Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Тема: «Мой родной город – Рязань»
Цель.
- Речевое развитие и патриотическое воспитание дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи:
коррекционно — образовательные:
- углублять, расширять, уточнять знания и представления детей о родном городе;
- активизировать и обогащать словарь, совершенствовать грамматический строй, навыки диалогической речи, построения самостоятельных развёрнутых высказываний, выразительного чтения стихов, письма и чтения;
коррекционно ‑ развивающие:
- развивать психические процессы, познавательную активность, просодическую сторону речи, координацию речи с движением;
коррекционно — воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, к родному городу, самостоятельность, активность, ответственность.
Предварительная работа:
- экскурсии по городу, беседы о достопримечательностях города, о гербе, выдающихся земляках; просмотр презентации, чтение стихов С. Есенина и заучивание отрывков, заучивание стихов Ю. Евстигнеевой о рязанском крае.
Словарная работа:
- подбор и объяснение значений родственных слов к словам – Родина, Рязань; словарь к описанию герба города (шапка Мономаха, серебряный конь, князь с мечом, золотой крылатый зверь).
Оборудование:
- мольберт с магнитной доской, открытки и фотографии с достопримечательностями города, портреты выдающихся людей, изображение герба города, карточки со словами для коллективного составления предложения.
Ход занятия
Организационный момент
Дети стоят перед мольбертом, на котором написаны слова: родить, род, Родина, родник, родители, рождение, родственники, народ, народный.
Логопед предлагает детям прочитать написанные слова и ответить на вопросы:
- Как вы думаете, что это за слова? (Родственные.)
- Что такое Родина? (Место, где родился человек.)
- Как называется наша большая Родина? (Россия. )
- Как называется наша малая родина? (Рязань.)
Сообщение темы.
Сегодня мы будем рассказывать о нашей малой родине, о родном городе — Рязани.
Основная часть.
Главная река города.
Кто из вас знает, на какой реке раскинулся наш город? ( На Оке.)
Прочитайте слова на карточках, выложите из них предложение.
(Ока – главная река города Рязани.)
Достопримечательности города.
Наш город — большой и красивый, в нём много интересных достопримечательностей. Поиграем в мяч и перечислим, чего много в нашем городе. ( Дети встают в одну шеренгу, передают массажный мячик и перечисляют: много памятников, площадей, музеев, кинотеатров, фонтанов,
красивых улиц, библиотек, парков, торговых и развлекательных центров, учебных заведений.)
Дыхательная гимнастика.
Дети встают в круг на ковре. На вдохе — поднимают руки вверх, на выдохе, опуская руки, — произносят фразы:
Мой родной город – Рязань.
Мой родной город — большой и красивый.
Игра в мяч «Назови свою улицу»
Логопед бросает детям мяч, а они, возвращая его, называют улицу, на которой живут.
Выдающиеся люди Рязани.
На магнитной доске мольберта написаны фамилии выдающихся людей:
- К. Э. Циолковский, И. П. Павлов, И. В. Мичурин, А.С. Новиков-Прибой, С. А. Есенин. Дети читают фамилии и коротко рассказывают о выдающихся людях:
- К. Э. Циолковский – учёный, основоположник космонавтики.
- И. П. Павлов — академик, физиолог.
- И. В. Мичурин – биолог, селекционер, автор многих сортов плодово- ягодных культур.
- А. С. Новиков — Прибой – писатель, автор произведений о море.
- С. А. Есенин – выдающийся поэт.
Логопед постепенно размещает портреты рядом с фамилиями. В завершении дети читают отрывки стихов С. Есенина:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
(На доске фотография Дома – музея С. Есенина в Константиново.)
Если крикнет рать святая: « Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: « Не надо рая! Дайте Родину мою!»
Беседа о достопримечательностях города по открыткам.
Беседа о гербе города.
Какое отношение к нашему городу имеют изображения: князь с мечом, шапка Мономаха, серебряный конь, фантастический крылатый зверь?
На доске появляется изображение герба города.
Герб города – это его эмблема, символ власти и силы.
Подбор родственных слов к слову – Рязань. ( Рязанский, рязанец, рязанка, рязаночка, рязанцы).
Чтение детьми стихов о Рязанском крае.
О нашем Рязанском крае написано много красивых стихов. Послушаем стихи Ю. Евстигнеевой:
Я люблю свой Рязанский край.
Протекает Ока горделиво,
И цветочно — берёзовый рай
Протянул свои ветви игриво.
Сердцу милый рязанский простор
Воспевал наш поэт Есенин.
Дорог мне отчий дом и наш двор,
Пряный запах лугов весенних.
Итог.
Сегодня мы рассказали о нашей малой родине – о родном городе Рязани.
Мы назвали достопримечательности Рязани, вспомнили имена наших выдающихся земляков. Чтобы наш город становился ещё лучше и красивее, мы, жители Рязани, должны заботиться о нём. Подумайте и расскажите, как мы можем позаботиться о своём родном городе.
(Дети перечисляют: соблюдать чистоту, сажать деревья, ухаживать за клумбами, беречь памятники).
Шишкина О.Г.,
учитель-логопед