(Подгрупповой) непосредственно образовательной деятельности по развитию
фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.
Подготовительная группа для детей с ТНР.
Лексическая тема: Звуки и буквы «З-Ж»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Дифференциация звуков в речи
Коррекционно-развивающие:
- Развивать словарь по теме «Наши защитники».
- Продолжить работу над различением на слух и в произношении звуков [З] – [Ж];
- Развивать фонематическое восприятие;
- Закрепить навык анализа и синтеза слогов и слов;
- Учить составлять предложения, используя предложенное словосочетание и определенный предлог;
- Развивать общую и тонкую моторику;
- Развивать высшие психические функции.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства к родине.
- Воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
- Воспитывать потребность детей к правильной речи.
- Воспитывать умение слушать и слышать на занятии своих товарищей
Оборудование: Предметные картинки, текст с пропущенными буквами, текст с перепутанными словами. Таблица «Характеристика звуков»; буквы; кассы букв; наглядный и раздаточный материал для звуко-слогового анализа слов
Ход занятия
Этап |
Слова и действия логопеда |
Слова и действия детей |
Орг. момент | Здравствуйте ребята! Скажите какой праздник мы отмечаем в феврале?
Ребята, солдаты какие? Правильно! А вы ребята хотите быть такими же сильными, смелыми как солдаты? Тогда нам нужно потренироваться. Артикуляционная гимнастика Выходи Оля к доске, показывай ребятам военную гимнастику для язычка. «Парашютист» — Шеки надуваем и плавно спускаем воздух. «Танк в ангаре» — язык движется вперед –назад, при открытом рте «На турнике» — язык качается к верхним зубам и к нижним. Молодцы ребята, вот и стали наши язычки сильными как солдаты. Сегодня мы с вами поиграем со звуками, а с какими вы догадаетесь сами. Назовите лишние слова. Четвёртый лишний: Зайка, замок, дружба, зубы (дружба). Жук, ёжик, одежда, застава (застава). Зонт, ружье, гвоздика, незабудка (ружье). Ваза, ежевика, ужи, ножи (ваза). Молодцы ребята, какие военные слова вы запомнили из лишних? Застава- Ружье. Правильно! Какой звук первым слышим в слове ЗАСТАВА? Какой звук слышим в середине слова РУЖЬЕ? |
День защитника отечества!
Сильные, смелые, хоабрые.. Выполняют гимнастику Называют 4 лишнее слово. Застава-Ружье З-Ж |
Введение в тему |
Сегодня мы будем различать с вами звуки З-Ж.
Сравнение артикуляции Произнесем перед зеркалом сначала звук [з] потом звук [ж].Сравним их. а) сходство: эти звуки звонкие б) различия: место образования [з] – кончик языка за нижними зубами [ж] – язык в верхнем положении в) губы: при [з] улыбаются, при [ж] круглые, вытянуты вперёд г) воздушная струя При произнесении [з] – холодное, [ж] – тёплая Упражнение на дыхание «На турнике». И. п. – стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох; опустить палку на лопатки – длительный выдох с произнесением звука «ффф» (3-4 раза). Сообщение темы занятия. Игра «Жук и комарик» Ребята, предлагаю поиграть в игру на внимание. Жук и Комарик потеряли свои любимые звуки в словах и все их перепутали. Вставьте нужный звук в слово. Паронимы (заменить звук [З] на звук [Ж]). Зал — …(жал), коза-, разок-, роза-, узы-, зевать-, называть-. Справились ребята молодцы! Ребята, когда солдат служит он выполняет боевые задания. Давайте как солдаты будем выполнять задания Звуко-слоговой анализ слов Козы-Кожи. Ударение. Выкладывание из букв. Правописание слогов жи, ши. Пришло донесение в штаб, читаю: Необходимо поймать звуки-снаряды и составить слово-агент. К-О-З-Ы Сколько звуков в слове? Назовите гласные, назовите согласные звуки. Назовите первый слог слияние. Назовите второй слог слияние. На какой слог слияние падает ударение? Выполните в тетради звуковой анализ слова. А Артем у доски выполняет звуковой анализ слова. Поселите звуки в буквы. Какое правило мы знаем при написании слова КОЖИ? Игра «Превращали» Превратите слово КОЗЫ- в слово КОЖИ). Что нужно сделать? А теперь пришло время опять помочь нашим друзьям ЖУКУ и КОМАРУ. Вставьте их любимые буквы в слова. Чтение слов по таблице с пропущенными буквами Ж-З .аба,.акат, .ро.ы, .абор, е.ата, кру.ок, парово., .амок, ва.а, ко.а, .ивут, гне.до, но., по.ар, та., лы.и, мимо.а, .ираф, .атва, у., гара., бар.а, лу.а, .асмин, ве.ут, оде.да, е., .авод, лу.ок, пид.ак, ро.ок, .ве.да, мор., обо. . Работа с деформированными предложениями. Понятие «предлог». правописание предлогов. Найти предлоги в тексте -Нам пришло второе донесение. Расшифруйте донесение. В, сад, СОЛДАТ Около, застава, Зоя Правописание имен. Имена пишем с большой буквы Схема одного предложения: В саду солдат. Юля выходи к доске, а ребята в тетрадях выполнят схему предложения. Какое первое слово? Какое второе слово в предложении? Назовите маленькое слово «гномик»? Какое оно по счету? |
Сравнивают звуки с опорой на наглядность Выполняют Заменяют звуки в словах Анализ слова у доски и на местах Выкладывание звуковой схемы на столе КОЗЫ-КОЖИ Жи –ши пиши с буквой И В САДУ СОЛДАТ Около заставы Зоя Выполняют |
Физминутка | «Стойкий солдатик»
На одной ноге постой-ка, (дети стоят на правой ноге) А теперь постой на левой, (стоят на левой ноге) Раз, два — дружно в ногу. (шагают) |
Выполняют |
Пальчиковая гимнастика |
Бойцы»
Пальцы эти-все бойцы |
Выполняют |
Рефлекия | Ребята вам понравилось играть?
Какие задания вам больше всего понравились? Какие игры вам показались трудными? Если вам понравились все игры похлопайте, а если кому-то было трудно – потопайте. Возьмите смайлики и разместите их в смаликограде. |
выполняют |
Итог | Ребята, выбирайте коробочки с пуговицами и фасолью. Выбрали? Тогда украсим буквы З-Ж. | Дети выбирают , и украшают буквы |
Учитель-логопед
Орлова Е.И.