Конспект логопедического подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе ОНР.
Тема «Домашние животные»
Цель:
- Упражнять детей в составлении рассказа по сюжетной картине, используя коллективно составленный план. Закреплять навык использования межфразовых средств связи: « однажды, как-то раз, один раз, вдруг».
- Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные» — существительные, прилагательные и глаголы.
- Совершенствование грамматического строя речи ( употребление существительных с предлогами « в, на, за, под, между», употребление существительных в родительном,творительном и предложном падежах, закреплять умение детей использовать в речи названия домашних животных и их детёнышей в единственном и множественном числе, формировать навык употребления притяжательных прилагательных).
- Автоматизация правильного произношения звуков Ш Ж Ч Ц С З.
- Подготовка к обучению грамоте ( определение количества слогов в слове).
- Развитие диалогической и монологической речи, слухового внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.
Предварительная работа: просмотр мультфильма « Трое из Простоквашино».
Оборудование: клей, разрезные картинки домашних животных, ватман, картинки корма для животных, картинки детёнышей домашних животных, фигурки деревьев, грибов, кустов ( имитация леса), иллюстрация Т. Ю. Бардышевой « Случай в лесу».
План занятия:
1. Организационный момент.
Л: Ребята, я получила письмо из деревни Простоквашино от кота Матроскина. Он с Шариком уехал погостить к дяде Фёдору в город, а нас попросил присмотреть за своим хозяйством. Нам надо будет не только помочь Матроскину и Шарику, но и рассказать и показать как мы справились. Поможем нашим друзьям?
Дети: Да!
Л: До деревни нам надо добираться поездом .Садимся все по вагонам и в путь!Впереди встаёт машинист. Им будет ребёнок, имя которого начинается на согласный звук «К».
(Дети встают все друг за другом, кладут руки на плечи соседу, стоящему впереди).
Л: Маша, за кем ты стоишь? М: Я стою за Катей.
Л: Между кем стоишь ты, Миша? М: Я стою между Яриком и Остапом.
Л: Поезд тронулся! Поехали! ( Дети двигаются за логопедом).
В «дороге» индивидуально отрабатываются звуки:
- С — ветерок шумит.
- З — комарик поёт.
- Ш — пар шипит.
- Ж — жук жужжит.
- Ц — поёт кузнечик.
Л: Вот мы и приехали .Выходите с поезда и посмотрите какие животные во дворе у Матроскина.
Дети садятся вокруг стола.
(У каждого ребёнка на одежде приклеена геометрическая фигура определённого цвета. Такую же фигуру ребёнок находит на столе и садится около неё).
На столе лист ватмана и рисунки домашних животных, разобранные на части.
Детям предлагается собрать части в единое целое ( у каждого ребёнка свой рисунок).
Дети собирают и приклеивают каждый свою картинку.
Л: Какое же домашнее животное вы увидели? Как оно подаёт голос?
Р: У меня свинья. Она хрюкает и т. д.
Л: Матроскин просил нас позаботиться о них. Ребята, что мы можем сделать?
Д: Покормить (попоить) их.
Л: Правильно! Давайте их покормим и похвалим. Вы ведь знаете поговорку «Доброе слово и кошке приятно». Вспомните, чем питается ваш питомец. Катя, какая у тебя корова? Каждый ребёнок подбирает по 2-3 определения.
В центре стола тарелочка с разнообразным «кормом» для животных.
Ребёнок выбирает нужный «корм» и на каждое слово-определение наклеивает его рядом со своим животным, проговаривая: «Я угощу корову …..сеном. У неё не было …сена». (Т. и Р. п.). Я забочусь о …корове», отвечая на вопрос «Чей хвост? Чья голова?» Выборочно.
2. Л: Какие вы замечательные помощники! Были животные голодные, а стали….сытые. Но, посмотрите, они грустят. Знаете почему? (Ответы детей).
Они потеряли своих детёнышей, помогите их найти! Пойдёмте посмотрим в ближайшем лесочке.
Дети встают из-за стола и с логопедом проходят к «лесочку». Ребёнок находит детёныша своего животного и рассказывает где тот был( предлоги НА, ПОД, В,ЗА).
Л: Давайте отнесём детёнышей к своим мамам. (Дети приклеивают рисунки детёнышей рядом со взрослыми животными, выборочно отвечая на вопрос: « Один котёнок, а много это…котята» и т. д.).
Л: Посмотрите, собирается дождик, как нам укрыть животных от дождя? (Ответы детей). Нужно построить крышу! Дети рисуют крышу каждый над своим животным.
Л: Давайте украсим наши домики и нарисуем такую цифру, сколько слогов в названии животного. ( каждый ребёнок отхлопывает название своего животного, считает в нём количество слогов и пишет на крыше нужную цифру).
Теперь пусть мамы и малыши поспят, а мы тоже отдохнём.
Физминутка.
- Звонко цокают копытца:
- Цок, цок, цок;
Конь к реке идёт напиться:
- Цок, цок, цок.
Физминутка проговаривается два раза, прорабатывается артикуляционное упражнение « Лошадка».
3. Л: Молодцы! Замечательные лошадки у вас получились!
Посмотрите, Шарик оставил нам фотографию .(Т. Ю. Бардышева « Случай в лесу»). Давайте посмотрим, что же такое интересное он запечатлел? Когда это было? В какое время года?Где это случилось? Кто пошёл в лес? Как можно назвать девочку? А собаку? Какая собака? Что она любит? Что случилось с собакой? Как поступила девочка? Разбираются варианты ответов.
Л: Сейчас мы составим рассказ по этой фотографии и обязательно запишем его для Шарика и Матроскина, а поможет в этом план, который мы составим вместе. Коллективное составление плана рассказа.
Рассказы детей. Оценка. Логопед записывает рассказы детей.
Л: Очень интересный рассказ получился. Вы очень интересно провели время в Простоквашино и помогли ухаживать за домашними животными!
Запись рассказов и «фотография» прикрепляется к ватману и оставляется для Матроскина и Шарика.
Учитель-логопед:
Карушкина А.А.