Конспект НОД (средний, старший возраст) «В гостях у Волшебницы осени»

Приметы осениДанная методическая разработка НОД поможет логопедам (воспитателям лог. группа) провести итоговое занятие по теме «Осень» с дошкольниками старшего возраста.

НОД (средний, старший возраст) «В гостях у Волшебницы осени»

Цели:

  • Обобщать и систематизировать знания детей о деревьях, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу.
  • Обогащать и активизировать словарь детей по теме (подосиновик, подберёзовик, сыроежка, волнушка, сосна, осина, береза, рябина.)
  • Упражнять в употреблении существительных Тв. п., ед.ч. и Р.п. мн. числа;
  • Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к растениям (рябиновый, березовый, жаренный, грибной).
  • Развивать связную речь, умение отвечать на вопрос полным ответом. Практическое употребление простых предлогов в речи (в, на, под).
  • Развивать, внимание, воображение.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал:

  • набор картинок: деревья, грибы, ягоды; дидактическая игра «Собери грибы в корзинку», кукла «Старичок –лесовичок», листья деревьев для игры «С какого дерева упал листок»;

Предварительная работа:

  • беседы о грибах, деревьях, рассматривание иллюстраций, д/и “Узнай по описанию”, д/и “С чьей ветки детки”, д/и «Найди грибок!».

Ход занятия:

Вводная часть.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

- Какое у нас сейчас время года? (осень)

- Сегодня Волшебница осень приглашает нас в гости, в свой сказочный лес. Попасть мы сможем туда через эти ворота, но вот беда, занавес откроется, если вы расскажите стихотворение про осень.

  • Если на деревьях листья пожелтели,
  • Если в край далекий птицы улетели,
  • Если небо хмурое,
  • Если дождик льется,
  • Это время года…осенью зовется.

Одновременно с чтением стихотворения выставляются картинки.

Дети проходят через ворота. Перед ними экран с изображением осеннего пейзажа, картинки деревьев, грибов, на полу осенние листья, сосновые и еловые шишки, плоды рябины, ветки ели, сосны. Звучит музыка.

- А вот и лес!

Здравствуй, лес, осенний лес!
Полон сказок и чудес!

Просмотр фотографий на экране. Педагог читает стихотворение:

Осень лес наш украшает разноцветною листвой,
По тропинке, меж березок, здесь пойдем и мы с тобой.
Под ногами лист осенний тихо, тихо зашуршит,
На рябине краснощекой ярко ягода горит.

Приготовила природа всевозможные плоды,
Вот и сочная морошка на болоте, у воды.
Раскраснелась брусника, вороники хоровод,
Голубику и чернику мы скорей отправим в рот.

Здесь волнушки, сыроежки разноцветною семьей,
Повстречались на полянке и маслята под травой.
Боровик на толстой ножке, подосиновиков ряд,
Среди мха в постельке теплой только шапочки горят.

Но поганки, мухоморы мы обходим стороной,
Хоть грибы и ядовиты, мы не топчим их ногой.
Ярко- красною листвою здесь осинки шелестят,
Только елочки и сосны все зеленые стоят.

Лес накормит урожаем птиц, зверей и нас с тобой.
Хорошо гулять по лесу нам осеннею порой!

1.​ Образование Р.п. мн. числа существительных.

- Вот как здесь красиво! Расскажите, чего много в осеннем лесу? (В лесу много деревьев, …. листьев, деревьев, грибов, травы, пней, ягод, веток, дождей, мухоморов, комаров, волнушек, шишек, рябины,..)

2.​ Практическое употребление Тв. п. существительных.

- А теперь закройте глаза, вдохните лесные запахи. Расскажите, чем пахнет в осеннем лесу? (травой, грибами, ягодами, дождем, листвой, костром, мокрой травой…)

3.​ Дифференциация деревьев, закрепление названий.

- Вы узнали, какие деревья растут в наших лесах?

- Правильно, живут в этом лесу деревья –подружки: тут и елки – зеленушки, и березки – веселушки, и рябины — краснощечки, и сосны – стройнушки. Пришла осень и раскрасила все деревья цветными красками. Назовите любимые цвета осени.

4.​ Образование относительных прилагательных.

- А что это шуршит у нас под ногами? (листья).

Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой —
Как хорош ты, лист цветной!

- Хоть Волшебница Осень раскрасила каждый листик в свой цвет, но мы все равно узнаем, с какого дерева упал лист. Найдите лист рябины.

  • Как он называется?
  • Какого он стал цвета? Возьмите его в правую руку.
  • Какой лист у тебя в правой руке? (рябиновый)
  • С какого дерева упал рябиновый лист? (с рябины)

- А теперь найдите лист березы. Возьмите его в левую руку.

