Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему:
«Звуки С – СЬ. Буква С»
Цель:
- Закрепить представления детей о звуках С – СЬ и познакомить с буквой С.
Задачи:
1. Учить детей воспроизводить слоговые ряды.
2. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков С – СЬ.
3. Учить определять место заданного звука в слове.
4. Продолжать учить дифференцировать звук С и звук СЬ.
5. Вспомнить схему слова, учить выкладывать схему слов: сок, Сима. Формировать навыки анализа данных слов.
6. Познакомить с буквой С.
7. Упражнять в зрительном восприятии буквы С.
8. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.
9. Учить печатать букву С изолированно и в слогах.
Оборудование:
- Резиновый мяч, предметные картинки + две картинки (сок и Сима), слоговые схемы, касса букв на наборном полотне, предметная картинка «самолетик», волшебная картинка с буквами, магнитная доска, индивидуальные тетради детей и цветные ручки.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Упражнение проводится с мячом.
- Сядет тот, кто правильно повторит:
са – со – су су – са – со ус – ис – ос
си – се – ся ся – си – сю усь – ась – ось
со – су – сы ас – ос – ус ос – ас – ис
сю – си – се ась – ось – усь ись – усь – ась
2. Повторение артикуляции и характеристики звуков С, СЬ.
- О каких звуках мы сегодня будем говорить? (О звуках С и СЬ).
- Что делают губы, когда мы произносим звук «С»? (Улыбаются)
- Где находится язык? (Внизу, за нижними зубами).
- Какой ветерок (или воздушная струя)? (Холодный).
Звук С – Какой? (Согласный, глухой, твердый).
Звук СЬ – Какой? (Согласный, глухой, мягкий).
2. Выделение звука на слух:
- Вспомните и назовите слова, которые начинаются на звук С или СЬ.
- Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся в середине слова.
- Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся на конце слова.
Дети называют слово и уточняют, какой звук слышится в слове.
Образец ответа:
- Стул. В начале слова слышится твердый звук С.
- Письмо. В середине слова слышится мягкий звук СЬ.
4. Работа со слоговыми схемами.
Попросить детей положить пред собой слоговые схемы.
- Каким цветом мы обозначаем звук С? (синим) Почему? (Потому что звук С твердый согласный).
- Каким цветом мы обозначаем звук СЬ (зеленым) Почему? (Потому что звук СЬ мягкий согласный).
Предложить детям взять синий и зеленый квадратики.
Показать детям поочередно предметные картинки, в названии которых есть звук С или СЬ (Стол, семь, гусь, капуста, пылесос, апельсин, лиса). Дети называют картинку и определяют, какой звук (мягкий или твердый) спрятался в слове, поднимают вверх соответствующий квадратик (твердый звук – синий квадратик, мягкий звук – зеленый квадратик).
На доску выставляются две картинки: Сок и Сима. После этого предложить детям составить схемы данных слов.
- Сок. Сколько слогов в слове сок? (Один слог) Сколько звуков в слове Сок? (Три звука) Какой первый звук? (С) Какой последний звук? (К) Какой звук слышится в середине слова? (О). Каким цветом обозначается звук О? Почему? и т. д.
Аналогично составляется схема слова Сима. Спросить всех детей вместе и индивидуально.
5. Знакомство с буквой С.
Объяснить детям, что звуки С и СЬ произносятся по-разному, но на письме они обозначаются одной буквой С. Выставить на доску символ буквы С.
- Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы видим, читаем и пишем, а звуки – слышим и произносим).
Чтение стихотворения:
«Буква С»
С – как серп рисуем с вами:
С – свернулся сом с усами.
На снегу – подкован след.
С – сверкает силуэт.
С – С – С – салют сверкает,
Искры вниз, светясь, слетают.
Искры падают с небес,
След от них – как буква С.
- Для того, чтобы узнать, как вы хорошо запомнили букву С, нам поможет волшебный самолетик, который привез с собой интересную картинку. Посмотрите на нее внимательно. Вам надо определить, сколько букв С спряталось на этой картинке, а для этого их нужно найти среди других букв. Кто нашел, тот показывает и называет найденную букву С.
После выполнения упражнения, дети подсчитывают количество букв С.
6. Динамическая пауза:
«С»
У нас славная осанка -
Мы свели лопатки.
Мы шагаем на носках
И пойдём на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну а если надоест, то пойдём
Мы косолапо, как медведи ходят в лес.
7. Печатание и чтение буквы С изолированно и в слогах.
1) Попросить детей приготовить на столе тетради и цветные ручки.
- Вы знаете, что буквы бывают большими и маленькими. Например, слово Сок пишется с маленькой буквы с, а слово Сима – с большой буквы С. Почему? В каких еще случаях пишется большая буква С?
Объяснить детям, как пишется буква С.
- Начинаем от середины правой стенки клеточки и ведем вверх, закругляя верхний правый угол, закругляем верхний левый угол, ведем по стеночки вниз, закругляем нижний левый угол, закругляем нижний правый угол.
Уточняю, что большая буква С пишется в две клетки, а маленькая буква с пишется в одну клетку.
- Прорисуем букву С в воздухе.
Печатание большой и маленькой буквы С в тетрадях.
2) Синтез слогов осуществляется с помощью кассы букв на наборном полотне.
- Если мы к звуку А прибавим звук С, что получится?
Как вы думаете, какие буквы мне надо взять из кассы букв, чтобы получился слог АС?
Что надо сделать с буквами, чтобы получился слог СА?
Какую букву надо прибавить к букве О, чтобы получился слог ОС?
Какую букву надо поставить первой, чтобы получился слог СО?
Если первая буква У, а вторая буква С, какой получился слог?
Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СУ).
Если первая буква И, а вторая буква С, какой получится слог?
Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СИ)
После каждого проговаривания слога, дети печатают его в тетради. Уточняем, что гласные буквы печатаются красной ручкой, а буква С, которая стоит перед буквой И печатается зеленой ручкой. При этом осуществляется индивидуальный подход, оказание помощи.
3) Чтение слогов.
8. Итог занятия. Оценка детей.
- Какие звуки мы сегодня повторяли?
- С какой буквой мы сегодня знакомились?
Учитель-логопед
Гурина Анна Евгеньевна