Аннотация: Как известно, дети с нарушениями речи испытывают трудности формирования лексико-грамматической стороны речи. Одной из самых трудных тем остается согласование существительного с числительным. Предлагаю конспект занятия по развитию умения согласовывать существительные и числительные в именительном и родительном падежах.
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе (ФФНР) «Как богатыри Забаву спасали»
1. Лексическая тема «Богатыри».
2. Грамматическая тема «Согласование существительных с числительными».
Цели:
- коррекционно – образовательные:
1. Вызывать интерес к первым защитникам русской земли – богатырям;
2. Уточнение и активизация словаря по теме «Древняя Русь», «Одежда и оружие в Древней Руси»;
3. Совершенствование грамматического строя речи (развитие умения согласовывать имена существительные с числительными в именительном и родительном падеже);
4. Совершенствование навыка выразительного чтения;
5. Совершенствование синтаксической стороны речи (использование сложных предлогов около, мимо, возле).
- Коррекционно – развивающие:
1. Развитие использования числительных в собственной речи;
2. Обогащение словаря эмоционально – оценочной лексикой;
3. Практическое закрепление у детей навыка пространственной ориентации;
4. Развитие координации речи с движением.
- Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам;
2. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии;
3. Воспитание ориентировки ребенка на речь взрослого.
Оборудование: план – карта, конверт, разрезная картинка «Богатырь», предметные картинки с разным количеством одежды и оружия богатырей, листочки дуба с картинками рубашек на обратной стороне, изображение моста, прищепки.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Определение темы занятия
3. Подвижное упражнение «Богатыри» (Координация речи с движениями)
4. Развитие пальцевой моторики.
5. Актуализация словаря по теме «Богатыри Древней Руси».
6. Игра «Считай и называй»
7. Закрепление пространственной ориентации на плоскости ( на карте).
8. Физминутка. Танец-построение «Мы пойдем сейчас направо…».
9. Упражнение « Я иду мимо ( около, возле) чего …?»
10. Игра « Есть – нет»..
11. Подвижная игра «Мы идем, идем, идем…».
12. Упражнение «Переправа».
13. Упражнение «Путаница».
14. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
«Скажем «Здравствуйте»
Здравствуйте, ребята!( зашли и встали у дверей).
Сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь с ними. ( проходят, садятся на стульчики).
А теперь давайте поздороваемся друг с другом и со мной без слов ( парами).
Скажем «Здравствуйте» руками,
Скажем «Здравствуйте» глазами,
Скажем «Здравствуйте» кивком,
Станет радостней кругом.
II.Основная часть.
1) Определение темы занятия.
Логопед : Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие.
Наша страна в древности называлась Русью, была очень красивой и богатой землёй, кругом были густые леса, много рек. На Русь часто нападали враги, и людям приходилось защищаться от врагов. Защитниками земли русской были богатыри.
И мы сегодня постараемся быть такими же, как богатыри: смелыми, сильными, мудрыми.
2) Подвижное упражнение «Богатыри»
(Координация речи с движениями)
Логопед: Давайте покажем, какие были богатыри.
Богатырь, вот он каков: (руки на поясе)
Он силен, он здоров, (руки поднимает к плечам)
Он из лука стрелял, (изображаем стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (показываем, как бросаем палицу)
На границе стоял, (ладонь надо лбом, смотрим вдаль)
Зорко – зорко наблюдал.
Подрастем мы, и смотри, (руки на поясе)
Станем, как богатыри. (все садятся).
3) Развитие пальцевой моторики.
Ой, ребята, смотрите, какое – то письмо! Это не вы его принесли?
Дети: Нет.
Логопед: Давайте посмотрим, что же в конверте (открывают конверт, там разрезанные кусочки картинки и письмо). Ребята, тут кусочки какой – то картинки. Давайте ее соберем.
(Дети собирают из частей картинку, получается портрет богатыря).
