Методическая разработка: Интеллектуально-речевая игра «Что? Где? Когда?»

Интеллектуально-речевая игра «Что? Где? Когда?» может проводиться как самостоятельное досуговое мероприятие, может быть использована как форма проведения фронтального логопедического занятия.

Интеллектуально-речевая игра «Что? Где? Когда?» (старший дошкольный возраст)

Логопедическая работа над вопросительным предложениемЦель: развитие познавательной активности, формирование словаря.

Задачи:

  1. Побуждать детей интересоваться значением слова.
  2. Активизировать и расширять словарный запас детей, уточнять значения отдельных слов.
  3. Совершенствовать умение использовать слово в точном соответствии с его значением и целью высказывания.
  4. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях, грамотно строить высказывание.
  5. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
  6. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
  7. Приучать детей к самостоятельности суждений.
  8. Учить подчиняться правилам в групповой игре
  9. Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
  10. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, дисциплинированность, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры. Воспитывать культуру честного соперничества в игре.
  11. Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
  12. Развивать в игре сообразительность, внимание, память, умение слушать других игроков, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
  13. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Материалы и оборудование:

1) Волчок (юла) со стрелкой – указателем, песочные часы (1 минута),
2) Бейджики для игроков «Знаток Клуба «Что? Где? Когда?», «Капитан команды Клуба «Что? Где? Когда?».
3) карточки со словами (формата А5) и отдельно изображения (формата А4): наличник, печник, плотник, солонка, соусник, кушак, манжет, раковина, коровник, виноградник, спутник, гребешок.
4) магнитола, запись музыкальной темы волчка из телевизионной игры «Что? Где? Когда?»;
5) мяч;
6) колокольчик.
7) Медали «Лучший игрок Клуба «Что? Где? Когда?», «Победитель Клуба «Что? Где? Когда?».

Ход игры

Организационный момент

Ведущий (учитель – логопед): Сегодня я приглашаю вас в Клуб знатоков «Что? Где? Когда?»

Вы знаете, кто такие знатоки?

- Знатоки это те, кто всё (много) знают.

Ведущий:- Каким должен быть настоящий знаток?

- Знаток должен быть умным, внимательным, любознательным (всем интересоваться), задавать много вопросов и много читать.

- Кто хочет стать знатоком?

- Давайте проведём разминку.

Разминка

1 задание: Нужно подобрать слова, связанные со словом

а) «вокзал»: поезд, электричка, касса, билет, кондуктор, зал ожидания, платформа, железная дорога, путешествие, туристы, чемодан, рюкзак;

б) «аптека»: лекарство, таблетки, мазь, йод, бинт, шприц, пластырь, градусник, капли, микстура, больной, врач, рецепт, аптекарь;

2 задание:

• Какой мяч называют футбольным? (Мяч, которым играют в футбол.)
• Какой стол называют дубовым? (Стол, который сделан из дуба.)
• Какую змею называют ядовитой? (Змея, которая выделяет яд.)
• Какой сок называют томатным? (Сок, который сделан из томатов/ из помидоров.)
• Какую одежду называют домашней? (Одежда, которую носят дома.)
• Какие цветы называют комнатными? (Цветы, которые растут в комнате в горшках.)
• Какие очки называют солнцезащитными? (Очки, которые защищают от солнца.)
• Какие лыжи называют горными? (Лыжи, на которых катаются с горы.)
• Какие носки называют шерстяными? (Носки, которые связаны из шерсти.)
• Какое платье называют бальным? (Платье, в котором танцуют на балу.)

3 задание: Догадайся, какое слово будет следующим?

Корова – телёнок, собака — …; (щенок)
Лётчик – самолёт, шофёр — …; (автомобиль)
Рыба – удочка, бабочка – …; (сачок)
Коза – козёл, курица — …; (петух)
Ворона – гнездо, муравей — …; (муравейник)
Мыло – мыльница, перец — …; (перечница)
Гитара – гитарист, скрипка – …; (скрипач)
Курица – цыплёнок, свинья — …; (поросёнок)
Гвоздь – молоток, шуруп — …; (отвёртка)
Мышь – нора, пчела — …; (улей)

Основная часть

Ведущий: Теперь настало время разделиться на команды. Подумайте, с кем вы хотите играть в одной команде? Дети делятся на команды (возможно с помощью педагога): в команде – 6-8 игроков.

