Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р

Звук [Р]Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р

Тема. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях

Цель: Закрепить автоматизацию звука [р] в словах и предложениях.

Задачи:

1.​ закрепление произношения звука [р] в слогах, словах и предложениях;

2.​ развитие ручной и речевой моторики;

3.​ развитие фонематического анализа и синтеза;

4.​ расширение и уточнение словаря по теме «Животные»;

5.​ закрепление в речи согласования числительных с существительными;

6.​ развитие внимания, памяти, мышления.

Форма занятия:

Индивидуальное занятие.

Методы работы:

  • Словесные (рассказ, беседа)
  • Практические (артикуляционные упражнения)
  • Наглядные (работа с предметными картинками, карточками со словами)

Оборудование:

1.​ Зеркало для индивидуальной работы;

2.​ Картинки с изображением животных;

3.​ Карточки с названиями животных.

4.​ Речевой дневник ребенка.

Содержание занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуй, Миша! Сегодня на занятии мы будем произносить звук [р] отдельно, в слогах, словах и предложениях. Начнем занятие с гимнастики для пальчиков.

II. Пальчиковая гимнастика.

Игра «Пальчики здороваются».

Поиграем в игру «Пальчики здороваются». Сначала будут здороваться друг с другом пальчики правой руки. (Упражнение выполняется вместе с учителем-логопедом). Кончик большого пальца правой руки поочередно «здоровается», касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца этой руки. А теперь будут «здороваться» пальцы левой руки… Пальчики поздоровались и погрелись. А теперь погреем язычок и губы. Пусть они тоже подвигаются.

III. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом, под счет).

Все упражнения, которые мы сейчас будем выполнять, ты уже хорошо знаешь. Я предлагаю тебе их повторить.

Упражнения для губ:

  • «Улыбка» – удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.
  • «Трубочка» – вытягивать губы вперед длинной трубочкой.
  • Чередование «Улыбки» и «Трубочки».

Упражнения для языка:

  • «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизнуть верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 10-15 раз.
  • «Лошадки». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.
  • «Грибок». Раскрыть рот. Присосать Язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10-15.
  • «Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

IV. Уточнение артикуляционного уклада при произношении звука [р].

-​ Вспомним, что при произнесении звука [р]:

-​ губы раскрыты

-​ зубы разомкнуты

-​ боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам

-​ широкий кончик языка поднят к «бугоркам» и дрожит.

V. Произношение изолированного звука [р]. Работа над голосом.

- Произнеси звук [р-р-р] длительно на одном выдохе громко, тихо, шепотом.

- Раз, два, повернись и в животных превратись.

- Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит [р-р-р…].

- Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву [тp-p-p-p-p..].

- Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка [мур-р-р-р...].

- Покажи, как любопытный вороненок выглядывает на гнезда и пищит тоненьким голосом [кар-р-р-р…], а мама-ворона отвечает ему низким голосом [кар-р-р, кар-р-р].

- Так над каким звуком мы будем работать? (Над звуком [р])

- Итак, сегодня на занятие мы закрепим произношение звука [р] в словах, предложениях.

VI. Характеристика звука [р] .

- Расскажи все, что ты знаешь о звуке [р] (согласный, звонкий, дрожащий, твердый).

VII. Произношение слогов с изменением ритмического рисунка.

Послушай внимательно и повтори слоги:

ра-ра — ра-ра-ра

ро-ро — ро-ро-ро

ру-ру-ру — ру-ру-ру

ры-ры-ры — ры-ры

VIII. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях.

1. Развитие фонематического слуха.

- Я буду называть слова. Если в слове услышишь звук [р], хлопни в ладоши.

Слова: рак, лиса, морж, заяц, лось, пантера, волк, выдра, барс.

2. Произнеси слоги и слова.

Бра — бра- бра — брат

Бра — бра- бра — брать

Бры — бры — бры — брызги

Бры — бры — бры — брызгать

Бро — бро — бро — брови

Бро — бро — бро — брось

Бру — бру — бру — брусок

3. Игровое упражнение «Составь слово».

