядки и предлагает детям выполнить задумку дачницы.
Дети распределяют пакеты с семенами к грядке и клумбе.
Педагог: Давайте проверим, что же получилось! Кабачок на клумбе растет?
Дети: Нет! На клумбу высаживают цветы, а овощи — на грядку!
Педагог: А давайте прогуляемся по огороду и проверим!
6. Логоритмическое упражнение «Огород»
- координация речи с движениями
Педагог: Действительно, на грядках овощи растут, моя знакомая дачница совсем запуталась. А на клумбе растут цветы. А хотите прямо сейчас на нашей доске расцветут цветы? Тогда берите в руки мел и походите ко мне.
7. Росчерк «Цветок»
- развитие мелкой моторики, рисование с проговариванием.
Педагог показывает росчерк : Лепесток, лепесток, получается — цветок!
Дети выполняют сначала в воздухе, а потом мелом на доске.
Педагог: Сделайте два шага назад, посмотрите, какая красота у нас получилась!
8. Организация окончания занятия — оценка работы детей.
Педагог предлагает вспомнить, чем они занимались на занятии, что было интересно делать. Обязательно положительно оценивает деятельность каждого ребенка.
А после занятия мы смотрели фильм про то, как мы горох растили!
Мищенко Е.И.,
учитель-логопед