Технологическая карта логопедического занятия. Тема: «Зимняя сказка»

ЗимаКраткая аннотация: конспект занятия разработан для автоматизации и дифференциации звуков Л и Ль в словах и предложениях. Подобранный материал, задания и упражнения соответствуют лексическим темам «Зима», «Новый год».

Разнообразие используемых методов работы (введение в сюжет знакомых и новых персонажей, речевые упражнения, пальчиковая игра, графические упражнения и применение новых педагогических технологий) значительно повышают эффективность коррекционно-образовательного процесса, что особенно важно при обучении детей с речевыми нарушениями.

Технологическая карта логопедического занятия.

Тема: «Зимняя сказка»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Форма организации: парная, подгрупповая.

Используемые технологии:

• здоровьесберегающие технологии (арт-терапевтические: сказкотерапия) ;
• информационно-коммуникативные технологии (использование и аудио и мультимедийного сопровождения;
• личностно-ориентированные технологии (создание ситуации успеха, ориентированной на выбор задания, ситуации обращения к личному опыту);

Этап: автоматизации

Цель: создать условия для выработки у детей четкого произношения звука «Л» в различных позициях.

Задачи:

• Обеспечить закрепление детьми представлений об акустико-артикуляционном образе звука «Л».
• Подготовить речевой материал для активизации словаря по теме «Дикие животные наших лесов».
• Организовать детей для выполнения упражнений, направленных на совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с существительным в родительном падеже, употребление предлогов).
• Организовать детей для выполнения упражнений, направленных на закрепление навыка звукового анализа слов, зрительно-пространственной ориентировки, графо-моторных функций, мелкой моторики пальцев рук;
• Организовать самооценочную деятельность детей.

Ожидаемые результаты

Образовательные

• Ребенок соблюдает четкую артикуляцию звука в слогах, словах и фразах.
• Ребенок умеет определять положение звука в слове (начало, середина, конец), количество и последовательность звуков в слове.
• Ребенок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже.
• Ребенок правильно употребляет приставки и предлоги.
• Ребенок может назвать действия и признаки по указанным предметам.

Коррекционно-развивающие

• У ребенка сформированы нормальные темп, ритм и паузация речи.
• Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе.
• Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое.
• Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела.

Воспитательные

• У ребенка сформированы навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
• У ребенка высоко развита активность, самостоятельность, инициативность.
• У ребенка сформирована сознательность, ответственность.
• Ребенок осознает необходимость четкого звукопроизношения.
• У ребенка сформированы навыки самооценивания и самоконтроля за речью.

Методы: решение проблемной ситуации (как поднять настроение елочке);, наглядный метод (использование мультимедийного оборудования); словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); практические методы ( выполнение графических упражнений); поощрение; создание ситуации успеха.
беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение, сюрпризный момент, игровая ситуация.

Предварительная работа: индивидуальная работа по постановке звука Л, автоматизация звука в прямых и обратных слогах в начале, середине и конце слова, работа над слоговой структурой слова, разучивание артикуляционной и дыхательной гимнастики, знакомство со схемой слова и предложения.

Материалы и оборудование: макет зимней полянки размером 50ҳ50, фигурки животных и птиц, вырезанных из плотного картона, карточки, отображающие место звука в слове, заготовки для графических упражнений, шаблоны с изображением контура елки, презентация с изображением зимних пейзажей лета и обитателей зимнего леса( лось, волк, глухарь, ласка, белка), аудиозапись с музыкой А.Вивальди «Времена года. Зима».

Этап Время проведения Содержание Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Психологический настрой1 мин Приветствие: хоровое проговаривание детьми совместно с педагогом«Каждый день, всегда, везде,
на занятиях, в игре -
говорим всё чётко, внятно,
чтобы было всем понятно»
Создает атмосферу психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка. Приветствуют педагога, выражают психологическую готовность к речевой деятельности Формирование положительного отношения друг к другу и окружающим.
Мотивационно-побудительный4 минПрием «Эмоциональное обволакивание»

Проблемный вопрос

Раздаются звуки мелодии А. Вивальди «Зима». Под музыку логопед читает загадку:Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю
Белю поля, дома
Зовут меня …»Дети хором – зима!

На экране появляются и медленно сменяются пейзажи зимнего леса.

Л: — Зимой природа особенно красива. Когда гуляешь по зимнему лесу, чувствуешь себя как в сказке. И кажется, что вот-вот из-за сугроба выглянет забавная мордочка  зайки или волшебная белая птица пронесется над головой.

А вы хотите очутиться в зимней сказке?

(Детей приглашают к игровому столику, на котором расположен макет зимней полянки)

Логопед тихим голосом читает стихотворение:

«Посреди поляны снежной
Дремлет елка безмятежно
Словно спящая принцесса
Королева чудо-леса».

- Тихо и спокойно на лесной полянке. Но елочке очень — очень  скучно  и одиноко.

Л: Что мы можем сделать, чтобы оживить полянку и поднять елке настроение?