- В каждой команде необходимо выбрать капитана.

- Кто такой капитан команды? (Командир, самый главный)

- Капитан принимает решения, отвечает за всю команду, следит за дисциплиной.

- Какими качествами должен обладать капитан команды знатоков?

- Должен быть умным, внимательным, уметь слышать всех игроков, должен быть честным, справедливым, смелым.

- Кто из вас обладает такими качествами? Как вы думаете? Кто сможет быть капитаном? Предлагаю выбрать капитана вашей команды. Даю одну минуту на обсуждение.

Дети предлагают кандидатуры. Можно использовать считалку:

«Раз, два, три, четыре, пять!
Нам друзей не сосчитать!
А без друга в жизни туго!
Берегите же друг друга!»

За столом 6-8 мест (по количеству игроков в команде). В центре стола — волчок, вокруг которого разложены карточки со словами.

Ведущий: Итак. Мы разделились на команды. Выбрали капитанов наших команд.

Теперь послушайте правила игры: команда садится за стол, по звонку колокольчика капитан раскручивает волчок. Остановившись, волчок укажет на карточку, на которой написано слово. Команда должна объяснить значение этого слова. На обсуждение даётся одна минута. Капитан, выслушав все версии своих игроков, выбирает правильный на его взгляд вариант, после чего может сам сформулировать ответ, а может дать право ответа одному из игроков.

Одна команда играет два раунда.

Ведущий: За стол приглашается первая команда.

Очерёдность игры команд можно определить между капитанами команд считалочкой или жеребьёвкой (капитанам предлагают в закрытую выбрать картинку (лук, стол, кошка), назвать слово и определить количество звуков в слове. У кого в слове больше звуков, та команда играет первой).

Команда располагается за игровым столом. Игрокам надевают бейджики.

Ведущий объявляет «1 раунд»

По звонку колокольчика капитан команды крутит волчок. Звучит музыкальная тема волчка из телевизионной игры «Что? Где? Когда?».

Ведущий выбирает карточку со словом, на которую указывает остановившийся волчок и зачитывает слово.

Команда должна объяснить значение слова.

Например, что обозначает слово «печник»?

Даётся одна минута на обсуждение. Игроки команды предлагают свои варианты.

По истечению минуты (по песочным часам) звенит колокольчик.

Ведущий просит капитана команды выбрать наиболее правильный вариант ответа и сформулировать значение слова или передать право ответа одному из игроков.

Если у команды нет правильного ответа, то ведущий предлагает выбрать изображение (из 3 вариантов), которое соответствует данному слову.

С опорой на выбранное изображение игроки должны сформулировать значение заданного слова.

  • Правильный ответ – 1 очко.
  • Ответ с опорой на изображение 0,5 очка.
  • Неправильный ответ – 0 очков.

Каждая команда играет два раунда.

Между играми команд проводится ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Игра «Делай то, что слышишь, не делай то, что видишь»:

Педагог даёт детям команду, например: «Похлопайте в ладоши», а сам при этом выполняет другое действие, например, топает ногами.

Тот, кто неправильно выполнил команду, садится на стул.

После динамической паузы за стол приглашается другая команда.

В конце игры подводится ИТОГ.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Можно выбрать и наградить лучших игроков.

Мальцева Алла Витальевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедический досуг «Разноцветная сказка» для детей старшей группы с нарушениями речи Логопедический досуг «Разноцветная сказка» для детей старшей группы с нарушениями речи
Конспект логопедического совместного занятия логопеда и психолога в дошкольной группе.  Тема: «Осень» Конспект логопедического совместного занятия логопеда и психолога в дошкольной группе. Тема: «Осень»
Конспект группового занятия по коррекции ОНР (подготовительная группа) Конспект группового занятия по коррекции ОНР (подготовительная группа)
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей (5-6 лет) в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей (5-6 лет) в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.