Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи
подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Тема: В гостях у Сони Свиристелочкиной
Цели: формирование правильного звукопроизношения звука «С»
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- пополнять и расширять словарь через формирование «семанти¬ческого поля» слова «САД»;
- развивать вален¬тность слов;
- развивать умение понимать переносное значение слов.
коррекционно-развивающие:
- уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука «С»;
- упражнять в правильном произнесении звука «С» в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;
- развивать навыки звуко-слогового анализа;
- продолжать учить составлять предложение по опорным словам, чертить схему предложения;
- развивать диафрагмальное дыхание, общую и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать навыки словоизменения;
- развивать связную речь;
- развивать логическое мышление при решении логических задач.
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать навыки самоконтроля за речью;
- воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: игрушка сорока, кукла, письмо, таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, схемы предложения, магнитофон, картинки по теме занятия.
Мультимедиа ресурсы: аудиозаписи – пение птиц, шум дождя, шорох листьев.
Ход занятия:
1. Организационный момент
(Дети входят в логопедический кабинет и слышат пение птиц).
Учитель-логопед: Ребята, что вы слышите?
Дети: Пение птиц.
Учитель-логопед: Кто же всех громче стрекочет?
Дети: Сорока.
Учитель-логопед: Вот и она к нам в гости сама пожаловала, да что-то с собой принесла. Да это какое-то сообщение.
(Логопед показывает игрушку – сороку).
Учитель-логопед: Хотите, я вам прочитаю его?
Дети: Да
Учитель-логопед: Слушайте внимательно! «Я люблю гулять в своем старом саду. В саду много густых кустов смородины. Смородина спелая и сладкая. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой расцвели пестрые астры с красными лепестками. Жду Вас в гости. Свиристелочкина Соня».
(Дети слушают).
Ребята вы хотите отправиться в гости к Соне?
Дети: Да.
Учитель-логопед: Какой звук встречается чаще всего в Сонином сообщении?
Дети: Звук «С».
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! А теперь в путь.
2. Логопедическая зарядка
Виды упражнений | Слова учителя-логопеда | Выполнение детьми заданий |
Упражнения на общее расслабление
(звучит спокойная музыка на релаксацию) |
Реснички опускаются …
Глазки закрываются … Мы спокойно отдыхаем Сном волшебным засыпаем … Снова глазки открываем И гулять всех приглашаем. |
Дети выполняют движения по тексту. |
Речедвигательные упражнения
(аудио запись — шорох листьев) |
Листопад, листопад,
Осыпается наш сад. |
Прошагать на каждую строчку четыре шага в такт. |
Листья желтые летят, | Махи руками перед собой. | |
Под ногами шелестят. | Прошагать в такт четыре шага. | |
Развитие мелкой моторики | Раз, два, три, четыре, пять | Загибают пальцы, начиная с большого пальца. |
Будем листья собирать | Сжимают и разжимают кулачки. | |
Листики яблони,
Листья малины, Листья смородины, Листики сливы, Листики груши мы соберем, |
Загибают пальцы, начиная с большого пальца. | |
Соне осенний букет отнесем. | «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками | |
Массаж лица и шеи(аудио запись – шума дождя) |
Дождь по веткам застучал,
На лицо он к нам попал. Капли убери со лба, Хоть и теплая вода. По щекам бегут ручьи, Ты ладошкой их сотри. Подбородок вытираем, Все дождинки собираем. |
Дети все движения выполняют в соответствии с текстом, по направлению к вискам. |
Дыхательная гимнастика | Если уж в саду гулять
Нужно воздухом дышать |
Дети выполняют упражнения по развитию диафрагмального дыхания: вдох – животик поднимается, выдох - опускается. (3 раза). |
Артикуляционная гимнастика | Все упражнения выполняются по 3 раза перед зеркалом. | |
«Окошко» | Соня в домике сидит
И в окошечко глядит. |
На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто). На счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). |
«Улыбка» | Соня улыбается,
Друзей дожидается. |
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. |
«Лопатка» | Ты лопатку положи
И под счет ее держи. |
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. |
«Кошка»
|
На пороге у окошка,
Улеглась и дремлет кошка |
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На «два» -вернуться в исходное положение. |
«Дудочка» | Язык сложили в трубочку,
Играем как на дудочке. |
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. |
3. Акустико-артикуляционный профиль звука
Учитель-логопед предлагает детям взять зеркала и внимательно рассмотреть, что делают органы речи – губы, зубы, язык, голосовые связки, воздушная струя, когда произносят звук «С».
