Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»

Звук С, буква СЗанятие было представлено на заседании городского методическом объединения логопедов Г.о. Подольск с целью трансляции практического опыта в вопросах пропедевтики оптической дислексии и дисграфии. Разработанный материал как в полном объеме, так и частично, может применятся логопедами, педагогами и специалистами дошкольных образовательных организаций.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»

Цель: профилактика оптической дисграфии у обучающихся с ФФНР на примере знакомства с буквой С.

Задачи:

- актуализировать знания детей о звуке [С];

- совершенствовать навыки звукового анализа, учить определять место звука [С] в слове;

- познакомить детей с правильным изображением буквы С, работать над образованием связи между звуком и буквой его обозначающей, дифференцировать зрительный образ буквы С от букв М, Ф, И, изученных ранее, и оптически сходной буквы О;

- развивать зрительное внимание, формировать правильный образ буквы, совершенствовать ассоциативные связи, уточнить знания детей об элементах букв;

- расширять лексический словарь по теме «Городской транспорт»: самосвал, регулировщик, дорожное движение, автобусная остановка, расписание движения автобусов, автобусный билет, маршрут, навигатор.

- развивать ориентировки в схеме собственного тела;

- развивать пространственные представления, ориентировку на плоскости, учить выполнять пространственные инструкции;

- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность;

- воспитывать внимание, взаимопомощь, культуру поведения на транспорте.

Материалы и оборудование:

  • раздаточные сигнальные карточки обозначающие согласный глухой звук; интерактивная доска, проектор, презентация «На что похожа буква С» (в формате PowerPoint); игрушка-самосвал; разрезные карточки с элементами букв; раздаточные пособия Воскобовича В.В. «Шнур малыш»; фуражка и жезл регулировщика; демонстрационный слайд «Расписание автобусов», раздаточным материал для самостоятельной работы «Автобусные билеты»; демонстрационный слайд «Навигатор»; раздаточные пластиковые контейнеры с песком, маленькие массажные мячи, поле с изображениями букв; демонстрационный слайд «Маршрут движения»; фигурки осы, ананаса, совы, сумки, стула, бус, носка, санок; демонстрационные слайды «Картинки со звуком [С]» раздаточные карточки в форме домиков на определение места звука в слове, маркеры для доски, салфетки.

Предварительная работа:

- знакомство со звуком [С],

- обсуждение основных характеристик звука [С];

- задания на определение места изучаемого звука в словах «самосвал», «автобус» и др.;

- упражнения в определении слоговой структуры сложных слов «самосвал», «регулировщик», «маршрут», «расписание», «навигатор» и др;

- беседа и рассматривание иллюстраций по лексической теме «Городской транспорт»;

- работа по расширению активного словаря – объяснение лексического значения слова «навигатор»,

- упражнения на ориентировку в схеме тела и на плоскости.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте наших гостей. Сегодня на занятии мы узнаем много интересного и попробуем разгадать различные загадки.

Актуализация знаний детей о характеристике звука [С].

- На прошлом занятии мы познакомились с вами с новым звуком. Я назову звук, а вы с помощью сигнальных карточек дайте его характеристику. Поднимите две нужные сигнальные карточки.

- Почему вы подняли карточку синего цвета? (Потому что звук [С] согласный и произносится твердо) Что мешает при его произнесении? (Зубы) Как расположены губы? (Широко растянуты в улыбке)

- Почему вы подняли карточку с мальчиком, который закрывает уши? (Потому, что звук [С] глухой) Скажите, участвует ли голос при произнесении звука? (Нет)

2. Знакомство с буквой С.

- Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает звук [С]. Узнаем, на что похожа эта буква и как правильно она изображается.

Просмотр части презентации «На что похожа буква С».

- А теперь сами пофантазируйте, на что еще похожа буква?

3. Просмотр части презентации «Как правильно пишется буква С».

- Вы запомнили, как правильно пишется буквы С? Сейчас я проверю. Я превращаю ваши указательные пальчики в волшебные «палочки-рисовалочки». Давайте напишем букву С в воздухе, на столе.

4. Игра «Шнур малыш».

- Послушайте задание: выложите букву С из веревочки на поле. Откуда мы начнем выкладывать изображение? Шнурок выныривает из правого верхнего угла. Куда его надо вести? Два шага влево, огибаем, два шага вниз, огибаем, два шага вправо, ныряем. Получилось изображение буквы С. В какую сторону направлена буква? Где слоник съел кусочек? (справа) Молодцы, очень хорошо.

- Буква С такая озорница, она хочет поиграть с нами в прятки. А чтобы мы смогли ее найти, придумала для вас интересные задания.

Помогите мне ребятки
С буквой С одни загадки.
Буква прячется от нас.
Мы найдем ее сейчас.

- Буква спряталась от нас на улицах большого города. Думаю, нелегко будет ее найти. Вот ее первая загадка:

Все, что хочешь, увезет,
Никогда не устает.
Поднял высоко он кузов,
Сам избавился от груза. (Самосвал)

5. Игра «Собери букву из элементов».

- Верно, буква С прячется в самосвале! Составьте буквы из элементов и кусочков. Молодцы. Дети найдите букву С среди элементов других букв.

(Дети находят букву С из предложенных элементов).

- Молодцы. У вас получились правильные буквы.

6. Игра на ориентировку в схеме тела «Регулировщик».

- Дети, отправляемся искать букву С дальше?

(Звучит аудиозапись звуков города, автомобильной пробки).