(С помощью логопеда дети делают вывод о необходимости населить полянку животными и птицами и устроить праздник)

На полянку выставляется фигурка лося

Л: Кто это? Вы узнали его?

Д: Лось

На экране появляется картинка с изображением лося.

Лось — крупное копытное животное с мощными ногам и огромными рогами. Чем больше возраст животного, тем больше у него рога.

Л: Какой первый звук в слове ЛОСЬ вы слышите?

Д: Звук «Л»

Л:Чтобы оживить полянку вашим язычкам необходимо будет красиво произносить этот звук .

Что нам для этого нужно сделать?

(дети с помощью логопеда выдвигают предположение, что им нужно использовать в речи как можно больше слов со звуком «Л», произносить их четко, таким образом формулируя цели занятия)

Л: Мы пригласим на нашу белую полянку птиц и зверей, в названии которых есть звук «Л». Но сначала давайте сделаем зарядку для язычков, чтобы они вас не подводили.

- организует образовательное пространство.- исходя из педагогического замысла вызывает у детей состояние соучастия в ситуации- моделирует проблемную ситуацию и способствует  возникновению у детей состояния «хочу решить проблему»;

- совместно с детьми определяет  пути решения проблемы,

- создает  условия для формулирования темы  занятия детьми

- обеспечивает появление  у детей дополнительной мотивации  («мне надо четко говорить и тогда…»),

- задает вопросы, стимулирующие мыслительную и речевую деятельность.

-воспринимают  информацию;- осознают и принимают поставленную задачу;-выражают собственные мысли, чувства;

- выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение;

-самостоятельно определяют тему занятия и планируют предстоящую деятельность;

-осознают зависимость конечного результата речевой деятельности от собственных усилий.

Привлечение непроизвольного вниманияВнутренняя мотивация на деятельность.Формальная готовность  к предстоящей речевой деятельности
Основной этап15 минСитуация выбора 1.Артикуляционная гимнастикавыполняются упражнения «Блинчик», «Накажем непослушный язычок», «Самолет», «Вкусное варенье»2. Уточнение артикуляционного уклада звука

-Какое положение принимают губы, когда мы произносим звук «Л»?

- Язычок?

- Звук «Л» — звонкий, работает голосок

3. Изолированное произнесение звука.

- Покажи, как правильно произнести этот звук.

- Погуди длительно Л-Л-Л

- Произнеси отрывисто Л,Л,Л.

 Работа по автоматизации звука

Л: Вернемся  в нашу зимнюю сказку.

«Старый лось зовет зверей

- Эй, сюда! Скорей, скорей!
Вы забыли? Ведь сегодня
Будет праздник новогодний!»

Л:  Для того, чтобы эти обитатели очутились на полянке, вам нужно выполнить несколько заданий.

а) автоматизация в слогах

Л: Чтобы этот зверек прискакал, вам нужно повторить за мной слоги:

ЛА-ЛА-ЛА               АЛ-АЛ-АЛ

ЛО-ЛО-ЛО               ОЛ-ОЛ-ОЛ

ЛУ-ЛУ-ЛУ               УЛ-УЛ-УЛ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ             ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

б) автоматизация в словах и предложениях

Логопед демонстрирует фигурку ласки

Л: Вы знаете, как называется этот зверек?

(На экране появляется большое изображение ласки)

Ласка – небольшой хищный зверек белого цвета.

Л: Нужно поместить ласку слева от елки. Ребенок берет фигурку и комментирует свои действия – Я ПОМЕСТИЛ ЛАСКУ СЛЕВА ОТ ЕЛКИ.

Л: Для того, чтобы эти лесные жители появились на полянке, вам нужно отгадать загадки:

«Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный…(волк)».

Л: Поставь волка перед елкой. Ребенок комментирует – Я ПОСТАВИЛ ВОЛКА ПЕРЕД ЕЛКОЙ

Л: А на чем волк приехал?

Д: На лыжах

« Все время стучит

Деревья долбит

Но их не калечит

А только лечит… (дятел)».

Л: А как дятел лечит деревья?

Л: Посади дятла под деревом. Ребенок комментирует – Я ПОСАДИЛ ДЯТЛА ПОД ДЕРЕВОМ.

Л: А этот обитатель леса желает поиграть с вами в пальчиковую игру

в)Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук

«Елочка»Перед нами елочка:        (пальцы рук переплетены, из больших пальцев –  верхушка «елочки»)
Шишечки, иголочки.      ( кулачки, указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики,        («шарики» из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки,           («ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звезды, человечки.         (ладони сложены, пальцы расправлены; средний   указательный пальцы стоят на столе)

После гимнастики логопед демонстрирует фигурку глухаря

Л: Кто это? (если дети затрудняются ответить, логопед называет сам)

- Это глухарь. Вы знаете почему он так называется? ! Глухарь – от слова «глухой». Его называют так потому что он, когда начинает петь свою песню —глохнет и не слышит никаких звуков. Когда замолкает – снова начинает слышать. Посади глухаря справа от елки.