4. Изолированное произнесение звука
Учитель-логопед:
Что-то стало прохладно, это осенний ветерок запел свою песенку «СССССССССС», он играет с осенними листочками и хочет показать нам дорогу к Сониному саду. Давайте поможем ветерку и тоже споем его песенку: «СССССССССС».
5. Характеристика звука «С»
Учитель-логопед предлагает детям дать характеристику звука «С»:
Учитель-логопед: Звук «С» — гласный или согласный?
Дети: Согласный, потому, что язычок создает преграду воздуху.
Учитель-логопед: Звук «С» — твердый или мягкий?
Дети: Звук «С» твердый, потому что он звучит твердо.
Учитель-логопед: Звук «С» — глухой или звонкий?
Дети: Глухой потому, что при произнесении звука горлышко не дрожит.
Учитель-логопед: Значит звук «С» — какой?
Дети: Звук «С» — согласный, твер¬дый, глухой.
Учитель-логопед: В каком домике будет жить этот звук? Каким цветом мы будем его обозначать?
Дети: В домике с синей крышей. Мы будем обозначать его синей фишкой. (На доске логопед выставляет соответствующий домик)
6. Соотношение звука с буквой
Учитель-логопед: Посмотрите, кто нас встречает! Это же Соня Свиристелочкина. У нее очень много разных предметов лежит на скамейке возле сада (сыр, сосиски, сарделька, месяц и т.д.). Назовите их. (Дети перечисляют предметы).
Учитель-логопед: Как вы думаете, на что похожи эти предметы?
Дети: На букву.
Учитель-логопед: Правильно, все эти предметы похожи на букву «ЭС». Такой буквой обозначают звук на письме. (Педагог показывает букву «ЭС» детям).
Учитель-логопед: Скажите, пожалуйста, чем отличается звук от буквы?
Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, пишем и читаем.
Учитель-логопед: Давайте в воздухе нарисуем букву «ЭС» (Дети выполняют задание педагога).
7. Автоматизация звука в слогах
Учитель-логопед: У Сони много интересного можно увидеть в саду (Дети за учителем-логопедом проговаривают чистоговорку, а педагог выставляет соответствующие картинки на доске)
С — течет вода из крана. Много струек у фонтана. С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с
На траве блестит роса. Нам пропели струйки — СА. Са-са са-са-са
Пьет жучок в саду росу. Произносим слоги — СУ. Су-су су-су-су
Вышло солнце — нет росы. Повторяем слоги — СЫ. Сы-сы сы-сы-сы
Рядом с садом есть шоссе. Мы сейчас услышим — СЭ. Сэ-сэ сэ-сэ-сэ
Где-то сдулось колесо. Пропоет фонтан нам — СО. Со-со со-со-со
8. Автоматизация звука «С» в словах через формирование семантического поля «САД», развитие валентности слов и функций словоизменения
А) выделение главного слова:
• По первым звукам слов отгадайте место, где любит гулять Соня? (смородина, астра, дом).
• Объясните, что обозначает слово «САД» (Сад – это участок земли, где выращивают фрукты, ягоды, цветы).
Б) звуко-слоговой анализ слова «САД»:
• Произнесите слово сад четко, проговаривая все звуки.
• Сколько слогов в слове сад? Почему?
• Сколько звуков в слове сад, назовите их по порядку.
• Дайте характеристику каждому звуку.
• Определите место звука «С» в слове сад.
В) однокоренные слова:
Учитель-логопед: В саду у Сони растет необычное дерево.(Логопед показывает картинку чудо-дерева и читает про него стихотворение:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был он фруктовый,
Был он только словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре –
И плоды нам принесло,
Стало много разных слов.
Вот из сада вам рассада,
А еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень всем нам интересно,
Погулять в саду словесном.
Какое слово стало разрастаться?
Дети: Слово сад.
Учитель-логопед: «САД» — это слово корень. Чтобы попасть в Сонин сад, надо подобрать однокоренные слова этому слову. Какие слова могут вырасти из этого слова?