4) Актуализация словаря по теме «Богатыри Древней Руси».
Логопед. Ребята, вы догадались, кто это?
Дети: Богатырь.
Логопед: А как вы догадались?
Дети: По одежде – шлем, плащ, кольчуга,
по оружию – щит, меч, палица, лук и стрелы, копьё.
5) Игра «Считай и называй»
(Развитие зрительного восприятия. Развитие лексико – грамматического строя речи: согласование существительных с числительными в именительном падеже).
Логопед: В конверте еще и письмо есть. Случилось горе великое. Похитили Змей Горыныч и Соловей Разбойник царевну Забаву (слайд «Забава Путятична»). Нужны богатыри, которые ей помочь могут, спасти от злодеев. Ребята, а вы согласны спасти Забаву?
Дети: Да.
Логопед: Тогда отправляемся в путь. Но помните, враги хитрые и коварные. Главное ваше оружие – знание. Вы должны знать, как правильно считать разные предметы, только так вы сможете их победить.
Давайте вспомним, как нам правильно считать, поиграем. Игра «Считай и называй»: ( картинка с изображениями разного количества предметов). (лежат на столе, каждый ребенок подходит, берет одну и называет).
У каждого ребенка картинка, на которой разное количество предметов.
- у меня есть один щит.
- у меня есть два меча;
- у меня есть три копья;
- у меня есть четыре палицы;
- у меня есть пять рубашек;
- у меня есть шесть плащей;
- у меня есть семь шлемов.
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы, ребята, с заданием вы справились. А теперь давайте вместе обсудим путь, по которому нам предстоит идти.( приглашает детей к доске магнитной, там карта). Мы с вами находимся здесь.
6) Закрепление пространственной ориентации на плоскости (на карте).
Логопед помещает карту на магнитную доску. Дети рассматривают и определяют маршрут пути вместе с педагогом.
Дети. Сначала нам нужно пойти прямо, потом повернуть направо и пройти через лес. Мы окажемся у Дуба, где живет Соловей –разбойник. Повернем налево – пройдем по дорожке и увидим ров глубокий. Тяжело будет через него перебраться! А за рвом пещеры каменные, где живет Змей Горыныч. Отправляемся спасать Забаву!
7) Физминутка.
Игра под музыку «Мы пойдем сейчас направо..». ( 1 мин.)
8) Упражнение «Я иду мимо чего…?»
(Развитие зрительного восприятия. Развитие лексико – грамматического строя речи: согласование существительных с числительными в родительном падеже)
Логопед: Представьте, что мы оказались в лесу. Но как же нам добраться до Соловья – разбойника, дорожку нужную в лесу найти? А, может быть, вы сами ее найдете? Вы же такие сообразительные. Надо посчитать на карте все, что встретится на пути, тогда и выйдем к дубу, на котором сидит Соловей – разбойник.
Мы находимся вот здесь. Возле чего нам придется идти, расскажите.
(Работа с картой.
Я иду мимо:
- одного болота;
- двух кустов;
- трех цветков;
- четырех пеньков;
- пяти грибов.
Логопед: Вот какая получилась у нас дорожка. Теперь мы знаем, куда идти. Ребята, а вот и наш дуб. Смотрите, на нем дупло! И сам Соловей – разбойник в нем сидит! ( поворачивает картинку на дереве на стене).
9) Игра « Есть – нет».
(Развитие зрительного восприятия. Развитие лексико – грамматического строя речи: согласование существительных с числительными в именительном и родительном падежах).
Логопед: Скажи нам, где Забава?
С. Р. (голос записан): Случилась у меня вот беда. Свистнул я вчера, у меня все рубашки перемешались, перепутались, по листьям дуба разлетелись. Никак сосчитать не могу. Вот поможете мне сосчитать мою одежду, тогда скажу.
Логопед: Ну, это не беда. Мы тебе сейчас поможем, твои рубашки посчитаем да заодно и в игру поиграем. Правда, ребята?
