Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Звук С, буква СКонспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи
подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Тема: В гостях у Сони Свиристелочкиной

Цели: формирование правильного звукопроизношения звука «С»

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- пополнять и расширять словарь через формирование «семанти¬ческого поля» слова «САД»;
- развивать вален¬тность слов;
- развивать умение понимать переносное значение слов.

коррекционно-развивающие:

- уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука «С»;
- упражнять в правильном произнесении звука «С» в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;
- развивать навыки звуко-слогового анализа;
- продолжать учить составлять предложение по опорным словам, чертить схему предложения;
- развивать диафрагмальное дыхание, общую и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать навыки словоизменения;
- развивать связную речь;
- развивать логическое мышление при решении логических задач.

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать навыки самоконтроля за речью;
- воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: игрушка сорока, кукла, письмо, таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, схемы предложения, магнитофон, картинки по теме занятия.

Мультимедиа ресурсы: аудиозаписи – пение птиц, шум дождя, шорох листьев.

Ход занятия:

1. Организационный момент

(Дети входят в логопедический кабинет и слышат пение птиц).

Учитель-логопед: Ребята, что вы слышите?

Дети: Пение птиц.

Учитель-логопед: Кто же всех громче стрекочет?

Дети: Сорока.

Учитель-логопед: Вот и она к нам в гости сама пожаловала, да что-то с собой принесла. Да это какое-то сообщение.

(Логопед показывает игрушку – сороку).

Учитель-логопед: Хотите, я вам прочитаю его?

Дети: Да

Учитель-логопед: Слушайте внимательно! «Я люблю гулять в своем старом саду. В саду много густых кустов смородины. Смородина спелая и сладкая. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой расцвели пестрые астры с красными лепестками. Жду Вас в гости. Свиристелочкина Соня».

(Дети слушают).

Ребята вы хотите отправиться в гости к Соне?

Дети: Да.

Учитель-логопед: Какой звук встречается чаще всего в Сонином сообщении?

Дети: Звук «С».

Учитель-логопед: Молодцы, ребята! А теперь в путь.

2. Логопедическая зарядка

Виды упражнений Слова учителя-логопеда Выполнение детьми заданий
Упражнения на общее расслабление

(звучит спокойная  музыка на релаксацию)

Реснички опускаются …

Глазки закрываются …

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем …

Снова глазки открываем

И гулять всех приглашаем.

Дети выполняют движения по тексту.
Речедвигательные упражнения

(аудио запись — шорох листьев)

Листопад, листопад,

Осыпается наш сад.

Прошагать на каждую строчку  четыре шага в такт.
Листья желтые летят, Махи руками перед собой.
Под ногами  шелестят. Прошагать  в такт четыре шага.
Развитие мелкой моторики Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальцы, начиная с большого пальца.
Будем листья собирать Сжимают и разжимают кулачки.
Листики яблони,

Листья малины,

Листья смородины,

Листики сливы,

Листики груши мы соберем,

Загибают пальцы, начиная с большого пальца.
Соне осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками

Массаж лица и шеи

(аудио запись – шума дождя)

Дождь по веткам застучал,

На лицо он к нам попал.

Капли убери со лба,

Хоть и теплая вода.

По щекам бегут ручьи,

Ты ладошкой их сотри.

Подбородок вытираем,

Все дождинки собираем.

Дети все движения выполняют в соответствии с текстом,  по направлению к вискам.
Дыхательная гимнастика Если уж в саду гулять

Нужно воздухом дышать

Дети выполняют упражнения по развитию диафрагмального дыхания: вдох – животик поднимается, выдох -  опускается. (3 раза).
Артикуляционная гимнастика Все упражнения выполняются по 3 раза перед зеркалом.
«Окошко» Соня в домике сидит

И в окошечко глядит.

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто). На счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
«Улыбка» Соня улыбается,

Друзей дожидается.

Улыбнуться,  с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
«Лопатка» Ты лопатку положи

И под счет ее держи.

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.
«Кошка»

 

На пороге у окошка,

Улеглась и дремлет кошка

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На «два» -вернуться в исходное положение.
«Дудочка» Язык сложили в трубочку,

Играем как на дудочке.