(Дети вспоминают и перечисляют слова из стихотворения: сад, рассада, садовод, садовник, посадки)
Учитель-логопед: Ребята, вы знаете, что означает слово садовник?
(Предполагаемые ответы детей.)
Учитель-логопед: Садовник – это человек занимающийся уходом за садом. А кого мы можем назвать садоводом? (Предполагаемые ответы детей.)
Учитель-логопед: Садовод – это человек разводящий сады.
Учитель-логопед: Ну, вот мы и попали в Сонин сад. Посмотрите внимательно, что посадила Соня в саду?
Дети: Соня посадила смородину, абрикосы, подсолнухи, ананасы, сливы, рассаду, астры.
Учитель-логопед: Сливы, абрикосы, смородина, астры, рассада, подсолнухи какие? (подбор признаков к существительным)
Дети: Абрикосы спелые, смородина сладкая, подсолнухи высокие, астры красные и т.д.
Учитель-логопед: К словам, обозначающим признак предметов, подберите слова противоположные по смыслу (слова-антонимы): сырой песок, сладкая смородина, просторный сад, высокий куст, густой кустарник, старый сад.
Дети: Сухой песок, кислая смородина, тесный сад, редкий кустарник, молодой сад, низкий куст.
9. Автоматизация звука «С» в предложениях и тексте
Анализ словесного состава предложения
Учитель-логопед: Составьте предложение из данных слов: ПОСАДИЛА, САД, СОНЯ, РАССАДА, В. (Дети выполняют задание.)
Выложите схему предложения: СОНЯ ПОСАДИЛА В САДУ РАССАДУ. (Схема предложения появляется по щелчку)
Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Назовите последнее слово в предложении? Какое маленькое слово-предлог в этом предложении? В каких словах звук «С» стоит в начале слова, в каких — в середине.
Работа с текстом:
Учитель-логопед: Мне очень нравится Сонин сад. Я про него придумала рассказ. Послушайте его внимательно, а потом перескажите, опираясь на картинки и стрелочки:
За домом стоит сад. В саду много кустов. На кустах поспела смородина. Над смородиной летают осы. Ос Соня не боится. Соня собрала миску спелой смородины и сделала сливовый сок.
(Дети пересказывают, опираясь на картинки, рассказ педагога.)
Словесно-логические задачи:
Учитель-логопед: Соня очень расстраивается и часто говорит:
Вот досада, так досада: Не растёт в саду рассада!
«Это потому, что голова у тебя садовая!» — стрекочет сорока.
Учитель-логопед: Как вы понимаете это выражение «ГОЛОВА САДОВАЯ»? Уж не выросла ли она в саду? (Предполагаемые ответы детей.)
Другими словами можно сказать, что Соня «рассеянная», «невнимательная», «забывчивая» девочка.
10. Итог
Учитель-логопед: Было вам интересно гулять по Сониному словесному саду? Какой звук мы чаще встречали у Сони в саду?
Дети: Звук «С».
Учитель-логопед: Давайте вспомним, какой же звук «С»?
Дети: Звук «С» — согласный, твер¬дый, глухой.
Учитель-логопед: Какие новые слова и словосочетания, связанные со словом «САД», вы запомнили? (Дети вспоминают однокоренные слова к слову сад.)
Учитель-логопед: Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились и многое узнали.
А теперь нам пора возвращаться в свой детский сад.
(Звучит спокойная музыка, дети выполняю движения по тексту.)
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем
Сном чудесным засыпаем…
Снова глазки открываем
В детский сад всех приглашаем.
(Педагог благодарит детей и прощается с ними до следующей встречи.)
Использованная литература:
1. З.А. Репина, Т.В. Васильева, А.Д. Ведерникова, В.Г. Горская, В.Н. Пискунова Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО «Грик» 1997г. – 180с.
2. Комарова Л.А. Автоматизация звука «С» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 32 с.
3. Баскакина И. В. Логопедические игры. Свистелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука С / И. В. Баскакина, М. И. Лынская.- М.: Айрис-пресс, 2007. — 32 с.
4. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей пособие для педагогов и родителей М.; Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
5. Аудиозаписи – пение птиц, шум дождя, шорох листьев.
Кадочникова Наталия Олеговна,
учитель-логопед