Аннотация: Конспект занятия «Цыплёнок Цып» предназначено для детей подготовительной группы. Целью занятия является формирование правильного произношения звука [ц]; совершенствование звуко-слогового анализа слов; формирование лексико-грамматических категорий и развитие речеслуховой памяти.
Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе
Тема: «Цыплёнок Цып»
Цели:
- закрепить знания детей о звуке и букве «ц»;
- закрепить правильное произношение звука «ц»;
- упражнять в звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе слов;
- активизировать предметный словарь ;
- учить составлять предложения по схемам с предлогами;
- учить пересказывать сказку по ролям;
- упражнять детей в чтении слов и предложений;
- развивать мышление, внимание, память, интонационную выразитель-ность речи.
Оборудование:
- игрушка − цыпленок Цып,
- картина «В деревне»,
- предметные картинки,
- схемы слов и предложений,
- таблица к игре «Угадай слово»,
- слоги на карточках с магнитами,
- таблица с предложениями,
- маркер.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Дети стоят в кругу.)
− Сядет тот, кто назовет слово со звуком «ц». (Птица, цыпленок, цифра, кольцо, колодец и т.д.)
II. Постановка цели занятия.
− О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Мы будем говорить на занятии о звуке и букве «ц»).
III. Характеристика звука и буквы «ц».
− Дайте характеристику звуку «ц». (Звук «ц» − согласный, твердый, глухой.)
− Докажите, что звук «ц» согласный. (Когда мы произносим звук «ц», воздух во рту встречает преграду − зубы и язык.)
− Какой буквой обозначается звук «ц»? (Буквой «ц».) Выставляется буква «Цц».
− На что похожа буква «ц»? (На колодец с цепью. На перевернутую кро-вать. На букву «Щ» без одной палочки.)
IV. Выделение звука «ц» в словах.
− У нас в гостях цыпленок Цып. Сегодня вы послушайте историю, которая приключилась с Цыпом, и выполните интересные задания.
Однажды, летним утром Цып вылупился из яйца. Он огляделся вокруг и запищал: «Пи, пи, пи, а где же моя мама?» Никто Цыпу не ответил. Цып пошел по тропинке искать свою маму. По дороге он увидел много интересного. (Выставляется картина «В деревне»).
− Назовите слова со звуком «ц» и определите место звука «ц» в словах (цветы, гусеница, солнце, кузнец, кузница, цепь, мельница, колодец, скворец).
(Цветы. В слове «цветы» звук «ц» слышится в начале слова.)
V. Дидактическая игра «Угадай слово».
(Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе слова.)
− Помогите Цыпу отгадать слово. Назовите первые звуки в словах и впишите буквы под картинки.
Пружина, тетрадь, игрушки, цифры, арбуз.
(Пружина, в слове «пружина» первый звук «п». Я пишу букву «П» и т.д.).
− Прочитайте полученное слово. (Птица).
VI. Звуко-слоговой анализ слова «птица».
− Составьте схему слова «птица». Сколько слогов в слове? (Два слога.)
− Почему два слога? (Потому что два гласных звука «и», «а».)
− Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
− Назовите первый слог. (Пти…)
− Назовите второй слог. (…ца)
− Сколько звуков в слове «птица»? (Пять звуков.)
− Сколько звуков в первом слоге? (Три звука).
− Сколько звуков во втором слоге? (Два звука).
− Дайте характеристику звукам в слове. (первый звук «п» − согласный, твердый, глухой и т.д.)
VII. Физкультминутка
− Цып искал маму. Он посмотрел вправо, влево, через левое плечо, через правое плечо, вверх и вниз, под правое крылышко, под левое крылышко. Он увидел…
VIII. Составление слов из слогов
− Вы узнаете, кого увидел Цып, если составите слова из слогов. Это названия птиц.(На магнитной доске − слоги.Дети составляют слова.)
гал-ка
во-ро-на
ут-ка
сквор-чи-ха
− Прочитайте слова из двух слогов (из трех слогов).
Слова закрываются ширмой.
− Вспомните, кого увидел Цып. (Цып увидел галку, ворону, утку, скворчи-ху).
IX. Образование слов с суффиксами -енок-, -онок-
− Цып спросил у галки: «Может быть, вы моя мама?»
− Галка сказала: «Нет, мой птенец …» (галчонок).
− Цып спросил у утки: «Может быть, вы моя мама?»
− Утка ответила: «Нет, мой птенец …» (утенок).
− Цып увидел на дереве скворчиху и спросил: «Может быть, вы моя ма-ма?»
«Нет, мой птенец …» (скворчонок).
− Цып спросил у вороны: «Вы − моя мама?»
− Ворона ответила: «Нет, мой птенец …» (вороненок).
− И тут Цып увидел, что к нему бежит мама — курица: «Как хорошо, Цып, что я тебя нашла!». Цыпленок обрадовался и вместе с мамой пошел домой.
Х. Чтение и анализ предложений
− Прочитайте, что рассказал Цып маме по дороге домой.
Дети читаю предложения по таблице.
После дождя на дороге лужицы.
Осенью все птицы улетают на юг.
Медуница и ландыш − весенние цветы.
− Что вы прочитали. (Предложения).
− Прочтите неправильное предложение. (Осенью все птицы улетают на юг.)
− Исправьте это предложение. (Осенью все перелетные птицы улетают на юг).
− Что такое предложение? (Несколько слов связанных по смыслу.)
− Назовите признаки предложения. (Предложение пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка.)
− Прочитайте слова с буквой «ц». (Лужицы, птицы, цветы, медуница).
XI. Составление предложений по схемам с предлогами
− Назовите маленькое слово (В).
− Составьте предложение про Цыпа по схеме с предлогом.
(Цып живет в большой деревне.)
− Назовите слово, обозначающее живой предмет. (Цып.)
− Назовите слово, обозначающее неживой предмет. (Деревня.)
− Назовите слово-действие. (Живет.)
− Назовите слово-признак. (Большой.)
(Цып вылупился из куриного яйца.)
(Цып бежал по узкой тропе.)
XII. Пересказ рассказа «Цыпленок Цып» по ролям
(Логопед распределяет роли: автор, цыпленок, галка, утка, ворона, скворчиха, курица).
Автор: «Однажды, летним утром Цып вылупился из яйца. Он огляделся вокруг и запищал».
Цыпленок Цып: «Пи, пи, пи! Где же моя мама?»
Автор: «Никто Цыпу не ответил. Цып пошел по тропинке искать свою маму. По дороге он увидел много интересного. Цып встретил галку и спросил».
Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»
Галка: «Нет, мой птенец галчонок».
Автор: «В пруду плавала утка. Цып спросил у неё.»
Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»
Утка: «Нет, мой птенец утенок».
Автор: «На дереве сидела скворчиха. Цып спросил у неё.»
Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»
Скворчиха: «Нет, мой сынок скворчонок».
Автор: «Цып спросил у вороны.»
Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»
Ворона: «Нет, мой птенец вороненок.»
Автор: «И тут Цып увидел, что к нему бежит мама − курица».
Курица: «Как же ты меня напугал, Цып! Как хорошо, что я тебя нашла!»
Автор: «Цып обрадовался и вместе с мамой пошел домой».
XIII. Итог занятия
− Цыпленку Цыпу очень понравилось, как Вы занимались.
− Какой звук и какую букву мы повторяли? (Мы повторяли звук и букву «ц».)
− Что понравилось на занятии?
Оценка деятельности детей.
Литература:
1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.
3. Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.
4. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Ч. III.
Кострюкова И.А.,
учитель-логопед