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

3. Акустико-артикуляционный профиль звука

Учитель-логопед предлагает детям взять зеркала и внимательно рассмотреть, что делают органы речи – губы, зубы, язык, голосовые связки, воздушная струя, когда произносят звук «С».

4. Изолированное произнесение звука

Учитель-логопед:

Что-то стало прохладно, это осенний ветерок запел свою песенку «СССССССССС», он играет с осенними листочками и хочет показать нам дорогу к Сониному саду. Давайте поможем ветерку и тоже споем его песенку: «СССССССССС».

5. Характеристика звука «С»

Учитель-логопед предлагает детям дать характеристику звука «С»:

Учитель-логопед: Звук «С» — гласный или согласный?

Дети: Согласный, потому, что язычок создает преграду воздуху.

Учитель-логопед: Звук «С» — твердый или мягкий?

Дети: Звук «С» твердый, потому что он звучит твердо.

Учитель-логопед: Звук «С» — глухой или звонкий?

Дети: Глухой потому, что при произнесении звука горлышко не дрожит.

Учитель-логопед: Значит звук «С» — какой?

Дети: Звук «С» — согласный, твер¬дый, глухой.

Учитель-логопед: В каком домике будет жить этот звук? Каким цветом мы будем его обозначать?

Дети: В домике с синей крышей. Мы будем обозначать его синей фишкой. (На доске логопед выставляет соответствующий домик)

6. Соотношение звука с буквой

Учитель-логопед: Посмотрите, кто нас встречает! Это же Соня Свиристелочкина. У нее очень много разных предметов лежит на скамейке возле сада (сыр, сосиски, сарделька, месяц и т.д.). Назовите их. (Дети перечисляют предметы).

Учитель-логопед: Как вы думаете, на что похожи эти предметы?

Дети: На букву.

Учитель-логопед: Правильно, все эти предметы похожи на букву «ЭС». Такой буквой обозначают звук на письме. (Педагог показывает букву «ЭС» детям).

Учитель-логопед: Скажите, пожалуйста, чем отличается звук от буквы?

Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, пишем и читаем.

Учитель-логопед: Давайте в воздухе нарисуем букву «ЭС» (Дети выполняют задание педагога).

7. Автоматизация звука в слогах

Учитель-логопед: У Сони много интересного можно увидеть в саду (Дети за учителем-логопедом проговаривают чистоговорку, а педагог выставляет соответствующие картинки на доске)

С — течет вода из крана. Много струек у фонтана. С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с

На траве блестит роса. Нам пропели струйки — СА. Са-са са-са-са
Пьет жучок в саду росу. Произносим слоги — СУ. Су-су су-су-су
Вышло солнце — нет росы. Повторяем слоги — СЫ. Сы-сы сы-сы-сы
Рядом с садом есть шоссе. Мы сейчас услышим — СЭ. Сэ-сэ сэ-сэ-сэ
Где-то сдулось колесо. Пропоет фонтан нам — СО. Со-со со-со-со

8. Автоматизация звука «С» в словах через формирование семантического поля «САД», развитие валентности слов и функций словоизменения

А) выделение главного слова:

• По первым звукам слов отгадайте место, где любит гулять Соня? (смородина, астра, дом).
• Объясните, что обозначает слово «САД» (Сад – это участок земли, где выращивают фрукты, ягоды, цветы).

Б) звуко-слоговой анализ слова «САД»:

• Произнесите слово сад четко, проговаривая все звуки.
• Сколько слогов в слове сад? Почему?
• Сколько звуков в слове сад, назовите их по порядку.
• Дайте характеристику каждому звуку.
• Определите место звука «С» в слове сад.

В) однокоренные слова:

Учитель-логопед: В саду у Сони растет необычное дерево.(Логопед показывает картинку чудо-дерева и читает про него стихотворение:

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был он фруктовый,
Был он только словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре –
И плоды нам принесло,
Стало много разных слов.

Вот из сада вам рассада,
А еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень всем нам интересно,
Погулять в саду словесном.
Какое слово стало разрастаться?

Дети: Слово сад.

Учитель-логопед: «САД» — это слово корень. Чтобы попасть в Сонин сад, надо подобрать однокоренные слова этому слову. Какие слова могут вырасти из этого слова?

