Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация диких и домашних животных»

Лексическая тема Дикие животныеКонспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей ТНР старшего дошкольного возраста по теме «Диффренециация диких и домашних животных». Данное занятие проводится в виде игры «Клуба веселых и находчивых» с участием зрителей (родителей) и судьи (воспитатель группы). Во время занятия используется наглядный материал, музыкальные произведения. В конце игры подводится итог и проводится награждение участников медалями.

Конспект открытого логопедического занятия на тему:

«Дифференциация диких и домашних животных»

Раздел «Формирование лексико-грамматических категорий».

Цели:

1. Закрепить, уточнить знания о домашних и диких животных, активизировать словарь детей по теме.

2. Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные от имени существительного.

3. Закрепить образование родительного падежа имени существительного в единственном числе.

4. Закрепить согласование имени существительного с притяжательными местоимениями, с числительными 2, 5.

5. Закрепить употребление предлога «ИЗ-ЗА»

6. Закрепить умение подбирать к имени существительному прилагательные, глаголы настоящего времени.

7. Развивать зрительное, слуховое внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: картинки диких, домашних животных и их детёнышей, магнитная доска, мольберт, предметные картинки по теме, разрезные картинки, поднос, цифры 2, 5, пронумерованные конверты с заданиями медали детям, призы детям.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети входят мод минусовку гимна КВН.

«Встаньте детки, встаньте в круг.

Каждый каждому здесь друг!

Вправо, влево повернитесь

И друг другу улыбнитесь

Будем крепко мы дружить,

Будем дружбой дорожить!»

II. Основная часть.

-Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на игру “Умники и умницы”. Я буду ведущая, вы – игроки, а наши гости – зрителями. Посмотрите, как много сегодня зрителей на нашей игре. Давайте поздороваемся со зрителями. Уважаемые зрители, поприветствуйте наших игроков аплодисментами. Дети садятся за столы.

- Тема нашей игры: «Животные». Послушайте правила игры: каждое задание находится в конверте под своим номером. Я буду подносить к вам конверты и называть цифру. Тот ребёнок, к которому я подойду, даст мне нужный конверт.

Итак, мы начинаем игру.

Конверт № 1: Игра “Узнай по описанию”.

- Животное, у которого есть рога, хвост, вымя, даёт молоко. (Корова)

- Животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном, травой. (Лошадь).

- Животное, у которого четыре лапы, когти, мордочка с усами; ловит мышей. (Кошка)

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц)

- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь)

- Проворная, запасливая, рыжая или серая, любит орешки. (Белка)

- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса)

- Маленький, шустрый, колючий (Ёж)

- Верная, четырёхлапая, сторожит дом, любит есть косточку (Собака)

- Розовая, с маленьким хвостиком крючком, хрюкает, даёт нам мясо (Свинья)

- Небольшая, рогатая, даёт нам молоко, шерсть (Коза)

- Небольшая, кучерявая, даёт нам шерсть, блеет (Овца)

- Серый, голодный, воет (Волк)

- Большой, коричневый, рогатый, любит есть кору деревьев (Лось)

Детям раздаются картинки животных.

- Ребята, как мы назовём всех, кто изображён на ваших картинках? (животные). На какие две группы можно разделить этих животных? (дикие и домашние). Где живут дикие животные? (в лесу) А домашние? (в деревне). Но в деревне ещё есть жилища животных. Давайте их назовём: коровник, конюшня, свинарник, будка, сарай, изба (логопед показывает картинки).

На доске выставляются картинки жилищ и леса.

- Давайте отправимся в путешествие. Сейчас встанут возле своих мест дети, сидящие на первом ряду. Под звуки поезда дети подходят к доске. Расставляют картинки своих животных в места жительства.

Ответы детей: «Мой волк живёт в лесу. Моя корова живёт в деревне в коровнике».

- А теперь встанут возле своих мест дети, сидящие на втором ряду.

Под звуки поезда дети подходят к доске. Расставляют картинки своих животных в места жительства.

Ответы детей: «Моя лошадь живёт в конюшне. Мой волк живёт в лесу».

- Как мы назовём одним словом животных, которые живут в лесу? (дикие)

Как мы назовём одним словом животных, которые живут в деревне? (домашние)

Конверт № 2: Игра «Посчитаем». В конверте цифры 2 и 5.

- Ребята. В деревне и в лесу живёт много животных. Давайте согнём наши руки и поедем на поезде, произносим «Чух-чух…». Вытягиваем губы трубочкой. Приехали в деревню. Я буду подносить цифру к животному, а тот, кого я назову, будет мне отвечать, сколько животных живёт в деревне. Например: «В деревне живёт 5 коров. В деревне живёт 2 козы».

- Теперь едем с вами в лес. Сели на поезд, ручки приготовили- поехали: «Чух – чух…»

Ответы: «В лесу живёт 5 белок. В лесу живёт 2 волка».

Конверт № 3: Игра «Четвёртый лишний»

Корова, медведь, свинья, коза;

волк, ёж, заяц, кошка;

лошадь, коза, баран, собака (лапы);

лиса, лось (ноги), волк, заяц;

ёж (колючки), лиса, белка, медведь (шерсть).

Конверт № 4: Игра «Чья тень?»

- Ребята, возьмите из корзинок картинки. Вы узнали своих животных?

Дети: «У меня тень коровы. Дима, а у тебя, чья тень? У меня тень медведя».

- А теперь вам надо расставить тени животных к их картинкам на доске.

Логопед группами вызывает детей. После дети садятся на ковёр.

Конверт № 5: физкультминутка «Звериная зарядка»:

Раз – прыжок, два – присядка-

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть.

