Методическая разработка: План-конспект логопедического занятия «Состав слова. Окончание»

Аннотация: Предлагаемый план-конспект логопедического занятия «Состав слова. Окончание» рассчитан на 2 занятия с группой обучающихся 3 класса, которые имеют НВОНР. Предложенные задания помогут детям закрепить знания об окончании и его значении, уточнить и обогатить словарный запас, развивать устную и письменную речь.

Состав слова. Окончание

Тема: «Состав слова. Окончание»

Цель:

  • упражнять учащихся в разборе слов по составу;
  • закрепить знания детей об окончании, как изменяемой части слова, служащей для связи слов в предложении;
  • уточнить и обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать грамматический строй речи;
  • воспитывать зрительное и слуховое внимание, память, самоконтроль на письме.

Оборудование:

  • предметные картинки, карточки с заданиями.

ЗАНЯТИЕ №1

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Беседа по материалам прошлого занятия.

– На прошлом занятии мы говорили о самой главной части слова, которая называется КОРЕНЬ слова. Что необходимо сделать, чтобы найти, выделить корень? … Верно, нужно подобрать родственные, близкие по значению слова.

– Итак. КОРЕНЬ СЛОВА – это общая (одинаковая) часть однокоренных, родственных слов.

– Как обозначается КОРЕНЬ слова? …

– Сейчас я назову цепочку слов. Внимательно послушайте слова и выделите в них КО-РЕНЬ. (Это задание можно выполнить в тетрадях.)

Дружба, дружок, дружина; (друж-)

лесник, лесной, перелесок; (лес-)

холода, холодный, холодильник. (холод-)

3. Беседа по новой теме.

– Ребята. На доске записаны пословицы. Прочитайте эти пословицы и подумайте, о чём они:

  1. Каков мастер, такова и работа.
  2. Душу и сердце вложи в работу.
  3. День годом кажется без работы.

– Эти пословицы про работу. (Каждая пословица читается, объясняется её значение.)

– Выделите корень в подчеркнутых словах. (работ-)

– Какие буквы стоят в конце слов? -а, -у, -ы.

– Часть слова, которая стоит после корня и изменяется – это ОКОНЧАНИЕ. Оконча-ние обозначается вот таким знаком – c.

– Сегодня мы будем разбирать слова по составу, находить окончание.

– Ещё раз скажем, что такое окончание. ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова.

4. Упражнения в морфологическом анализе слов:

а) Спишите пословицы, выделите окончания в словах с корнем РАБОТ-;

б) Запишите слова парами по образцу, выделите корень слова, окончание:

Улица – улицы, машина – … , дом – … , река – … , стол – … .

(При проверке записанных слов, выделить корень слова, назвать изменяемую часть слова – окончание. С некоторыми из слов устно придумать предложения.)

в) Прочитайте словосочетания, назовите родственные слова, выделите в них оконча-ние:

Школьный вальс, школьная форма, школьное окно, школьные задания.

Запишите в тетради родственные слова, выделите в них окончания. Что общего у родственных слов, Что они обозначают? Слова обозначают признак предмета.

г) Физкультурная пауза.

д) На доску выставляются предметные картинки, по которым нужно составить словосочетания, отвечая на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Шар (какой?) … , тарелка (какая?) … ,

блюдце (какое?) … , варежки (какие?) … .

(голубой, голубая, голубое, голубые).

Записать словосочетания в тетради, выделить в родственных словах корень и изме-няемую часть слова – окончание. С некоторыми словосочетаниями устно или письменно придумать предложения.

е) Работа с карточками.

Прочитать предложение, закончить слово, вставляя нужное окончание:

На полке стоит сумк_. Мама взяла свою сумк_.

ж) Прочитать, делая паузу в конце каждого предложения. Списать предложения. В конце предложений ставить точки. В подчёркнутых словах выделить окончания.

Мы любим сидеть у реки над рекой летают стрекозы ночью к реке прилетают соловьи.

5. Подведение итога занятия.

– Как называется изменяемая часть слова?

– Что такое ОКОНЧАНИЕ?

– Приведите примеры, выделите в слове окончание.

ЗАНЯТИЕ №2.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Беседа по материалам прошлого занятия.

– Что такое окончание?

– Что вы знаете об окончании?

– Как окончание выделяют в слове?

3. Беседа по новой теме.

– Вы, ребята, правильно сказали, что окончание – изменяемая часть слова. Если этого не будет, то предложение получится неправильное, некрасивое. А слова в предложе-нии всегда связаны друг с другом. ОКОНЧАНИЕ служит для связи слов в предложе-нии.

– Выполним такое задание. Возьмите карточки, на которых напечатан тест. Нужно его прочитать, изменяя слова, данные в скобках.

Книга – лучший друг человека. Без (книга) трудно прожить. Мы многому обя-заны (книга). Надо любить и беречь (книга). В (книга) много интересного и поучи-тельного.

– Если слова в скобках не изменять, получатся правильные предложения? Красиво они будут звучать? …

– Для того, чтобы предложение было правильно построено и красиво звучало, служит изменяемая часть слова – окончание. Если окончания употреблять неправильно, то в словах предложения будет ошибка. Будьте всегда внимательны и следите за правиль-ным произношением и правописанием окончаний слов.

4. Упражнения в морфологическом анализе и синтезе слов:

а) Работа с карточками.

Вставить пропущенные окончания:

Книг_ – лучший друг человека. Без книг_ трудно прожить. Мы многому обязаны книг_. Надо беречь и любить книг_. В книг_ много интересного и по-учительного.

б) Прочитать и сравнить слова в единственном и во множественном числе, назвать изменяемую часть слова. Списать (или записать под диктовку ), выделить окончания слов:

Городская улица – городские улицы

глубокое озеро – глубокие озёра

(При проверке выполнения задания, ученики называют окончания, устно или письменно придумывают предложения.)

в) Физкультурная пауза.

г) Прочитать предложения, записанные на карточке, расположить их в правильной последовательности, чтобы получился рассказ. Придумать заглавие, записать текст в тетради.

- На снегу они увидели птичку.

- Зимой дети гуляли в парке.

- Птичка была очень слаба.

- Ребята принесли птичку домой.

- Весной выпустили птичку на волю.

- Каждый день дети давали птичке корм.

(Выборочная проверка записанного текста у 2-3 учащихся, выделение окончаний в словах, которые встречаются чаще других.)

5. Подведение итога занятия.

– Чем вы занимались сегодня, какие задания выполняли?

– Что такое окончание?

– Для чего служат окончания?

– Подберите из слов для справок слова к схеме: (графически: корень, окончание)

Слова для справок: школа, лесок, сестра, трава.

Выдрицкая Ольга Владимировна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей (5-6 лет) в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей (5-6 лет) в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки»
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения:  Тема занятия: «Овощи. Автоматизация звука Р в словах и словосочетаниях» Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения: Тема занятия: «Овощи. Автоматизация звука Р в словах и словосочетаниях»
Ребенок с умственной отсталостью в общеобразовательной школе Ребенок с умственной отсталостью в общеобразовательной школе
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С» Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.