(Дети вспоминают и перечисляют слова из стихотворения: сад, рассада, садовод, садовник, посадки)

Учитель-логопед: Ребята, вы знаете, что означает слово садовник?

(Предполагаемые ответы детей.)

Учитель-логопед: Садовник – это человек занимающийся уходом за садом. А кого мы можем назвать садоводом? (Предполагаемые ответы детей.)

Учитель-логопед: Садовод – это человек разводящий сады.

Учитель-логопед: Ну, вот мы и попали в Сонин сад. Посмотрите внимательно, что посадила Соня в саду?

Дети: Соня посадила смородину, абрикосы, подсолнухи, ананасы, сливы, рассаду, астры.

Учитель-логопед: Сливы, абрикосы, смородина, астры, рассада, подсолнухи какие? (подбор признаков к существительным)

Дети: Абрикосы спелые, смородина сладкая, подсолнухи высокие, астры красные и т.д.

Учитель-логопед: К словам, обозначающим признак предметов, подберите слова противоположные по смыслу (слова-антонимы): сырой песок, сладкая смородина, просторный сад, высокий куст, густой кустарник, старый сад.

Дети: Сухой песок, кислая смородина, тесный сад, редкий кустарник, молодой сад, низкий куст.

9. Автоматизация звука «С» в предложениях и тексте

Анализ словесного состава предложения

Учитель-логопед: Составьте предложение из данных слов: ПОСАДИЛА, САД, СОНЯ, РАССАДА, В. (Дети выполняют задание.)

Выложите схему предложения: СОНЯ ПОСАДИЛА В САДУ РАССАДУ. (Схема предложения появляется по щелчку)

Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Назовите последнее слово в предложении? Какое маленькое слово-предлог в этом предложении? В каких словах звук «С» стоит в начале слова, в каких — в середине.

Работа с текстом:

Учитель-логопед: Мне очень нравится Сонин сад. Я про него придумала рассказ. Послушайте его внимательно, а потом перескажите, опираясь на картинки и стрелочки:

За домом стоит сад. В саду много кустов. На кустах поспела смородина. Над смородиной летают осы. Ос Соня не боится. Соня собрала миску спелой смородины и сделала сливовый сок.

(Дети пересказывают, опираясь на картинки, рассказ педагога.)

Словесно-логические задачи:

Учитель-логопед: Соня очень расстраивается и часто говорит:

Вот досада, так досада: Не растёт в саду рассада!

«Это потому, что голова у тебя садовая!» — стрекочет сорока.

Учитель-логопед: Как вы понимаете это выражение «ГОЛОВА САДОВАЯ»? Уж не выросла ли она в саду? (Предполагаемые ответы детей.)

Другими словами можно сказать, что Соня «рассеянная», «невнимательная», «забывчивая» девочка.

10. Итог

Учитель-логопед: Было вам интересно гулять по Сониному словесному саду? Какой звук мы чаще встречали у Сони в саду?

Дети: Звук «С».

Учитель-логопед: Давайте вспомним, какой же звук «С»?

Дети: Звук «С» — согласный, твер¬дый, глухой.

Учитель-логопед: Какие новые слова и словосочетания, связанные со словом «САД», вы запомнили? (Дети вспоминают однокоренные слова к слову сад.)

Учитель-логопед: Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились и многое узнали.

А теперь нам пора возвращаться в свой детский сад.

(Звучит спокойная музыка, дети выполняю движения по тексту.)

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем
Сном чудесным засыпаем…
Снова глазки открываем
В детский сад всех приглашаем.

(Педагог благодарит детей и прощается с ними до следующей встречи.)

Использованная литература:

1. З.А. Репина, Т.В. Васильева, А.Д. Ведерникова, В.Г. Горская, В.Н. Пискунова Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО «Грик» 1997г. – 180с.
2. Комарова Л.А. Автоматизация звука «С» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 32 с.
3. Баскакина И. В. Логопедические игры. Свистелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука С / И. В. Баскакина, М. И. Лынская.- М.: Айрис-пресс, 2007. — 32 с.
4. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей пособие для педагогов и родителей М.; Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
5. Аудиозаписи – пение птиц, шум дождя, шорох листьев.

Кадочникова Наталия Олеговна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.