Конспект (подгрупповой) непосредственно образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.
Подготовительная группа.
Лексическая тема: Мебель.
Тема. Звук [3]. Буква З
Цели:
1. Коррекционно-образовательная.
- Познакомить с буквой З.
- Автоматизировать звук [З].
2. Коррекционно-развивающие.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать речевое дыхание.
- Уточнить артикуляцию звука [З]. Закрепить его правильное произношение.
- Развивать грамматический строй речи: Употребление сложных предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД (С ЗАЙКОЙ). «Короткое слово» В. Составление предложений из деформированных слов (В , лес, живет, зайка). Составление предложений со сложными предлогами.
- Развивать и обогащать активный словарь по теме «Мебель».
- Развивать связную речь. Заучивание скороговорки «Зоиного зайку зовут Зазнайка»
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать координацию речи с движением.
3. Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Преодолевать негативизм к занятиям.
Оборудование: Таблица «Характеристика звуков»; наглядный и раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов; буквы; кассы букв; предметные картинки (слова со звуком [З]);
Ход занятия
Этап |
Слова и действия логопеда |
Слова и действия детей |
I |
Психогимнастика. Ребята, угадайте, что я делаю? (Имитация игра в снежки, ходьба на лыжах, коньках. |
Дети отгадывают |
II |
«Часики», «Чистим зубки». 2.Упражнение на дыхание. Выпад правой ногой в сторону – вдох, приставить обратно – выдох. То же левой ногой. 3.Повторение. «Слово, слог, звук». Ребята, поиграем в веселую игру, прыгните, если услышите слово, стойте на месте, если услышите часть слова – слог. Топните если услышите звук. 4. Сообщение темы занятия. Зайчик решил погулять, он взял ключик и открыл на двери Замок. Какой первый звук в слове замок? Сегодня мы с вами будем играть со звуком З. Артикуляция, характеристика звука З. Символ, цвет. 5.Буква З. Знаете как называется эта книга? (Азбука). Зоя азбуку взяла, букву З в ней назвала. Посмотрите на что похожа буква З. «На эту букву посмотри, она совсем как цифра З. 6.Чтение слогов, слов, рифма. Аза идет коза, стрекоза, ваза, дереза. Азы – колокольчик у козы, стрекозы. Озу – поймал козу, стрекозу. 7. Скороговорка «Это Зоя. – Зоиного зайку зову зазнайкой. 8. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук (с элементами кинезиологии). На двери висит замок (Руки в замке) 9. Ребята, зайка учиться в школе, и ему задали задание. Поможем зайке договорим словечко. Для чего нужна эта часть мебели? крышка нужна для … (стола) В какой комнате стоит эта мебель? Кровать, платяной шкаф, тумбочка, трюмо – в … Диван, кресла, журнальный столик – в … Детская кровать, комод, письменный стол – в … Обеденный стол, стулья, навесные шкафы – в … 10.Упражнение на развитие общей моторики. Руки вверх мы все поднимем |
Выполняют.
Домик для звуков. Дети в воздухе рисуют букву З Читают слоги по тетради |
III |
11. Звуковой анализ и синтез слова «Замок»
Зайка принес картинку, вы ее отгадаете, когда поймаете звуки этого слова. Бросаю звуки слова З-а-м-о-к. Киньте мне звуки слова ЗАМОК. Назовите первый звук? Положите символ звука [М] на первый квадрат. И т. д. - Назовите первый звук. Последний. Твердые согласные звуки. Есть ли мягкие согласные звуки? Гласные звуки. Сколько гласных звуков? Значит, сколько слогов? Разделим слово замок на слоги. ПРАВИЛО: Сколько в слове гласных, столько и частей в слове. Выкладываем слоговую схему. - какой первый слог -какой второй слог Выкладывание слова ЗАМОК из букв. Зайка: Как правильно, замок или замок? - В слове есть главный слог Этот слог мы ударяем гогосом Этот слог называется ударным. 12. Употребление сложных предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД (С ЗАЙКОЙ). «Короткое слово» в. Зайка спрятался. Посмотрите он выглядывает ИЗ-ПОД стола. Зайка опять спрятался и выглядывает ИЗ-ЗА дерева. Зайка сел В лодку. 13. Зайка хочет определить где в слове живет звук З. (Замок, коза). Давайте поможем зайке составить с этими словами предложение. 14. Послушайте, правильно ли я говорю. В, лес, зайка, живет. Давайте в воздухе нарисуем схему предложения. ПРАВИЛО: Предложение – это цепочка слов. Слова в предложении дружат друг с другом. Первое слово пишется с большой буквы. Слова пишутся отдельно. Миша выйдет к доске и выложит схему предложения а остальные ребята у себя на столах. Что вы ребята знаете о предложении? 15 Итог: Хорошо поиграли с Зайкой. Ребята, какие игры вам понравились? А какие игры оказались трудными? А давайте теперь из пластилина вылепим букву З. |
Артем у доски выкладывает звуковую схему слова.
Дети составляют со словами предложения. Повторяем правило. Из пластилина лепят букву З. |
Учитель-логопед:
Орлова Е.И.