Методическая разработка: Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе ОНР (второй год обучения).
Тема: «Путешествие в страну Грамоты»
Цель:
- Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах , словах- предметах, словах-действиях, словах- признаках и предложениях.
Задачи:
Обучающая задача:
- Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках.
- Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слов и слогов.
- Продолжать учить составлять предложения с заданным количеством слов.
- Закрепить понятие « слово- предмет», « слово-действие», «слово- признак».
Развивающая задача:
- Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, память, мышление.
Воспитательная задача:
- Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование:
- Картина страны «Грамоты»,«шифровки», карточки со словами, простые карандаши, цветные карандаши, карточки с буквами, цветные наклейки (формы), Наклейки (цветные геометрические фигуры) предварительно прикрепляются на одежду детей.
Ход занятия
Л: Ребята, сегодня мы отправляемся в волшебную страну Грамоты.( Показ картины сказочной страны Грамоты). Чтобы попасть в неё, нам нужно открыть волшебный замок. Для того, чтобы подойти к замку, я буду каждому задавать вопрос. Мы будем работать в команде и будем помогать друг другу.
Игра с мячом
Логопед кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос.
Какие буквы не обозначают звуки?(Ь, Ъ).
С какой буквы пишется начало предложения? (С заглавной буквы)
С какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)
Какой знак ставится в конце предложения? (Точка)
Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)
Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)
Какие звуки самые протяжные, певучие? (Гласные)
Как определить количество слогов в слове?
Л: Молодцы! Все справились с заданием. Сейчас мы ключом откроем ворта в страну Грамоты.
Пальчиковая гимнастика «Ключик»
На двери замок- чудак. (Показ « замка» кистями рук.
Не открыть его никак! ( Несколько раз с силой пытаться покрутить и раскрыть пальцы рук).
Вынул связку я ключей ( встряхивание кистями рук).
Ну-ка ключик поскорей! ( Поочерёдное прокручивание пальца одной руки в кулачке другой, затем смена рук).
Дверка, поскорей откройся! ( Руки расцепить). Входите пожалуйста!
Л: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Грамоты.
А вот и первое задание. Занимайте свои места за столом.
Задание называется «Шифровальщик».У каждого из вас карточка с запутанным словом, вам нужно его распутать и напечатать в своей тетради.
Пример:
КЧОЩЕЕН — щеночек. (Рядом с каждым словом подсказка-картинка).
Затем даётся задание нарисовать цветную звуко-буквенную схему слова.
Выполняется проверка.
Л: Умницы! Сейчас мы выйдем на поляну предложений. Ко мне подойдут дети, которые справятся с таким заданием:
- Придумайте слово из трёх звуков.
- Придумайте слово из четырёх слогов.
- Придумайте предложение из пяти слов.
- Назовите два слова- действия.
- Назовите два слова- признака.
- Составьте предложение из двух слов.
Дети, ответив на вопрос, выходят из-за стола, подходят к логопеду.
Л: Вот и новое задание. Мы с вами на поляне предложений. Вам нужно будет прочитать слова и составить из них предложение. Работать вы будете по парам. Подумайте, как можно объединится.
(Логопед предлагает найти пару по одинаковому цвету наклеек).
Дети составляют предложения и читают их. (Каждой паре детей даются карточки со словами. Дети их читают и составляют предложение.
Пример:
и, Катя, Ваня, в, гуляли, лесу, зелёном.———
Катя и Ваня гуляли в зелёном лесу).
Физминутка
Л: Сейчас мы вспомним с каких звуков начинаются наши имена ( фамилии) и изобразим буквы обозначающие эти звуки.
(Дети изображают буквы: Ж, К, Р, Ф,Ч. И т. д.)
Л: Ребята, вас ждёт ещё одно задание. Найдите себе пару, мы объединяемся по форме. Посмотрите на карточки, посоветуйтесь и найдите лишнюю букву, объясните свой выбор.
А И Э П О Р Л К Н З В Ф Ц Ъ А Ж Щ Ч Й
Л: Вы хорошо поработали!Вот и подошло к концу наше путешествие. Будем возвращаться. Помогут нам в этом волшебные слова.
Игра «Живые слова»
Каждому ребёнку даётся карточка с изображённой на ней буквой. Логопед произносит слово ( 5-6 звуков). Дети составляют слово. Проводится звуко-буквенный анализ полученных слов.
Л: Понравилось вам путешествие? Вы справились со всеми заданиями! Скоро вы идёте в школу и путешествовать в страну Грамоты будете очень часто. Хочется пожелать вам успехов!
Карушкина Алена Александровна,
учитель-логопед