Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]«

Подгрупповое занятие по дифференциации звуков [л'] – [й] на слух и в произношении (лексическая тема животные).

Звук и буква Й - конспект занятияКонспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня

Тема: Тема: Звуки [л'] – [й]

Цель: дифференциация звуков [л'] – [й] на слух и в произношении (лексическая тема животные)

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– учить характеризовать звуки [л'], [й] опираясь на артикуляцию;

– учить дифференцировать звуки [л'] – [й] в слогах, словах, предложениях;

Коррекционно-развивающие:

– развивать общую, мелкую и артикуляцион​ную моторику детей;

– развивать фонематический слух, внимание, восприятие, мышление, память;

Коррекционно-воспитательные:

– формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, активности;

– воспитывать самоконтроль за дифференцируемыми звуками.

Оборудование: карта, корабль, зеркала, стрелки, карточки с направлением стрелок, цвет​ные фишки для обозначения звуков, демонстрационные картинки, домики для звуков, раскраски, цветные карандаши.

Лексический материал:

Профессии: ветеринар, врач, капитан, матрос, водолаз, рыбаки

Животные: кот, лиса, ёж, лев, лебедь, моль, муравей, воробей, попу​гай, волчица, медведица, кит, осьминог, медуза, корова, и волчица, жучок, червячок, медведица

Существительные: корабль, компас, стрелка, фонтан, скалы, пираты, препятствие, горизонт, больной, кисель, медаль, даль, бой, боль, лёд, йод, юг, люк, лямка, ямка, тополь.

Глаголы: плыть, отплыть, доплыть, лечить, приходить, приехать, спасти, глядеть, дать, топать, ехать, подъехать, объехать, поехать.

Прилагательные: добрый, опасный, длинный, короткий, огромный

Наречия: вниз, вверх, дальше, скучно, тоже, перед

Предлоги: из-под, в на

Синонимы: врач – доктор; осьминог – спрут, излечить – исцелить

Антонимы: длинный – короткий, низ – верх

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Послушайте внимательно и отгадайте загадки:

Выгнул спинку он дугой,
Замяукал. Кто такой? (Кот)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса,
А зовут ее — … (Лиса)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)

– Кот, лиса, ёж. Как можно назвать их одним словом? (Животные)

II.​ Основная часть.

1. Объявление темы занятия

– Ребята, к нам на занятие пришел сказочный герой. Угадайте, как его зовут?

…Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица.
Всех излечит, исцелит добрый доктор …(Айболит)

Выходит Айболит

– Ребята, какая профессия у Доктора Айболита? (Ветеринар)

– Ветеринар лечит животных. А кто лечит людей (Врач, доктор)

Появляется письмо. (Письмо написано на бумажном самолетике)

«…»Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»…

Айболит::

– Я отплываю в Африку. Путешествие опасное Мне нужны помощники: капитан корабля и матросы.

– На корабль я возьму тех, кто хорошо слышит. Послушайте внимательно и повторите: бой – боль. Чем отличаются слова? ([л'] – [й])

– Послушайте внимательно и повторите: моль – мой. Чем отличаются слова? ([л'] – [й])

– Мы сегодня будем различать звуки ([л'] – [й])

2. Артикуляция и характеристика звуков.

а) Анализ артикуляции звука [л'].

– Произнесите звук [л'], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Расскажите, как правильно произнести звук [л']

Кончик языка касается бугорков за верхними зубами.

– Какой звук [л']? (Согласный, звонкий, мягкий.)

б) Анализ артикуляции звука [й].

– Произнесите звук [й], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Дети анализируют произношение звука. Кончик языка прижат к нижним зу​бам.

Звук [й] быстрый, отрывистый, короткий.

— Какой звук [й]? (Согласный, всегда мягкий, звонкий.)

Проверку прошли все. Отправляемся в плавание.

3. Дифференциация звуков [л'] – [й] на слух и в произношении.

–А вот и первое препятствие – скалы. И компас сломался. Корабль дальше плыть не может. Нужно выполнить задание.