  • С какого дерева упал этот лист?
  • Как называется лист березы?
  • Какого он стал цвета?
  • Какой лист у тебя в левой руке? (березовый)

5.​ Упражнение развитие дыхания, слухового внимания.

Разыгрался ветер на лесной полянке,

Закружились листья в хороводе ярком!

- Ветерок хочет с нами поиграть в игру «Листопад». А вы знаете, что такое листопад?

Ветер щеки толстые надул, надул, надул
И на листочки пестрые подул, подул, подул.

Дыхательное упражнение. Дети дуют на листочки с различной силой, в зависимости от команды: «слабый ветерок» и «сильный ветер». По команде «листопад» отпускают листочки и они падают.

6.​ Дифференциация грибов, активизация словаря.

Обратить внимание детей на кучу еловых и сосновых веток.

С какого дерева упали эти ветки? (Ели и сосны)

  • Ветка ели называется …еловая.
  • Ветка сосны…сосновая.

- Да там кто-то прячется? Педагог открывает ветки и достает игрушечного старичка –лесовичка. — Ой, кто это?
Лесовичок: “Да не бойтесь, это я старичок- лесовичок. Вы попали и в мои владения без разрешения. Чтобы пройти дальше поиграйте со мной, ведь мне так скучно здесь одному. Присаживайтесь на пеньки и отгадайте загадку.

Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Лесовичок: А знаете ли вы, как называют людей, которые собирают грибы? (грибники) Надо же, какие умные ребята! От меня без подарков не уйдете. Вот вам корзинка. Соберите в нее грибы.

На доске предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Дети должны собрать в корзинку только съедобные грибы, отвечая на вопросы.

  • Какой гриб ты нашел? (Я нашел подберезовик. Я нашел подберезовик волнушку. Я нашел подберезовик. Я нашел сыроежку.)
  • Сколько подберезовиков (волнушек) мы нашли?
  • Как назвать одним словом все грибы в корзинке? (съедобные)
  • Почему эти грибы называют съедобные?
  • Как можно заготовить грибы на зиму? (варить, жарить, солить, сушить, мариновать)
  • Суп из грибов – грибной суп
  • Икра из грибов – грибная икра
  • Пироги с грибами – грибные пироги
  • Почему ты не взял этот гриб? (несъедобный, ядовитый)
  • Как он называется? (мухомор, поганка)
  • Давайте вспомним главное правило грибника: Собирать в лесу можно только известные грибы, а ядовитые грибы мы обходим стороной и не топчим их ногой.

- Вот какие подарки дарит нам лес!

7. Музыкально–ритмическое упражнение «Смешной шарик»

- Молодцы ребята! (Обратить внимание на Белочку с корзинкой шишек.) Моя подружка белочка заготовила на зиму … шишки. С какого дерева эти шишки? Она не только их ест, но и играет с ними как с шариками, разминая свои лапки. Давайте и мы поиграем с Белочкой и споем песенку «Смешной шарик». Возьмите по 1 шишке. (Дети поют песенку под фонограмму, выполняют движения по тексту, раскатывая сосновую шишку и массажируя кисти рук)

- Шишке вернем Белочке, ведь не зря она трудилась и заготавливала их на зиму. А мы заглянем в гости к Ежу.

Педагог стучится в домик к ежу. Но никто не отвечает.

- Что –то никто не отвечает. Как вы думаете, ребята, где ежик? Может он уже заснул перед долгой зимой? Значит, мы не попадем к нему в гости.

Лесовичок: Не расстраивайтесь, у меня есть волшебный телевизор. Сейчас мы увидим, что делает ежик в своем домике. И, правда, он, уже заснул. Но посмотрите, сколько грибов насушил еж на зиму. Расскажите, где ежик сушил грибы? (по картинке на экране дети составляют предложение с предлогом.)

Лесовичок: Большое спасибо вам, ребята, за то, что в гости ко мне пришли да веселье принесли. А чтобы вы не заблудились в лесу, я дам вам волшебный клубок, куда он покатится, туда и ступайте (отдает клубок, прячется)

Педагог бросает клубок и он «катится в детский сад»

- Вот мы и в детском саду. Понравилось вам путешествие по сказочному лесу.

Кузнецова Е.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе (ФФНР) «Как богатыри Забаву спасали» Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе (ФФНР) «Как богатыри Забаву спасали»
Методическая разработка: Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе на тему: «Составление рассказов об осени» Методическая разработка: Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе на тему: «Составление рассказов об осени»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Конспект НОД в старшей/подготовительной к школе группе.  Тема: Лучший праздник – День рождения Конспект НОД в старшей/подготовительной к школе группе. Тема: Лучший праздник – День рождения

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.