(на дубе листочки, отрываем листочки с номерами от 1 до 7 и проговариваем).
Логопед: Эта игра вам знакома. Вы берете одну карточку, говорите, сколько рубашек на ней нарисовано. Ваш сосед говорит, что у него нет такого количества рубашек, а есть другое количество.
- у меня на картинке одна рубашка;
- у меня на картинке нет одной рубашки, а есть две рубашки
- у меня на картинке нет двух рубашек, а есть три рубашки;
- меня на картинке нет трех рубашек, а есть четыре рубашки:
- у меня на картинке нет четырех рубашек, а есть пять рубашек:
- у меня на картинке нет пяти рубашек, а есть шесть рубашек;
- у меня на картинке нет шести рубашек, а есть семь рубашек .
Логопед: Вы молодцы. Видишь, Соловей Разбойник, как помогли тебе ребята. Отдавай нам теперь Забаву.
С. Р. (слайд 3): Не у меня она, а у Змея Горыныча. Это он похитил Забаву и заточил ее в пещеры каменные. К нему и идите.
Слайд «Соловей Разбойник» выключается.
Логопед: Ну что ж, оказывается, Забаву похитил Змей Горыныч. Снова идем в дорогу дальнюю.
9) Упражнение «Мы пойдем сейчас налево».
в конце привела на стульчики.
10) Упражнение «Переправа».
(Создание проблемной ситуации, поиск путей решения. Обогащение словаря качественными прилагательными. Развитие пальцевой моторики).
Логопед: Ну, вот мы и оказались у рва, за которым пещеры каменные Змея Горыныча. Только как же нам на другую сторону перебраться?
(создание проблемной ситуации, поиск путей решения).
Дети: Нужно построить мост, можно перепрыгнуть, перекинуть ствол дерева.
Логопед: ВЫ знаете, давайте все-таки построим мост. На всякий случай я взяла с собой мостик перекидной. Но только он волшебный, перейти по нему можно, если вспомнить качества, которыми обладают русские богатыри. Вот вам прищепки, называйте по одному слову и прикрепляйте их к мосту.
(на полу изображение моста).
Дети называют качества: Сильные, смелые, храбрые, бесстрашные, отважные, добрые, мудрые, справедливые и т.д., и прикрепляют прищепки к модели моста, расположенного на доске.
Логопед: Вот мы и перебрались через ров. Вот и Змей Горыныч (слайд «Змей Горыныч» + игрушка «Змей Горыныч»). Он говорит, что не будет мериться с богатырями силой, надоело ему кости в сражениях мять-ломать. Хочется ему помериться с вами умом-разумом. Тогда отпустит он Забавушку.
11) Упражнение «Путаница».
(Развитие слухового внимания, памяти. Закрепление умения согласовывать существительные с числительными в именительном падеже).
Логопед: Змей Горыныч хочет вас обмануть, запутать.
Каждая голова скажет вам предложение, а вы найдите в нем ошибку.
- У меня один большая пещера.
- В пещере у меня две стола.
- У меня трём головы.
Логопед: Какие вы молодцы. Все правильно сделали. И Соловья Разбойника, и Змея Горыныча – всех победили. Ничего им не осталось делать, как вернуть нам Забаву. А вот и она…
Появляется большая кукла в национальном костюме.
12). Итог занятия. Оценка работы детей.
Логопед: Теперь наша Забава вернется домой. Она очень этому рада. А помогли ей вы. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? А что больше всего запомнилось?
Логопед: А Забавушка вам сказать что-то хочет.
Логопед: (за куклу):
- Спасибо вам, дорогие ребята,
Примите же в этот торжественный час
Медали за ум и за смелость от нас.
( Забава раздает всем открытки — медали).
Возвращаемся домой и мы с вами. Раз, два три повернись — домой возвратись! ( дети уходят в группу).
Hаталья Кацуба,
учитель-логопед