Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе «Цыплёнок Цып»

звук цАннотация: Конспект занятия «Цыплёнок Цып» предназначено для детей подготовительной группы. Целью занятия является формирование правильного произношения звука [ц]; совершенствование звуко-слогового анализа слов; формирование лексико-грамматических категорий и развитие речеслуховой памяти.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе

Тема: «Цыплёнок Цып»

Цели:

  • закрепить знания детей о звуке и букве «ц»;
  • закрепить правильное произношение звука «ц»;
  • упражнять в звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе слов;
  • активизировать предметный словарь ;
  • учить составлять предложения по схемам с предлогами;
  • учить пересказывать сказку по ролям;
  • упражнять детей в чтении слов и предложений;
  • развивать мышление, внимание, память, интонационную выразитель-ность речи.

Оборудование:

  • игрушка − цыпленок Цып,
  • картина «В деревне»,
  • предметные картинки,
  • схемы слов и предложений,
  • таблица к игре «Угадай слово»,
  • слоги на карточках с магнитами,
  • таблица с предложениями,
  • маркер.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

(Дети стоят в кругу.)

− Сядет тот, кто назовет слово со звуком «ц». (Птица, цыпленок, цифра, кольцо, колодец и т.д.)

II. Постановка цели занятия.

− О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Мы будем говорить на занятии о звуке и букве «ц»).

III. Характеристика звука и буквы «ц».

− Дайте характеристику звуку «ц». (Звук «ц» − согласный, твердый, глухой.)

− Докажите, что звук «ц» согласный. (Когда мы произносим звук «ц», воздух во рту встречает преграду − зубы и язык.)

− Какой буквой обозначается звук «ц»? (Буквой «ц».) Выставляется буква «Цц».

− На что похожа буква «ц»? (На колодец с цепью. На перевернутую кро-вать. На букву «Щ» без одной палочки.)

IV. Выделение звука «ц» в словах.

− У нас в гостях цыпленок Цып. Сегодня вы послушайте историю, которая приключилась с Цыпом, и выполните интересные задания.
Однажды, летним утром Цып вылупился из яйца. Он огляделся вокруг и запищал: «Пи, пи, пи, а где же моя мама?» Никто Цыпу не ответил. Цып пошел по тропинке искать свою маму. По дороге он увидел много интересного. (Выставляется картина «В деревне»).

− Назовите слова со звуком «ц» и определите место звука «ц» в словах (цветы, гусеница, солнце, кузнец, кузница, цепь, мельница, колодец, скворец).

(Цветы. В слове «цветы» звук «ц» слышится в начале слова.)

V. Дидактическая игра «Угадай слово».

(Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе слова.)

− Помогите Цыпу отгадать слово. Назовите первые звуки в словах и впишите буквы под картинки.

Пружина, тетрадь, игрушки, цифры, арбуз.

(Пружина, в слове «пружина» первый звук «п». Я пишу букву «П» и т.д.).

− Прочитайте полученное слово. (Птица).

VI. Звуко-слоговой анализ слова «птица».

− Составьте схему слова «птица». Сколько слогов в слове? (Два слога.)

− Почему два слога? (Потому что два гласных звука «и», «а».)

− Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

− Назовите первый слог. (Пти…)

− Назовите второй слог. (…ца)

− Сколько звуков в слове «птица»? (Пять звуков.)

− Сколько звуков в первом слоге? (Три звука).

− Сколько звуков во втором слоге? (Два звука).

− Дайте характеристику звукам в слове. (первый звук «п» − согласный, твердый, глухой и т.д.)

VII. Физкультминутка

− Цып искал маму. Он посмотрел вправо, влево, через левое плечо, через правое плечо, вверх и вниз, под правое крылышко, под левое крылышко. Он увидел…

VIII. Составление слов из слогов

− Вы узнаете, кого увидел Цып, если составите слова из слогов. Это названия птиц.(На магнитной доске − слоги.Дети составляют слова.)

гал-ка
во-ро-на
ут-ка
сквор-чи-ха

− Прочитайте слова из двух слогов (из трех слогов).

Слова закрываются ширмой.

− Вспомните, кого увидел Цып. (Цып увидел галку, ворону, утку, скворчи-ху).

IX. Образование слов с суффиксами -енок-, -онок-

− Цып спросил у галки: «Может быть, вы моя мама?»

− Галка сказала: «Нет, мой птенец …» (галчонок).

− Цып спросил у утки: «Может быть, вы моя мама?»

− Утка ответила: «Нет, мой птенец …» (утенок).

− Цып увидел на дереве скворчиху и спросил: «Может быть, вы моя ма-ма?»

«Нет, мой птенец …» (скворчонок).

− Цып спросил у вороны: «Вы − моя мама?»

− Ворона ответила: «Нет, мой птенец …» (вороненок).

− И тут Цып увидел, что к нему бежит мама — курица: «Как хорошо, Цып, что я тебя нашла!». Цыпленок обрадовался и вместе с мамой пошел домой.

Х. Чтение и анализ предложений

− Прочитайте, что рассказал Цып маме по дороге домой.

Дети читаю предложения по таблице.

После дождя на дороге лужицы.

Осенью все птицы улетают на юг.

Медуница и ландыш − весенние цветы.

− Что вы прочитали. (Предложения).

− Прочтите неправильное предложение. (Осенью все птицы улетают на юг.)

− Исправьте это предложение. (Осенью все перелетные птицы улетают на юг).

− Что такое предложение? (Несколько слов связанных по смыслу.)

− Назовите признаки предложения. (Предложение пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка.)

− Прочитайте слова с буквой «ц». (Лужицы, птицы, цветы, медуница).

XI. Составление предложений по схемам с предлогами

− Назовите маленькое слово (В).

− Составьте предложение про Цыпа по схеме с предлогом.

(Цып живет в большой деревне.)

− Назовите слово, обозначающее живой предмет. (Цып.)

− Назовите слово, обозначающее неживой предмет. (Деревня.)

− Назовите слово-действие. (Живет.)

− Назовите слово-признак. (Большой.)

(Цып вылупился из куриного яйца.)

(Цып бежал по узкой тропе.)

XII. Пересказ рассказа «Цыпленок Цып» по ролям

(Логопед распределяет роли: автор, цыпленок, галка, утка, ворона, скворчиха, курица).

Автор: «Однажды, летним утром Цып вылупился из яйца. Он огляделся вокруг и запищал».

Цыпленок Цып: «Пи, пи, пи! Где же моя мама?»

Автор: «Никто Цыпу не ответил. Цып пошел по тропинке искать свою маму. По дороге он увидел много интересного. Цып встретил галку и спросил».

Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»

Галка: «Нет, мой птенец галчонок».

Автор: «В пруду плавала утка. Цып спросил у неё.»

Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»

Утка: «Нет, мой птенец утенок».

Автор: «На дереве сидела скворчиха. Цып спросил у неё.»

Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»

Скворчиха: «Нет, мой сынок скворчонок».

Автор: «Цып спросил у вороны.»

Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»

Ворона: «Нет, мой птенец вороненок.»

Автор: «И тут Цып увидел, что к нему бежит мама − курица».

Курица: «Как же ты меня напугал, Цып! Как хорошо, что я тебя нашла!»

Автор: «Цып обрадовался и вместе с мамой пошел домой».

XIII. Итог занятия

− Цыпленку Цыпу очень понравилось, как Вы занимались.

− Какой звук и какую букву мы повторяли? (Мы повторяли звук и букву «ц».)

− Что понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей.

Литература:

1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.
3. Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.
4. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Ч. III.

Кострюкова И.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.