Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»

Звук и буква ВКонспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Занятие в форме проведения приключенческой игры-квест (с выполнением заданий) с использованием ИКТ.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить с артикуляцией звуков [в] -[в’], буквой В;
  • совершенствовать понятие об образовании звуков [в] -[в’];
  • закреплять понятие о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков;
  • совершенствовать умения выделять первый звук в слове;
  • совершенствовать умения определять место звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, речевую активность, зрительное восприятие, творческое воображение, память, мышление, общую, тонкую моторику;
  • совершенствовать артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.

Методы и приемы:

  • наглядный (показ), словесный (объяснение, уточнение, беседа), практический (дидактическое упражнение), игровой.

Формы работы:

  • групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Материалы и оборудование:

  • проектор, ноутбук, экран, предметные картинки по теме «Домашние животные», «Одежда», сигнальные карточки, зеркала, доска, столы и стулья по количеству детей, картинка к дидактическому упражнению «Путаница», конверты с разрезными картинками «Буква В», кисточки, клей, блестки, заготовки елочных игрушек (из картона), магнитофон, сундук.

Подготовительная работа:

  • закрепление названий зимней одежды, названия домашних животных.

Ход НОД

1.Организационный момент

Логопед – Сегодня мы с вами отправимся на ферму. А кто знает, что такое ферма?

Дети – Это дом, где живут домашние животные.

Логопед – Почему животные называются домашними?

Дети – Потому что за ними ухаживает человек.

2. Основная часть

Логопед – Правильно (на экране появляется ферма и 2 мальчика). Посмотрите, кто нас там встречает (звукозапись):

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ваня. А меня зовут Витя. На нашей ферме живет много домашних животных. Мы их кормим, чистим. К Новому году Дед Мороз передал из леса для нас сундук с подарками, который привез волк, а ключ забыл. Ребята, поможете нам открыть сундук?»

Логопед: Ребята, поможем открыть сундук.

Дети: Поможем.

Логопед: За каждое правильно выполненное задание, мы будем получать частичку ключа. Готовы?

Дети: Готовы.

Логопед: Тогда слушайте первое задание.

На ферме случилась беда – все животные испугались волка и сбились в кучу. Помогите найти всех животных.

Д/у «Путаница»

(на экране появляется «путаница» из домашних животных)

Логопед – Внимательно посмотрите и назовите домашних животных.

Дети – Корова, кошка, собака, овца, свинья, коза.

На экране появляется слайд с изображением домашних животных.

Логопед – Молодцы, ребята. Давайте назовем всех животных. Вы помогли Ване и Вите найти животных.

(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 1).

У мальчиков есть любимые домашние животные, а какие, давайте отгадаем. Садитесь на стульчики. Отгадать нам помогут имена мальчиков. Какой первый звук вы слышите в имени Ваня?

Дети – Звук [в].

Логопед – Зубками мы нижнюю губу прикусим,

Между ними голос пустим (логопед раздает зеркала). Возьмите зеркала и покажите мальчикам, как расположены губы, зубы (дети произносят звук и логопед забирает зеркала). Звук [в] мы можем пропеть?

Дети – Нет

Логопед – Почему?

Дети – Потому что воздух не проходит свободно, он встречает преграду.

Логопед – Значит звук [в] какой (гласный или согласный)?

Дети – Согласный.

Логопед – Правильно.

Логопед – Звук [в] звонкий или глухой?

Дети – Звонкий

Логопед – Как мы можем узнать?

Дети – Мы должны поставить руку на горло и произнести звук. Горло «поет», поэтому звук [в] звонкий.

Логопед – Звук [в] твердый или мягкий?

Дети – Твердый

Логопед – Молодцы .

Логопед – В названии любимого животного Вани есть звук (в). Как вы думаете, какое любимое животное у Вани?

Дети – Корова.

Логопед – Почему вы так думаете?

Дети – Потому что в слове корова есть звук [в], он твердый. Где находится звук (в) в слове корова.

Дети: В середине слова.

Логопед: Правильно. Какой первый звук вы слышите в имени Витя?

Дети: Звук [в’].

Логопед: дайте характеристику звуку (в’)

Дети: согласный, звонкий, мягкий.

Логопед — Как вы думаете, какое любимое животное у Вити?

Дети – Свинья?

Логопед – Почему вы так думаете?

Дети – Потому что в слове свинья есть звук [в’].

Логопед: где находится звук в слове?

Дети: в середине слова.

Логопед – Умницы. Теперь вы знаете, какие любимые животные у Вани и Вити.

(На экране появляются синий и зеленый дом, корова и свинья)

Логопед – Дети, давайте поможем найти домик для каждого животного. Домики разного цвета. Как вы думаете почему?

Дети – Твердые и мягкие звуки обозначаем синим и зеленым цветом.

Логопед – Верно. В какой домик мы поселим корову?