Р: Я ПОСАДИЛ ГЛУХАРЯ СПРАВА ОТ ЕЛКИ.

 

г)Работа по развитию графо-моторных навыков

Л: А этот маленький зверек очень хочет, чтобы вы нарисовали его портрет.

(детям выдаются конверты, в которых находятся задания разной сложности.

1)для ребенка с математическими предпочтениями:

  контур белки, выполненный тонкой пунктирной линией, которую нужно обвести строго по линии и соединить по цифрам (легкий вариант)

нарисовать контур белки по точкам, следуя цифровому шифру (сложный вариант)

2) для ребенка с художественными способностями:

контур белки, выполненный тонкой пунктирной линией, который нужно обвести строго по линии (легкий вариант);

контур белки, выполненный тонкой пунктирной линией  с отсутствующими элементами (сложный вариант)

Л: Кто у вас получился?

Д: белка

д) Работа по развитию грамматического строя речи.

Л: Белочка у нас очень капризная. Она предлагает вам поиграть с ней еще и назвать всех обитателей полянки так, будто их много.

Д: Лось – лоси – много лосей
Ласка – ласки – много ласок
Дятел – дятлы – много дятлов
Глухарь – глухари – много глухарей
Волк – волки – много волков
Белка – белки – много белок.
Л: Посади белку на пенек

Р: Я ПОСАДИЛ БЕЛКУ НА ПЕНЕК

 

д) Работа по формированию навыка звукового анализа

Определить, к какой схеме подходит название каждого животного или птицы:

  • Начало слова – ласка, лось
  • Середина слова – волк, белка, глухарь
  • Конец слова – дятел           

е) Отработка четкого произношения звука в чистоговорках

Л: Посмотрите, в названии новогоднего дерева тоже есть звук «Л». Давайте же и про нее что-нибудь расскажем. Я предлагаю такиечистоговорки:

Индивидуальное и хоровое проговаривание:

«ЛУ-ЛУ-ЛУ – мы вокруг елки на балу
ЛО-ЛО-ЛО – нашей елочке тепло
ЛА-ЛА-ЛА – наша елочка мала
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ  — истоптали мы полы.»

Л: Теперь остается нарядить елочку и у зверей начнется сказочный праздник.

(раздается новогодняя мелодия)

 

Л: Давайте попрощаемся с нашими зверушками и птичками и пожелаем им счастливого Нового года.

организует деятельность детей, направленную на соотнесение исполнения последовательных действий   результату, цели и  задачам;активизирует субъектный опыт каждого ребенка;задает вопросы, стимулирующие процессы мышления и речи;

поощряет детей к высказываниям;

инициирует общее обсуждение;

вовлекает детей в практическую деятельность;

способствует  работе детей в паре и индивидуально;

стимулирует взаимодействие детей  в достижении результата;

создает ситуацию выбора для каждого ребенка;

наблюдает за детьми во время выполнения заданий;

в случае затруднений  оказывает  необходимую помощь и эмоциональную поддержку;

осуществляет контроль за звукопроизношением;

стимулирует детей к осуществлению самоконтроля и взаимоконтроля за произношением звука.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях,вспоминают ранее усвоенное.Отвечают на вопросы, рассказывают, объясняют;

работают индивидуально и в парах.

осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль за звукопроизношением

делают выбор, опираясь на свои возможности.

оценивают  результат индивидуальной и совместной деятельности.

Подготовка артикуляционного аппарата.Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;формирование предпосылок к овладению грамотой — умение фонетически правильно воспроизводить слова, осуществлять процессы звукового анализа и синтеза, словоизменения и словообразования; сформированность элементарных навыков самоконтроля.
Рефлексия3-5 мин Л: Вы довольны получившейся полянкой?

  • Удалось нам подготовить праздник для обитателей леса?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Что показалось самым трудным?

Обращение индивидуально:

  • Как ты считаешь, ты все слова со звуком «Л» проговаривал четко?
  • Какие слова были для тебя самыми трудными?

Если вам все понравилось и вы довольны результатом — можете взять с собой маленький кусочек этой сказки.

Детям выдаются фигурки елочек высотой 15-20 см из картона, на которых нужно нарисовать или приклеить елочные украшения, в названии которых есть звук «Л».

подводит  итоги  занятия с разных точек зрения: качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.организует оценку ребенком результата своей речевой деятельности.намечает перспективы дальнейшей деятельности оценивают качество собственной деятельности;оценивают конечный результат совместной практической деятельности;выражают эмоциональное состояние и степень удовлетворенности выполненными действиями. фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели;осознание себя как участника познавательного, творческого, речевого  процесса;сформированность элементарных навыков самооценки.

Мовилян И.П.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект НОД в старшей логопедической группе.Тема: «Путешествие в страну звуков» Конспект НОД в старшей логопедической группе.Тема: «Путешествие в страну звуков»
Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе «Цыплёнок Цып» Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе «Цыплёнок Цып»
Звук и буква «У». Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Звук и буква «У». Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему:  «Заколдованная весна» Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему: «Заколдованная весна»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.