а) – Если стрелка смотрит вниз, какой звук мы произносим [й], а если вверх [л'] (направление стрелки задает кончик языка).

Дети произносят звуки [й] или [л'] глядя на направление стрелки.

б) – А сейчас я буду называть звуки, а вы показывайте рукой где у вас находится кончик языка (вверху–внизу)

[л'], [й], [л'], [ л'], [й], [л'], [й], [л'], [й]

Молодцы! Мы справились с заданием. Плывем дальше.

4. Дифференциация звуков [л'] – [й] в слогах и в словах

– Внимание! На горизонте пираты! Нужно выполнить следующее задание.

а) Я вам раздаю зеленые фишки. Если услышите звук [й], покажите зеленую фишку. Повторите, какой звук нам нужен? ([й])

Оль, ой, аль, ай, лу, ю, лё

б) Я буду называть слово, а вы – значение этого слова:

даль – далекое место

дай – просьба отдать что-либо

бой – сражение войск, армий

боль – болевые ощущения

моль – маленькая бабочка

мой – принадлежащий мне

лёд – замерзшая вода

йод – лекарственное противовоспалительное, ранозаживляющее средство

юг – сторона света (противоположная севру) где тепло

люк – закрывающееся отверстие, например на палубе корабля

лямка – широкая полоса ткани, перекидываемая через плечо для переноски тяжестей.

ямка – маленькая яма

тополь – высокое дерево

топай – иди

в) А теперь, я буду называть слово, а вы звук [ль] замените на звук [й] и наоборот.

даль – дай

бой – боль

моль – мой

лёд – йод

юг – люк

лямка – ямка

тополь — топай

Молодцы! Плывем дальше.

–На пути у нас какой-то фонтан. Кто любит пускать фонтаны в море? (Кит)

Скучно киту одному плавать. Давайте развеселим его.

5. Физминутка «Кит». Движения по тексту.

Вышли в море рыбаки,-
Где-то в море рыба-кит.
И глядят из-под руки,
Где огромный синий кит?
Синий кит лежит на спинке
На волнах, как на перинке,
Закрутив китовый ус.
А вокруг полно медуз.
С. Галс

Кит хочет поиграть с нами.

6. Закрепление произношения звуков [л'] – [й] в предложении.

аль – аль – аль – где моя медаль

Ой – ой – ой» – стонет мой больной.

Ель – ель – ель – дам ему кисель.

Лю –лю — лю – маму я люблю.

– До свидания рыба-кит

Молодцы! Мы справились с заданием. Плывем дальше.

7. Закрепление дифференциация звуков [л'] – [й]

— Ребята, у нас на пути водолазы увидели огромного спрута. Как можно его назвать по другому? (осьминог). Он тоже просит выполнить задания:

а) Каждую картинку поселить в свой домик. Перед вами картинки. Возьмите по одной и назовите ее (лев, лиса, лебедь, моль, муравей, воробей, попу​гай, ёж).

– Петя, назови свою картинку (лев). Куда ты ее отнесешь, в домик звука [л'] или в домик звука [й] ? И т.д.

б) Лишнее словечко. Дети выстраиваются друг за другом. Сначала слова называет логопед

Даль, дай, дай, дай

Дети называют лишнее слово.

Далее, дети по очереди называет картинки, предложенные логопедом, остальные стоят спиной, слушают и называют лишнее слово.

Лёд, лёд, йод, лёд
Юг, юг, юг, люк
Галька, гайка, галька, галька

Молодцы! Справились с заданием. Ребята, мы доплыли до жаркой Африки.

8. Дифференциация звуков [л'] – [й] в тексте

– Все, кто сходит с корабля на берег, должны сказать пароль:

Мы ехали, ехали,
К яме подъехали,
Яму объехали
И дальше поехали.

III. Итог занятия.

– Животные приготовили для вас раскраски. Раскрасьте только те предметы, в названии которых есть звук [л'].

План:

Звуки [л'] – [й]

Миночкина С.В,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.