Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в средней речевой группе
Тема: «Путешествие Колобка»
Образовательные цели:
- Закрепить названия диких животных и их детенышей,
- познакомить с новым звуком «К»,
- учить отвечать полным предложением.
Коррекционные цели:
- Развивать артикуляционную моторику, мимику,
- грамматический строй речи – умение образовывать сущ. Множ. Числа В.п. , падежное управление сущ. Р.п.;
- закрепить умение выделять гласные звуки в односложных словах.
Воспитательные цели:
- Воспитывать положительные эмоции к занятиям, развивать интерес к учебной деятельности.
Предварительная работа:
• С музыкальным руководителем
- распевание напевок на гласные звуки;
- упражнения на развитие дыхания : «Понюхай цветочек», «Сдуй листочек»;
- игра «Укачай куколку»
• С психологом:
- игры на развитие мимических мышц лица «Качаем бабаочку», «Прогоняем муху»
- упражнения по психогимнастике: «Солнышко и тучка», «Ручеек», «Сосулька»
Оборудование:
- Карточки для артикуляционной гимнастики, картинки с дикими животными и их детенышей, маски диких животных, картинки к игре «Один – много», 5 Теремочков, символы гласных звуков, картинки в названии которых один гласный звук, картинки в названии которых есть звук «К».
Словарь:
- Деревья, листья, грибы, пни, ветки, цветы, ягоды, лисята, зайчата, медвежата, волчата, ежата, бельчата, нырнул, заснул, улыбнулся.
План занятия:
1. Организаниционный момент
- Отгадайте загадку: «По сусекам метен, на сметане мешен, на окошке стужен, он от бабушки ушел, он от дедушки ушел…» (Колобок)
- Давайте возьмемся за руки и покажем какой круглый Колобок. А сейчас нарисуйте рукой Колобка, а сейчас – ногой, и носиком. Сделайте вдох и надуйте животик – вот какой круглый Колобок. (повторить 2-3 раза)
Колобок, Колобок, золотистый бок,
За елки нырнул, там крепко заснул.
А утром проснулся — на весь мир улыбнулся и песенки запел.
- Кто отгадает песенку Колобка, тот сядет на стульчик. (Дети по артикуляции губ отгадывают гласные звуки – АУ, ИА, УА, ОИ, ОУ, АО)
2. Артикуляционная гимнастика.
- Сейчас с помощью язычка, мы расскажем сказку про Колобка.
«Блинчик» — испекла бабка Колобка и положила остывать его на окошко
«Заборчик» — надоело лежать Колобку ,взял он и покатился по ступенькам.(Язычок перешагивает через «заборчик»)
«Футбол» — катится Колобок по дорожке
«Киска сердится» — забрался на горку и скатился, лежит отдыхает ( повт. 5 раз)
«Скакалочка» — вдруг перед ним болото, стал он по кочкам прыгать – ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ (язычок толкает верхние зубки)
3. Игра «Один – много»
- Докатился Колобок до леса. У нас одно дерево, а в лесу — ….. (деревья, пень- пни, лист- листья, ветка- ветки, гриб- грибы, ягода- ягоды, сосна- сосны)
4. Игра «Кого встретил в лесу Колобок?»
- Посмотрите, кого встретил в лесу Колобок? (лису, медведя, ежика, волка, зайца, белку)
- Давайте прохлопаем эти слова (каждый ребенок прохлапывает название животных и надевает маску)
5. Физминутка.
- Ребята, давайте оживим животных – изобразите хитрую лису, злового волка, веселого зайца, маленького ежика, шуструю белку.
6. Игра «Кого не стало?»
- Раз,2,3,4,5, — вышли звери погулять
Вдруг охотник выбегает и зверей он всех пугает (дети приседают и закрывают глаза, а логопед снимает одну маску)
- Кого ребята не стало? (зайца) игра повторяется 3-4 раза
7. Игра «Звери и их детеныши»
- Пока звери резвились на поляне, у них потерялись детеныши. Давайте поможем вернуть им детенышей! (Ребята подходят к столу и каждый ищет своего детеныша и называют:
У лисы — лисята, у ежа — ежата, у волка — волчата, у медведя – медвежата, у зайца – зайчата, у белки- бельчата.
8. Выделение в словах гласных звуков.
- Покатился Колобок дальше, видит стоят Теремочки, в каждом Теремочке живет гласный звук. Помогите найти жильца в каждый Теремок (сом, кит, жук, бант, лось)
9. Знакомство с новым звуком и буквой.
- Один Теремок остался у нас без картинки. (на домике символ согласного звука)
Ребята, а можно поселить Колобка в наш Теремок? Какой первый звук в слове ККККолобок?
(дети определяют гласный или согласный звук)
Давайте подберем подарки для Колобка со звуком «К»)
- Колобок вам тоже подготовил подарок – (дети в тазике с фасолью находят букву «К»), а еще приготовил подарок, который начинается на звук «К» — КОНФЕТА.
9. Итог занятия.
Гришина Л.А.,
учитель-логопед,
г. Ижевск