Дети – Мы поселим корову в синий дом, потому что в этом слове звук [в] твердый. Твердый звук обозначаем синим цветом.

Логопед – Правильно. А почему свинья будет жить в зеленом домике?

Дети – Потому что в слове свинья звук [в’] мягкий. Мягкий звук обозначаем зеленым цветом.

Логопед – Молодцы. Вы помогли любимым животным мальчиков найти свои домики, умеете находить слова с заданными звуками и определять их место в слове.

(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 2)

Логопед – Ваня и Витя хотят посмотреть кто из вас самый внимательный. Они прислали вам сигнальные карточки. Я вам буду называть звуки. Если вы услышите звук [в] поднимаете синюю карточку. Звук [в’] – зеленую (логопед раздает карточки). Слушайте внимательно.

Звуки: в, вь, в, в, вь, в, вь, вь.

Слоги: ва, во, ви, ву, ве, вю, ва.

Слова: ветка, ваза, весна, венок, вата, волк, вишня, волосы.

Логопед – Молодцы. Вы были очень внимательными, умеете различать звуки. Ване и Вите очень понравилось, как вы справились с этим заданием.

(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 3)

А теперь давайте отдохнем. Подходите ко мне, становитесь свободно, чтобы друг другу не мешать.

Физминутка «Зверобика»
Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть.
Понаблюдав за ней немножко,
Ее движенья можем повторить.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять! Очень хорошо!
Змея ползет лесной тропою,
Как лента, по земле скользит.
А мы движение такое
Рукою можем вам изобразить.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять! Очень хорошо!
Весь день стоит в болоте цапля
И ловит клювом лягушат.
Не трудно так стоять ни капли
Для нас, для тренированных ребят.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять! Очень хорошо!
Живет на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей.
Но человек- ты друг природы,
И должен знать повадки всех зверей.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять!

(на столе картинки: валенки, варежки, шапка, свитер, пуховик, шуба)

Логопед – Мы отдохнули, набрались сил и можем продолжать дальше. Мальчикам пора идти на ферму. На улице зима, поэтому Ване и Вите нужно одеться по-зимнему. Давайте им поможем. У нас есть два стола, на которых лежат картинки с изображением зимней одежды. Станьте к столам по 4 человека. Вам необходимо выбрать одежду, в названии которой есть звук (в), а вам, в названии которой есть звук (в’). Вы помогаете Ване, а вы – Вите. Рассмотрите картинке, вам понятно, что на них изображено.

Дети – Да.

Логопед – Тогда начали.

Логопед – Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какую одежду подобрали Ване?

Дети – Валенки, варежки. Почему?

Логопед – Какую одежду подобрали Вите?

Дети – Свитер, пуховик. Почему?

Логопед – Молодцы. Вы правильно помогли мальчикам подобрать одежду, в названии которой есть звуки (в и в’).

(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 4).

Знакомство с буквой В

Логопед – Ребята, имена мальчиков начинаются с разных звуков, но обозначаются одной буквой. Это буква В.

(на экране появляется буква В)

Логопед – Это буква В.

В – буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.

Логопед – На что похожа буква В?

Дети – Буква В похожа на крылья бабочки, очки, крендель.

Логопед – Сколько элементов в букве В?

Дети – Палочка и два полукруга.

Логопед – В какую сторону смотрит буква?

Дети – В правую.

Логопед – У вас на столах лежат конверты с разрезными картинками. Ваша задача сложить букву В.

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы ребята. Мы познакомились с буквой В и научились выкладывать ее из частей.

ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 5

Логопед: Ваня и Витя решили украсить ферму к Новому году и приготовили игрушки. Они хотят украсить их своей любимой буквой В. Давайте им поможем. Садитесь за столы. У вас на столах лежат елочные игрушки. С помощью кисточки и клея вам необходимо нарисовать букву В и украсить ее блестками. Посмотрите, что у вас должно получиться. (Логопед показывает готовую игрушку). Посмотрите на экран, как правильно рисовать букву В. (На экране появляется поэтапное изображение буквы В). Теперь возьмите в руки кисти и вместе со мной в воздухе нарисуем букву В. (Логопед комментирует последовательность действий). Приступаем к работе.

Логопед: Ребята, кто выполнил задание, подойдите к елке и повесьте свою игрушку на елку.

ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 6

3. Итог занятия

Логопед: Ребята, мы выполнили все задания, и получили все части ключа. Посмотрите на экран. Теперь мы с вами можем открыть сундук. )Логопед открывает сундук и показывает детям угощение). Ваня и Витя очень довольны тем, что мы помогли им выполнить все задания и открыть сундук. Но, к сожалению, мальчикам пора возвращаться на ферму. Давайте вспомним с какими звуками и буквой мы познакомились во время нашего путешествия. Что вы можете о них сказать, дайте им характеристику. Какое задание было для вас самым сложным? Что больше всего понравилось?

Голомаздина Ю.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.