- Я буду называть 1-й слог, а ты к этому слогу добавляй слово «точка», затем назови слово, которое у тебя получилось.

кар (точка)

трос (точка)

кур (точка)

чер (точка)

коф (точка)

фор (точка).

4. Словарная работа, введение в активный словарь ребенка слов: зебра, кобра, тигр, жираф.

- Посмотри внимательно и скажи, кто изображен на этих картинках? (тигр, зебра, жираф, кобра, верблюд).

- Расскажи все, что ты знаешь об этих животных. (Если ребенок не называет животных, уточнить вместе с ним)

Тигр – крупное хищное животное с полосатой шкурой.

Зебра – дикая полосатая лошадь, живущая в жарких странах.

Жираф – животное с очень длинной шеей и длинными ногами.

Кобра – ядовитая змея.

Верблюд – животное с одним или двумя горбами.

Составь предложения с данными словами.

- А сейчас будь внимателен, запомни и назови картинки в той последовательности, в которой они разложены. (Порядок картинок меняется два раза).

- А теперь закрой глаза и скажи что изменилось?

- Между какими животными находится тигр?

- Перед каким животным находится кобра?

- За каким животным стоит жираф?

IX. Чтение слов с буквой р. Работа над пространственной ориентацией.

- Мы поработали с картинками, а теперь перед нами названия этих животных.

- Какие животные спрятались в словах арбез, ргит, ардыв, аворок? (Зебра, тигр, выдра, корова). Названия животных нужно читать справа налево.

- Найди кто из них лишний.

- Объясни, почему?

X. Физминутка «Отыщи животных».

- В кабинете спрятались еще несколько животных. Будь внимателен.

Отыщи их. Произнеси названия животных правильно.

- Какое животное тебе понравилось больше остальных? Составь предложение с этим словом. (Картинки: кенгуру, верблюд, крот, рысь.)

- Где ты можешь встретить этих животных? (В зоопарках, в цирке.)

- А ты когда-нибудь был в зоопарке? Расскажи, кого ты там видел.

XI. Согласование числительных с существительными.

Посчитай от 1 до 10 слово «зебра».

Образец: одна зебра, две зебры и т. д.

Посчитай обратно от 10 до 1 слово «тигр».

Образец: десять тигров, девять тигров и т. д.

XII. Спряжение в настоящем времени.

- Сейчас мы будем изменять словосочетание «строить дом для тигра».

Образец: «Я строю дом для тигра», Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они.

XIII. Образование родственных слов.

- Образуй родственные слова от слова верблюд. (Верблюжонок, верблюжий, верблюдица, верблюжата.)

XIV. Произношение скороговорки.

- Повтори за мной скороговорку со словом «верблюд». «Я верблюд горбатый, нравлюсь всем ребятам».

XV. Подбор антонимов.

- Мы назвали многих животных и все они разные.

Я буду называть «слова» которые обозначают плохие качества, а ты произноси противоположные им по смыслу — хорошие слова.

Зло — (Добро)

Лень — (Трудолюбие)

Трусость — (Храбрость)

Грусть — (Радость)

- Животные бывают разные: злые и добрые, трусливые и храбрые, ленивые и трудолюбивые, грустные и радостные, но всех их мы должны любить и охранять, защищать и беречь.

XVI. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня работали?

- Что нового узнали?

- Какое задание тебе понравилось больше всего?

- За хорошую работу на занятии животные дарят тебе приз.

Надрус И.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий

Посмотрите ещё:

Значение игры в развитии речи детей дошкольного возраста Значение игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Индивидуально-ориентированная программа по логопедии Индивидуально-ориентированная программа по логопедии
Подгрупповое занятие по лексической теме «Овощи. Путешествие на осеннюю ярмарку» Подгрупповое занятие по лексической теме «Овощи. Путешествие на осеннюю ярмарку»
Логопедический праздник КВН «Наш родной язык» Логопедический праздник КВН «Наш родной язык»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.