Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р

Звук [Р]Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р

Тема. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях

Цель: Закрепить автоматизацию звука [р] в словах и предложениях.

Задачи:

1.​ закрепление произношения звука [р] в слогах, словах и предложениях;

2.​ развитие ручной и речевой моторики;

3.​ развитие фонематического анализа и синтеза;

4.​ расширение и уточнение словаря по теме «Животные»;

5.​ закрепление в речи согласования числительных с существительными;

6.​ развитие внимания, памяти, мышления.

Форма занятия:

Индивидуальное занятие.

Методы работы:

  • Словесные (рассказ, беседа)
  • Практические (артикуляционные упражнения)
  • Наглядные (работа с предметными картинками, карточками со словами)

Оборудование:

1.​ Зеркало для индивидуальной работы;

2.​ Картинки с изображением животных;

3.​ Карточки с названиями животных.

4.​ Речевой дневник ребенка.

Содержание занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуй, Миша! Сегодня на занятии мы будем произносить звук [р] отдельно, в слогах, словах и предложениях. Начнем занятие с гимнастики для пальчиков.

II. Пальчиковая гимнастика.

Игра «Пальчики здороваются». Поиграем в игру «Пальчики здороваются». Сначала будут здороваться друг с другом пальчики правой руки. (Упражнение выполняется вместе с учителем-логопедом). Кончик большого пальца правой руки поочередно «здоровается», касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца этой руки. А теперь будут «здороваться» пальцы левой руки… Пальчики поздоровались и погрелись. А теперь погреем язычок и губы. Пусть они тоже подвигаются.

III. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом, под счет).

Все упражнения, которые мы сейчас будем выполнять, ты уже хорошо знаешь. Я предлагаю тебе их повторить.

Упражнения для губ:

  • «Улыбка» – удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.
  • «Трубочка» – вытягивать губы вперед длинной трубочкой.
  • Чередование «Улыбки» и «Трубочки».

Упражнения для языка:

  • «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизнуть верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 10-15 раз.
  • «Лошадки». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.
  • «Грибок». Раскрыть рот. Присосать Язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10-15.
  • «Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

IV. Уточнение артикуляционного уклада при произношении звука [р].

-​ Вспомним, что при произнесении звука [р]:

-​ губы раскрыты

-​ зубы разомкнуты

-​ боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам

-​ широкий кончик языка поднят к «бугоркам» и дрожит.

V. Произношение изолированного звука [р]. Работа над голосом.

- Произнеси звук [р-р-р] длительно на одном выдохе громко, тихо, шепотом.

- Раз, два, повернись и в животных превратись.

- Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит [р-р-р…].

- Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву [тp-p-p-p-p..].

- Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка [мур-р-р-р...].

- Покажи, как любопытный вороненок выглядывает на гнезда и пищит тоненьким голосом [кар-р-р-р…], а мама-ворона отвечает ему низким голосом [кар-р-р, кар-р-р].

- Так над каким звуком мы будем работать? (Над звуком [р])

- Итак, сегодня на занятие мы закрепим произношение звука [р] в словах, предложениях.

VI. Характеристика звука [р] .

- Расскажи все, что ты знаешь о звуке [р] (согласный, звонкий, дрожащий, твердый).

VII. Произношение слогов с изменением ритмического рисунка.

Послушай внимательно и повтори слоги:

ра-ра — ра-ра-ра

ро-ро — ро-ро-ро

ру-ру-ру — ру-ру-ру

ры-ры-ры — ры-ры

VIII. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях.

1. Развитие фонематического слуха.

- Я буду называть слова. Если в слове услышишь звук [р], хлопни в ладоши.

Слова: рак, лиса, морж, заяц, лось, пантера, волк, выдра, барс.

2. Произнеси слоги и слова.

Бра — бра- бра — брат

Бра — бра- бра — брать

Бры — бры — бры — брызги

Бры — бры — бры — брызгать

Бро — бро — бро — брови

Бро — бро — бро — брось

Бру — бру — бру — брусок

3. Игровое упражнение «Составь слово».

- Я буду называть 1-й слог, а ты к этому слогу добавляй слово «точка», затем назови слово, которое у тебя получилось.

кар (точка)

трос (точка)

кур (точка)

чер (точка)

коф (точка)

фор (точка).

4. Словарная работа, введение в активный словарь ребенка слов: зебра, кобра, тигр, жираф.

- Посмотри внимательно и скажи, кто изображен на этих картинках? (тигр, зебра, жираф, кобра, верблюд).

- Расскажи все, что ты знаешь об этих животных. (Если ребенок не называет животных, уточнить вместе с ним)

Тигр – крупное хищное животное с полосатой шкурой.

Зебра – дикая полосатая лошадь, живущая в жарких странах.

Жираф – животное с очень длинной шеей и длинными ногами.

Кобра – ядовитая змея.

Верблюд – животное с одним или двумя горбами.

Составь предложения с данными словами.

- А сейчас будь внимателен, запомни и назови картинки в той последовательности, в которой они разложены. (Порядок картинок меняется два раза).

- А теперь закрой глаза и скажи что изменилось?

- Между какими животными находится тигр?

- Перед каким животным находится кобра?

- За каким животным стоит жираф?

IX. Чтение слов с буквой р. Работа над пространственной ориентацией.

- Мы поработали с картинками, а теперь перед нами названия этих животных.

- Какие животные спрятались в словах арбез, ргит, ардыв, аворок? (Зебра, тигр, выдра, корова). Названия животных нужно читать справа налево.

- Найди кто из них лишний.

- Объясни, почему?

X. Физминутка «Отыщи животных».

- В кабинете спрятались еще несколько животных. Будь внимателен.

Отыщи их. Произнеси названия животных правильно.

- Какое животное тебе понравилось больше остальных? Составь предложение с этим словом. (Картинки: кенгуру, верблюд, крот, рысь.)

- Где ты можешь встретить этих животных? (В зоопарках, в цирке.)

- А ты когда-нибудь был в зоопарке? Расскажи, кого ты там видел.

XI. Согласование числительных с существительными.

Посчитай от 1 до 10 слово «зебра».

Образец: одна зебра, две зебры и т. д.

Посчитай обратно от 10 до 1 слово «тигр».

Образец: десять тигров, девять тигров и т. д.

XII. Спряжение в настоящем времени.

- Сейчас мы будем изменять словосочетание «строить дом для тигра».

Образец: «Я строю дом для тигра», Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они.

XIII. Образование родственных слов.

- Образуй родственные слова от слова верблюд. (Верблюжонок, верблюжий, верблюдица, верблюжата.)

XIV. Произношение скороговорки.

- Повтори за мной скороговорку со словом «верблюд». «Я верблюд горбатый, нравлюсь всем ребятам».

XV. Подбор антонимов.

- Мы назвали многих животных и все они разные.

Я буду называть «слова» которые обозначают плохие качества, а ты произноси противоположные им по смыслу — хорошие слова.

Зло — (Добро)

Лень — (Трудолюбие)

Трусость — (Храбрость)

Грусть — (Радость)

- Животные бывают разные: злые и добрые, трусливые и храбрые, ленивые и трудолюбивые, грустные и радостные, но всех их мы должны любить и охранять, защищать и беречь.

XVI. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня работали?

- Что нового узнали?

- Какое задание тебе понравилось больше всего?

- За хорошую работу на занятии животные дарят тебе приз.

Приказчикова Е.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.