Звуки и буквы «З-Ж» — конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте

(Подгрупповой) непосредственно образовательной деятельности по развитию
фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.

Подготовительная группа для детей с ТНР.

Лексическая тема: Звуки и буквы «З-Ж»

Звуки Ж-ЗЗадачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Дифференциация звуков в речи

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать словарь по теме «Наши защитники».
  • Продолжить работу над различением на слух и в произношении звуков [З] – [Ж];
  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Закрепить навык анализа и синтеза слогов и слов;
  • Учить составлять предложения, используя предложенное словосочетание и определенный предлог;
  • Развивать общую и тонкую моторику;
  • Развивать высшие психические функции.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства к родине.
  • Воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
  • Воспитывать потребность детей к правильной речи.
  • Воспитывать умение слушать и слышать на занятии своих товарищей

Оборудование: Предметные картинки, текст с пропущенными буквами, текст с перепутанными словами. Таблица «Характеристика звуков»; буквы; кассы букв; наглядный и раздаточный материал для звуко-слогового анализа слов

Ход занятия

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

Орг. момент Здравствуйте ребята! Скажите какой праздник мы отмечаем в феврале?

Ребята, солдаты какие?

Правильно! А вы ребята хотите быть такими же сильными, смелыми как солдаты?

Тогда нам нужно потренироваться.

Артикуляционная гимнастика

Выходи Оля к доске, показывай ребятам военную гимнастику для язычка.

«Парашютист» — Шеки надуваем и плавно спускаем воздух.

«Танк в ангаре» — язык движется вперед –назад, при открытом рте

«На турнике» — язык качается к верхним зубам и к нижним.

Молодцы ребята, вот и стали наши язычки сильными как солдаты.

Сегодня мы с вами поиграем со звуками, а с какими вы догадаетесь сами. Назовите лишние слова.

Четвёртый лишний:

Зайка, замок, дружба, зубы (дружба).

Жук, ёжик, одежда, застава (застава).

Зонт, ружье, гвоздика, незабудка (ружье).

Ваза, ежевика, ужи, ножи (ваза).

Молодцы ребята, какие военные слова вы запомнили из лишних?

Застава- Ружье.

Правильно!

Какой звук первым слышим в слове  ЗАСТАВА?

Какой звук слышим в середине слова РУЖЬЕ?

День защитника отечества!

Сильные, смелые, хоабрые..

Выполняют гимнастику

Называют 4 лишнее слово.

Застава-Ружье

З-Ж

 

Введение в тему

Сегодня мы будем различать с вами звуки З-Ж.

 Сравнение артикуляции

Произнесем перед зеркалом сначала звук [з] потом звук [ж].Сравним их.

а) сходство: эти звуки звонкие

б) различия: место образования

[з] – кончик языка за нижними зубами

[ж] – язык в верхнем положении

в) губы: при [з] улыбаются, при [ж] круглые, вытянуты вперёд

г) воздушная струя

При произнесении [з] – холодное, [ж] – тёплая

Упражнение на дыхание «На турнике».

И. п. – стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох; опустить палку на лопатки – длительный выдох с произнесением звука «ффф» (3-4 раза).

Сообщение темы занятия.

Игра «Жук и комарик»

Ребята, предлагаю поиграть в игру на внимание.  Жук и Комарик потеряли свои любимые звуки в словах и все их перепутали. Вставьте нужный звук в слово.

Паронимы (заменить звук [З] на звук [Ж]).

Зал — …(жал), коза-, разок-, роза-, узы-, зевать-, называть-.

Справились ребята молодцы!

Ребята, когда солдат служит он выполняет боевые задания. Давайте как солдаты будем выполнять задания

Звуко-слоговой анализ слов Козы-Кожи. Ударение. Выкладывание из букв. Правописание слогов жи, ши.

Пришло донесение в штаб, читаю:  Необходимо поймать звуки-снаряды и составить слово-агент.

К-О-З-Ы

Сколько звуков в слове?

Назовите гласные, назовите согласные звуки.

Назовите первый слог слияние. Назовите второй слог слияние.

На какой слог слияние падает ударение?

Выполните в тетради звуковой анализ слова.

А Артем у доски выполняет звуковой анализ слова.

Поселите звуки в буквы.

Какое правило мы знаем при написании слова КОЖИ?

Игра «Превращали»

Превратите слово КОЗЫ- в слово КОЖИ). Что нужно сделать?

А теперь пришло время опять помочь нашим друзьям ЖУКУ и КОМАРУ. Вставьте их любимые буквы в слова.

Чтение слов по таблице с пропущенными буквами Ж-З

.аба,.акат, .ро.ы, .абор, е.ата, кру.ок, парово., .амок, ва.а, ко.а, .ивут, гне.до, но., по.ар, та., лы.и, мимо.а, .ираф, .атва, у., гара., бар.а, лу.а, .асмин, ве.ут, оде.да, е., .авод, лу.ок, пид.ак, ро.ок, .ве.да, мор., обо. .

 Работа с деформированными предложениями. Понятие «предлог». правописание предлогов. Найти предлоги в тексте

-Нам пришло второе донесение. Расшифруйте донесение.

В, сад, СОЛДАТ

Около,  застава, Зоя

 Правописание имен.

Имена пишем с большой буквы

Схема одного предложения: В саду солдат.

Юля выходи к доске, а ребята в тетрадях выполнят схему предложения.

Какое первое слово?

Какое второе слово в предложении?

Назовите маленькое слово «гномик»?

Какое оно по счету?

 

Сравнивают звуки с опорой на наглядность

Выполняют

Заменяют звуки в словах

Анализ слова у доски и на местах

Выкладывание звуковой схемы на столе

КОЗЫ-КОЖИ

Жи –ши пиши с буквой И

В САДУ СОЛДАТ

Около заставы Зоя

Выполняют

Физминутка «Стойкий солдатик»

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри – не упади.

(дети стоят на правой ноге)

А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

(стоят на левой ноге)

Раз, два — дружно в ногу.
Три, четыре – тверже шаг.

(шагают)

Выполняют
 

Пальчиковая гимнастика

Бойцы»

Пальцы эти-все бойцы
Удалые молодцы
Два-больших и крепких малых. И солдат в боях бывалых
Два гвардейца-храбреца
Два – сметливых храбреца
Два – героя безымянных. Но в работе очень рьяных
Два мизинца – коротышки
Очень славные мальчишки!

Выполняют
Рефлекия Ребята вам понравилось играть?

Какие задания вам больше всего понравились?

Какие игры вам показались трудными?

Если вам понравились все игры похлопайте, а если кому-то было трудно – потопайте.

Возьмите смайлики и разместите их в смаликограде.

выполняют
Итог Ребята, выбирайте коробочки с пуговицами и фасолью. Выбрали? Тогда украсим буквы З-Ж. Дети выбирают , и украшают буквы

Учитель-логопед
Орлова Е.И.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей (5-6 лет) в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей (5-6 лет) в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки»
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения:  Тема занятия: «Овощи. Автоматизация звука Р в словах и словосочетаниях» Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения: Тема занятия: «Овощи. Автоматизация звука Р в словах и словосочетаниях»
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С» Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С»
Методическая разработка: План-конспект логопедического занятия «Состав слова. Окончание» Методическая разработка: План-конспект логопедического занятия «Состав слова. Окончание»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.