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Конверт № 6: Игра “Подбери часть животного” (за столом)

На столе у каждого ребёнка в корзинке картинка с частью животного.

- Ребята, положите перед собой картинки. У вас целые картинки? У вас часть животного. Сейчас я проверю, узнали ли вы своих животных. Вы будете называть мне часть тела животного и чья она. Например: «У меня голова волчья».

- А теперь вы подберёте недостающую часть тела вашего животного.

Логопед на подносе подносит к каждому ребёнку вторые части животных. Ребёнок ищет свою и соединяет картинку. Слушайте внимательно условие ответа: отвечать мне будет тот, до кого я дотронусь рукой, а не тот, на кого я смотрю глазами.

Ответы детей: «У меня получился лось».

- Как мы назовём одним словом ваших животных? (дикие) Где они живут? (в лесу)

- Уберите картинки в корзинку.

Конверт № 7: “Игра со зрителями»

- Я копытами стучу, стучу. Я скачу, скачу. Грива вьётся на ветру. (Конь).

- Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу? (Овца).

- Идёт мохнатый, идёт бородатый, рожками помахивает, бородой потряхивает, копытами постукивает (Козёл).

- Есть рога, а не баран, хвост свечой, а не белка, не корова, а молоко даёт (Коза).

- Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога (Баран).

- Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (Корова).

Конверт № 8: Игра «Семейка».

На мольберте выставлены: деревья, дом, забор, куст. За ними прячутся домашние животные: корова, бык, лошадь, конь, коза, козёл, баран, овца, боров, свинья, кошка, кот, собака, пёс.

- Задание «Семейка». Что же такое «семейка»? Это когда есть мама, детки, и папы. Ребята, посмотрите на мольберт. На нём вы видите деревья, куст, забор, дом. Но за ними кто-то прячется. Давайте-ка посмотрим, кто и откуда выглядывает. Сейчас каждый из вас глазками найдёт животных.

Ответы детей: «Корова выглядывает из-за дерева. Лошадь выглядывает из-за забора».

Дети подходят и берут животных и встают на ковёр.

- Ребята, ваши животные очень любят гулять. Под музыку вы гуляете врассыпную. Как только музыка смолкает, вам нужно встать парами, образовав семейку.

Выполнение задания.

- Давайте проверим, правильно ли встали.

Логопед подходит к каждой паре. Дети называют своих животных: корова-бык, свинья-боров и т.д.

- Кого вам не хватает для полной семейки? (детёнышей) Давайте позовём их.

- Я по кругу иду, животное выбрать я хочу. Коровушка, позови своего детёныша.

Ответ ребёнка: «Му-му-му».

- Что делает корова? (мычит)

Аналогично со всеми животными. На столе разложены детки домашних и диких животных.

- На этом столе, ребята лежат детёныши животных. Все детёныши перепутались. Здесь есть детки и домашних, и диких животных. Вы сейчас подойдёте к столу и возьмёте детёнышей своих животных. Будьте внимательны.

Логопед подзывает поочерёдно детей- семейку. Дети берут детёнышей и называют их: «У коровы телята. У свиньи поросята и т.д.»

- Молодцы. Теперь у вас полные семейки. Давайте положим все картинки на поднос. Но как же быть с детками диких животных. Они ведь тоже хотят к своим мамам. Те, кого я назову, возьмут картинки. Остальные ребята сядут на свои места.

Дети берут картинки деток диких животных и прикрепляют их на доску к своим мамам.

Конверт № 9: Игра «Подбери слово».

Дети достают из волшебного мешочка животных (диких и домашних) и подбирают к ним прилагательные, глаголы.

Медведь — косолапый, большой, неуклюжий; ходит, жуёт, ревёт.

Заяц — маленький, белый, трусливый; прыгает, жуёт.

Лиса — хитрая, рыжая, красивая; нюхает, ищет, бегает.

Белка — ловкая, шустрая, проворная; прыгает, собирает (орехи), грызёт.

Волк — хищный, серый, опасный; ходит, рыщет, воет.

Лось — сильный, высокий, выносливый; ходит, жуёт.

Ёж — маленький, шустрый, колючий; бегает, нюхает, ищет.

Корова- большая, пятнистая, рогатая; жуёт, мычит, ходит.

Собака- небольшая, верная, добрая; бегает, охраняет, лает.

Кошка- пушистая, серая, красивая; мяукает, лакает, бегает, играет.

Свинья- розовая, неуклюжая, небольшая; ходит, хрюкает, валяется (в грязи).

Коза- рогатая, белая, небольшая; ходит, пасётся, жуёт.

Овца- кудрявая, белая, небольшая; пасётся, ходит, жуёт.

Лошадь- быстрая, грациозная, большая; скачет, ржёт, жуёт.

Затем дети расставляют своих животных по месту обитания: диких- в лес, домашних- в деревню.

V. Итог занятия.

- Все конверты открыты, задания выполнены. Даю слово нашей судье (в роли судьи воспитатель группы).

Вручение медалей и подарков по звуки фанфаров.

Лукьянова Ирина Александровна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект занятия: «Развития фонематического восприятия, фонематического слуха» Конспект занятия: «Развития фонематического восприятия, фонематического слуха»
Общешкольное мероприятие «Маленькое путешествие в страну Речь» Общешкольное мероприятие «Маленькое путешествие в страну Речь»
Логопедический досуг «Разноцветная сказка» для детей старшей группы с нарушениями речи Логопедический досуг «Разноцветная сказка» для детей старшей группы с нарушениями речи
Конспект логопедического совместного занятия логопеда и психолога в дошкольной группе.  Тема: «Осень» Конспект логопедического совместного занятия логопеда и психолога в дошкольной группе. Тема: «Осень»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.