Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Постановка звука [ш]
Программное содержание:
1. Познакомить с правильной артикуляцией звука [ш].
2. Упражнять в синхронной работе речевого аппарата при постановке [ш]. Развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука [ш]. Формировать длительную направленную воздушную струю. Развивать мелкую моторику, память, внимание целостное восприятие.
3. Воспитывать потребность научиться красиво и правильно говорить.
Организация: индивидуальное занятие.
Оборудование: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» с оснащением, магнитофон с аудиозаписью «Листопад», макет осеннего леса, модель верхней и нижней челюстей, речевой профиль звука [ш], артикуляционные упражнения, зеркало, зонд, шпатель, вата, спирт, дидактический материал .
Ход занятия:
I. Психологический настрой на правильную речь:
- Какое у тебя настроение? Изобрази его солнечным лучиком или дождевой капелькой на нашем экране.
- Сейчас я приглашаю тебя совершить прогулку в осенний лес, где нас ожидает много интересных открытий. Отправляемся.
II. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
(«сопряженные» упражнения, объединенные сюжетом «Путешествие пальчиков и языка в осенний лес» ). См. приложение.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы снова вернулись в детский сад. Нас гость дожидается-наш давний друг Тигренок.
III.Объявление темы занятия:
- Сегодня мы будем учить Тигренка правильно произносить звук [ш].
Описание артикуляции: кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат. Язык принимает форму чашечки и его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округлены и выдвинуты вперед. Зубы сближены, но не сомкнуты. Воздух выдыхается равномерно посередине языка. Струя воздуха теплая. Голос не работает.
IV. Постановка звука [ш].
а) По подражанию.
б) От артикуляционного уклада.
в) С механической помощью от звука с или фрикативного р.
г) От слога са.
д) От звука р.
V. Анализ артикуляции: положение язык
Характер выдыхаемой струи воздуха. Участие голоса .См. выше.
VI. Закрепление изолированного звука [ш].
- Игры на звукоподражание: «Шар лопнул», «Осенние листочки шуршат под ногами», «Мышка шуршит».
Физкультминутка «Листопад» (под аудиозапись).
VII. Развитие фонематического слуха.
а) Опознание звука [ш] из ряда изолированных звуков отдаленных по артикуляторным и акустическим признакам: м, к, и, ш, л, д, а, ш, у, н, ш, б, т, х, о, ш (откладывание осенних листочков на столе).
б) Опознание из слогов: ка, ду, ша, по, бы, ми, шу, ны, ло, ши (откладывание косточек на счетах)
в) Опознание из слов: шуба, кошка, камыш, шапка, машина, шкаф, мышка, шишка, ландыш
(хлопки в ладоши).
г) Опознание из фразы: У Наташи есть плюшевый мишка. У Миши День рождения. Ему подарили игрушечную машину. Увидела кошка мышку и погналась за ней (приседания).
д) Опознание из текста «Мыши» (загибание пальчиков).
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»
VIII.Закрепление [ш] в слоге.
- Игра «Говорящие руки». (Правая рука [ш] — левая рука [а] получилось [ша] и т.д )
IX.Закрепление [ш] в слове.
- Игра «Машина» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)
X. Закрепление [ш] в предложении.
- Игра «Четвертый лишний» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)
XI. Домашнее задание:
нарисовать предметы в названии которых есть звук [ш].
XII. Итог:
какой звук отрабатывался, его анализ.
- Напомним Тигренку, чтобы не забывал.
XIII.Оценка деятельности ребенка на занятии с психотерапевтической направленностью:
выбор настроения на экране.
Занятие окончено!
Приложение
Путешествие пальчиков и язычка в осенний лес
Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей)
|
Движения или статическая поза рук |
Движения или статическая поза языка |
Однажды пальчики пошли в лес: топ — топ, топ — топ, топ — топ — топ, топ — топ — топ | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Вверх — вниз, вверх — вниз, вверх — вниз |
Подошли к опушке -ровной — ровной, гладкой — гладкой | Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы -горизонтальны | Язык ровный, свободно лежит на нижней губе |
На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона | Локти, ладони соединены, пальцы –вверх. Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы — в стороны, при этом пальцы загнуты «чашечкой» | Язык высовывается и напряжённо тянется к носу Скруглённые края языка загнуты вверх «чашечкой» |
Крона состоит из веток
листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают |
Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются «чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются; ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища | Язык в той же позе
Движение вверх-вниз (язык со скруглёнными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу |
На дереве — гнездо, а в нём — синица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, кормит птенцов | Руки соединяются рёбрами ладоней — «чашечкой», большие пальцы то спускаются на дно «чашечки», то поднимаются | Язык — «чашечкой», а потом — свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны |
Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей)
|
Движения или статическая поза рук
|
Движения или статическая поза языка |
Под деревом — грибы с толстой и тонкой ножками | Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой -шляпку. Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки -ножка, а ладонь — шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень много») | Язык мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо присасывается («гриб растёт») |
Дерево растёт. Грибы растут, собираем их в корзину | Руки вверх (к солнцу)
см. предыдущее упражнение, переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней — кверху |
Язык напряжённо тянется к носу; чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на нижнюю губу |
Идём по лесу дальше . . . | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Имитация ходьбы» |
Растёт дикая яблонька, на ней плоды -яблочки, они кислые | Руки от локтя до запястий вместе, ладони — в кулаки, а большой палец — вверх; махнуть рукой (Эх!) | Язык скруглённый, выгнутый — с опорой на верхней губу; затем надо сморщиться и слегка высунуть язык |
Но дома сварим из них варенье — во какое! Поэтому соберём их в корзинку | Поднять большой палец вверх.
Переплетение пальцев, ладони -вверх, руки — в стороны |
Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы; Язык — «чашечкой» |
Через лес («топ-топ») вышли к реке | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Плавное движение широким языком вперёд — назад |
Тяжело нести корзины, увидали лодку | Соединённые ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытыми сверху (плавное движение «лодки») | Сложить язык пополам -(«лодочкой») и вытягивать его вперёд |
Приплыли домой | Соединить пальцы «домиком» | Присос — крыша домика ровная |
Докшина А.А.,
учитель-логопед