Методическая разработка:
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей (5-6 лет) в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: «Игрушки»
Цель:
1. Расширение, активизация словарного запаса по теме. Введение обобщающего понятия «игрушки».
2. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных, употребление существительных в дательном (с чем?), винительном (кого? что?) падеже.
3. Учить понимать обращенную речь, отвечать на вопросы.
4. Развитие внимания, памяти, тактильного восприятия.
Оборудование: предметные картинки по теме, натуральные игрушки(кукла, кубики, машинка, мяч, робот и т.д),картинки больших и маленьких игрушек, мешочек из ткани.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот ребенок, кого я назову ласково. Лена, Леночка, Андрей, Женечка, Оленька, Соня, Ульяночка…..
2. Сообщение темы.
Ребята, сегодня в гости к вам пришли картинки. Они лежат перевернутые у вас на столах. Давайте посмотрим и назовем их.(Дети по очереди переворачивают картинки, называя ее. Логопед выставляет картинки на панно.)
Дети: кубик, машинка, мяч, поезд, кукла, кубики…
Логопед: Как можно назвать эти предметы одним словом?
Дети: Игрушки.(хором, индивидуально)
3. Игра «Большой- маленький».
Логопед: Игрушки хотят поиграть с вами в игру «Большой- маленький». Я буду бросать вам мяч и называть игрушку, обычным названием, а вы называете ее ласково, бросаете мяч обратно мне. Например: кукла-куколка, машина –машиночка,машинка.
(Для наглядности логопед выставляет на панно картинки больших и маленьких игрушек. Получившееся ласковое название игрушки, дети проговаривают вслух вместе с логопедом.)
4. Игра «Чудесный мешочек».
Логопед: Посмотрите, у меня на столе необычный мешочек. Давайте посмотрим, что в нем? Я буду доставать предметы, а вы их называйте.
Дети: робот, пирамида, кубик, конструктор, кукла, машина, грузовик, мяч, пила и т. Д. Логопед: Теперь, все эти игрушки спрячутся назад в мешочек, а вы на ощупь должны отгадать, какая вам попалась игрушка. Называете ее, а только потом вытаскиваете. Подсматривать не надо. Только чувствовать пальчиками. (Далее игрушки выставляются на стол.)
5. Физ.минутка.
Проговаривание стихотворения с пальчиковой гимнастиковой «Пальчики здороваются» на каждый слог, можно с отхлопыванием. (дети стоят по кругу)
Детский сад мы очень любим,
В нем играть мы вместе будем.
6. Игра «Что ты видишь?»
Логопед: Рассмотрите игрушки на столе, я сейчас буду спрашивать: «Что ты видишь?», а вы отвечаете: «Я вижу мишку». (Логопед обращает внимание детей на четкое ,по возможности, проговаривание окончания слов. Если дети допускают ошибку, педагог спрашивает у других детей, а как они думают, согласны ли они с таким ответом.)
7. Игра «Чем любуешься?»
(игрушки стоят на столе) Логопед: А теперь посмотрите, подумайте, какая игрушка вам нравится больше всего?
Я буду говорить: «Любуешься-чем?», а вы отвечаете: «Я любуюсь-мишкой.(можно коротко-мишкой)».
8. Игра на развитие внимания, памяти «Чего нет?»
(5-6 картинок)
Логопед выставляет картинки на панно или игрушки на столе, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и говорят, чего нет. Например: Нет мячика.
9. Итог.
Кто приходил к нам в гости? Понравились они вам? Вы сегодня хорошо отвечали и играли с игрушками.
Турова Наталья Ивановна,
учитель-логопед