Существуют разнообразные формы сотрудничества учителей-логопедов и родителей по коррекции речевых нарушений детей. В данной работе представлен конспект совместного занятия, на котором родители являются равноправными участниками.
Конспект совместного с родителями логопедического занятия для детей 5 -6 лет с нарушением зрения.
Цель занятия:
- Вовлечение родителей в коррекционный процесс, достижение единства требований к ребенку.
- Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.
Тема «Весна. Труд людей весной»
Коррекционно-образовательные задачи:
- Расширение, уточнение,активизация словаря по теме «Весна. Труд людей весной».
- Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; существительных множественного числа в родительном падеже; согласование существительных и прилагательных с числительными).
- Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов.
- Дифференциация звуков [с] — [ ш] в словах.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие диалогической речи, фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия ивнимания, мышления, артикуляционной, мимической мускулатуры, общей моторики, координации речи с движением, глазодвигательные мышцы.
Коррекционно–воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Словарь:
- Существительные: лопата, грабли, теплица, грядка, рассада, посадка, лейка, парник, сад, клумба.
- Глаголы: сажать, сеять, поливать, белить, обрезать, копать, перекапывать.
Оборудование: картинки- машина и автобус, картинки для дифференциации звуков [с] — [ш], модули машины и автобуса, аудиозапись, ящик с инструментами, мяч, фланелеграф.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Каждый ребенок стоит со своей мамой (папой) в кругу.
- Здравствуйте, дети и взрослые! Я рада вас видеть на занятии! Дети, назовите, пожалуйста, имя и отчество ваших родителей (мамы, папы). Уважаемые родители, назовите своего ребенка ласково. (Садятся).
2. Беседа.
- Какое время года наступило?
- Послекакого времени года наступает весна?
- Как вы думаете, чем занимаются люди весной в поле? В саду?В огороде? Для чего они это все делают? (Отвечают и дети и родители).
- Весной люди работают на полях, в садах и огородах. Пашут землю, начинают сев, копают землю в огородах и сажают семена овощей, белят и обрезают фруктовые деревья в садах, сеют семена цветов.
3. Артикуляционная и мимическая гимнастика.
- Стало тепло, и все едут на дачу. Давайте и мы будем собираться на дачу. Поедем на машине и автобусе. Сначала проверим их перед поездкой.
- Накачаем колеса («Насос», надуть щеки– втянуть)
- Проверим работу фар (попеременно подмигиваем)
- Проверим работу дворников («Часики»)
- Откроем капот («Окошко»)
- Протрем крышку («Маляр»)
- Подкрутим винтики («Индюк»).
4. Игра «Собираемся на дачу».
В машину погрузим все предметы со звуком [ш], а в автобус – со звуком [с].
5. Проговаривание чистоговорок.
(Звучит музыка).
- Все погрузили. Рассаживаемся, в машину или в автобус (дети с родителями рассаживаются). Можно ехать. Чтобы быстрее доехать, будем слушать веселую музыку и проговаривать чистоговорки (вместе, индивидуально):
Ачу — ачу–ачу- едем мы на дачу.
Шина – шина – шина – вот едет машина.
Ой – ой – ой – огород у нас большой.
Род – род – род – мы вскопаем огород.
Ло – ло – ло – на улице тепло.
Ну – ну –ну – очень ждали мы весну!
6. Упражнение «Мы приехали на дачу».
- Мы приехали на дачу. Будем разбирать вещи. Доставайте картинки по очереди по одной и делите их названия на слоги.
7. Игра «Инструменты» (лейка, лопата, грабли, кисть, ведро).
- Давайте проверим, все ли инструменты в порядке. По очереди достаем инструмент, называем его, рассказываем, для чего он нужен.
8. Упражнение «Будь внимательным».
- Назовите инструмент, название которого начинается со звука [г] (грабли).
- В каком названии инструмента есть звук [т] (лопата).
- А в каком слове есть звук [к] (лейка).
9. Игра «Один — много» (с мячом).
Лопата – много лопат
Теплица – много …
Грядка – много …
Огород – много …
Сад – много …
Парник – много …
10.Упражнение на координацию речи с движениями.
Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом.
Мы лопатки взяли, грядки раскопали:
Раз – два, раз – два!
Грабли в руки взяли, грядки причесали:
Раз – два, раз – два!
Семена рядами в землю мы бросали:
Раз – два, раз – два!
А потом водою теплой поливали.
11. Игра «Сосчитай до 5».
- Одна перекопанная грядка. Две перекопанные грядки….Пять перекопанных грядок.
12. Зрительная гимнастика«Автобус» (звучит музыка).
- Пора возвращаться в детский сад. Садимся в автобус (В соответствии с текстом выполняются упражнения для глаз).
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет…
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат.
Все капельки смести хотят.
Колёса закрутились.
Вперёд мы покатились.
13. Итог занятия.
- Дети, чем мы занимались на занятии? Какие задания выполняли?
- Уважаемые родители, возьмите в свои руки руку ребенка и скажите ему, что он был сегодня самым- самым …(лучшим, чудесным).
Логопед отмечает успешное сотрудничество детей и родителей.
Федорова И.Л.,
учитель-логопед