- Дети, что случилось? На нашей улице — автомобильная пробка. Сломался светофор. Что делать? Я знаю, кто нам поможет, а вы попробуйте отгадать (берет жезл, одевает фуражку):

Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Следят за движеньем его все вокруг.
«Дорожный волшебник» — для нас верный друг.
Укажет дорогу он взмахом руки,
Подскажет, когда пешеходам идти.
Спокойный и важный машин дрессировщик,
А вы догадались, кто он? (Регулировщик)

- Сейчас регулировщиком буду я, и вместе мы наладим дорожное движение.

Логопед показывает карточки с меняющимся изображением положения у регулировщика, дети выполняют предложенные движения за педагогом без учета зеркального отражения частей тела.

- Движение в городе восстановлено. Спасибо, вам друзья! Нам пора отправляться дальше, искать букву С. Но пешком идти долго. Отгадайте следующую загадку и узнаете, на чем мы отправимся в путь дальше:

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Рано просыпается,
На мойке умывается.
По маршруту целый день
Возит разных он людей.
Носит обувь из резины
И питается бензином (Автобус).

- Да, чтобы найти букву С нам нужно поехать на автобусе. А вот и автобусная остановка. Посмотрим расписание.

7. Упражнение «Зашумленные картинки»

- Посмотрите, мороз раскрасил расписание разными морозными узорами. Назовите все спрятанные буквы. Будьте внимательны, буква С решила нас запутать. Смотрите и правильно называйте расположение изображения (буквы С) на листе расписания. Где расположена наша буква?

На выдвижном экране появляется демонстрационный слайд «Расписание движения автобусов».

8. Самостоятельная работа «Автобусный билет».

- Чтобы проехать на автобусе, нужен билет. А вот наши билеты. Но что-то с ними не так. Здесь я вижу ошибки. Задание: Обведите в билете на проезд все правильные изображения буквы С, не ошибайтесь, только тогда мы сможем тронуться в путь. Поменяйтесь билетами со своим другом, сидящим рядом, и проверьте у него, правильно ли выполнено задание.

9. Практическое упражнение с приемами песочной терапии «Маршрут».

- Мы узнали расписание автобуса, взяли на проезд билеты, а теперь проложим маршрут нашего пути, чтобы поскорее найти букву С. Вот вам еще одна загадка:

Не знаешь, куда ехать,
И сбился вдруг с пути?
В машине есть компьютер,
И с ним легко найти:
И дом, и магазины,
И все, что ищешь ты.
С помощником в машине,
Всегда легко в пути. (Навигатор)

- Правильно, определить маршрут пути водителям помогает навигатор.

10. Объяснение лексического значения слова «навигатор».

- Ребята, скажите, вы знает, что такое «навигатор»? Где вы слышали это слово? Что оно обозначает?

Навигатор — это устройство в автомобиле, которое используют для определения местоположения и прокладывания заданного маршрута движения.

На выдвижном экране появляется демонстрационный слайд «Навигатор».

- Я буду вашим навигатором, и буду помогать прокладывать маршрут. Так мы сразу найдем букву С. Подойдите к контейнерам с песком, вы видите изображения клеток. По клеткам нужно передвигаться с помощью маленького массажного мяча, слушая указания навигатора. Будьте внимательны, на пути вам могут встретиться другие буквы или буквы, которые изображены неправильно. Если задание будет выполнено верно, вы сможете в конце пути найти букву С и обнаружить маленькие сюрпризы, которые вам подготовила буква.

Логопед: Идет поиск маршрута. Маршрут построен. Место старта – левый нижний угол. Начинаем движение. Конец маршрута. Вы приехали.

Далее логопед дает пространственные инструкции, дети ориентируются на плоскости. В конце упражнения дети «останавливаются» возле правильного изображения буквы С. Логопед просит раскопать песок и найти сюрпризы от буквы С (маленькие фигурки: оса, ананас, сова, сумка, стул, носок, бусы, санки и т.д.)

- Дети, это любимые слова буквы С. Почему? (Потому что в каждом из них живет звук С). Буква С рада, что вы выполнили все ее задания, и хочет с вами еще поиграть.

11. Упражнение на определение места звука С в словах.

Маленькие фигурки соотносятся с картинками на слайдах. Детям предлагаются раздаточные карточки с изображением домика с тремя окошками на определение позиции заданного звука в слове.

На выдвижном экране появляется демонстрационный слайд «Картинки со звуком [С]».

- Ребята, в каждом слове нужно услышать звук [С], определить его место в слове (начало, середина, конец), написать букву С в соответствующем окошке домика. Начинаем. Молодцы. Все верно.

12. Итог занятия.

- Скажите, дети, какой буквой обозначается звук [С]?

- Сегодня нам удалось разгадать все загадки буквы С. Скажите, что вам запомнилось и понравилось? Что вызвало затруднения?

- Буква С награждает вас медалями «Я дружу с буквой С». Спасибо.

- А теперь давайте поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними. (До свидания)

Список литературы:

  1. Программа обучение и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Практическое пособие – М.: МГОПИ, 1993.
  2. Корнев А.Н.. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: Речь, 2003 г.
  3. Песочная терапия в развитии дошкольников. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  4. Изучаем пространство с неропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. – 2е изд., испр.- М.: Генезис. 2016.
  5. Рабочая тетрадь по обучению чтения дошкольников. Соколова Н.В.-М.: Школьная пресса, 2006.
  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М., 2001.
  7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – М.: Аркти, 2005.

Зюзина Е.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.