Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л] у школьника с системным недоразвитием речи

Аннотация: Конспект индивидуального занятия с учащейся 1 класса специальной школы-интерната 8 вида с СНР средней степени, вызванным стойким недоразвитием познавательных процессов, псевдобульбарная дизартрия (стертая форма), нарушение произношения соноров: параламбдацизм, ротацизм.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л] у школьника с системным недоразвитием речи

Звук [Л]Объект: Учащаяся 1 класса вспомогательной (коррекционной школы )с СНР средней степени,вызванным стойким недоразвитием познавательных процессов, псевдобульбарная дизартрия (стертая форма), нарушение произношения соноров: параламбдацизм, ротацизм), находящаяся на реабилитации в ЛОГАУ «ВКЦСОН» на отделении дневного пребывания детей инвалидов.

Тема: Звук [Л]. Постановка звука

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  1. дать представление об артикуляции и акустических параметрах звука [Л];
  2. учить правильному звукопроизношению звука [л] с опорой на зрительный и слуховой контроль;
  3. научить произносить звук [Л] изолированно, в слогах, словах;
  4. продолжать учить выделять звук [л] из потока других звуков, из слогов, слов;
  5. закрепить представление о гласных звуках;
  6. закрепить представление о зиме, зимних забавах.
  7. профилактика дисграфии

2. коррекционно-развивающие:

  1. развитие навыков самомассажа;
  2. формирование направленной воздушной струи.
  3. развитие общей моторики, мануального и артикуляционного праксиса;
  4. развитие координации движений кистей рук с речью;
  5. развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, пассивного словарного запаса;
  6. развитие умения согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже;
  7. развитие лексико-грамматических категорий;
  8. развитие графо-моторных навыков.

3. коррекционно-воспитательная:

  1. формирование положительной установки ребёнка на участие в занятии;
  2. воспитание навыков общения в игре и на занятии.

Оборудование:

  • Разрезная сюжетная картинка «Дед Мороз спешит с подарками»; ватные диски; игрушка Дед Мороз; иллюстрированная артикуляционная гимнастика, схема – таблица гласных звуков и их «песенок», карточки-схемы артикуляционного уклада, символ звука «Л» по Ткаченко, картинка — игра «Помоги пароходу и самолету доплыть и долететь» О.И.Лазаренко, предметные картинки на звук «Л» в начале слова, игра « Добавь звук» с изображениями предметов в названиях которых есть звук [Л].

1. Организационный момент.

Логопед.

Здравствуй. Садись. К нам кто-то спешит в гости. Давай соберем картинку и отгадаем.

Выставляется разрезная картинка «Дед Мороз везет подарки».

Ребенок.

Выполняет задание.

II. Сообщение темы занятия.

Логопед

Молодец. Кто приходит к нам зимой?

Ребенок

Дед Мороз.

Логопед(выставляет игрушку Деда Мороза)

Дед Мороз спешил к нам: он летел на самолете, плыл на пароходе.

Сегодня мы будем учиться гудеть, как пароход и самолет.

Выставляется карточка-символ звука –самолет.

Самолет гудит –Л-Л-Л

III. Самомассаж.

Логопед

А на чем зимой можно кататься?

Ребенок

На санках, на коньках, на лыжах.

Логопед

Верно. Давай покажем Деду морозу ,как мы умеем делать зимний массаж лица.

Ребенок и логопед перед зеркалом сопряженно выполняют комплекс самомассажа по лексической теме «Зима»(Г.А.Османова, Л.А.Позднякова «Игровой логопедический массаж и самомассаж»)

«Снег»

Без него скользить не могут
(Погладить лоб обеими руками от середины к вискам)
Лыжи,
(Растирать лоб вертикальными движениями указательных пальцев (противоходом)
Санки
(растирать лоб горизонтальными движениями указательных пальцев (противоходом)
И коньки,
(Растирать лоб спиралевидными движениями указательных и средних пальцев от середины к вискам)
И на зиму не похожи
(Погладить щеки по направлению от носа к ушам по массажным линиям)
Эти зимние деньки
(постучать пальчиками, собранными в щепотку, по щекам)
Землю спрячет от мороза
(Погладить подбородок тыльной стороной ладоней от середины подбородка к мочкам ушей)
И порадует нас всех
(Пощипать подбородок от середины к ушам)
Мягкий,
(Надавливать указательными пальцами на верхнюю губу от середины к углам)
Белый
(Надавливать указательными пальцами на нижнюю губу от середины к углам)
И пушистый
(Растирать спиралевидными движениями губы от середины верхней через уголки к середине нижней)
Долгожданный первый снег.
(Погладить лоб, щеки, подбородок)

IV. Дыхательные упражнения

Логопед.

Идет Дед Мороз, снегом все вокруг засыпает. Налетел ветер, поднял, закружил в воздухе снежинки. Давай и мы подуем на снежинки.

Выставляются ватные диски и логопед показывает, как нужно дуть.

Ребенок дует на ватный диск у себя на ладони, произнося Ф-Ф-Ф (щеки при этом не раздуваются).

V. Артикуляционная гимнастика

Логопед

Язычок наш тоже хочет показать свои умения Деду Морозу.

Ребенок выполняет перед зеркалом сопряженно артикуляционные упражнения:

1. «Заборчик» (на счет до 5, сопровождая артикуляцию движением кистей рук по О.И. Лазаренко)
2. «Улыбка».
3. «Улыбка-трубочка».
4. «Лопатка».
5. «Накажем непослушный язычок».
6. «Качели»
7. «Вкусное варенье».
8. «Индюк».

VI. Постановка звука. (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием). По Е.Ф. Архиповой.

Логопед

- Подними свой язычок к верхним зубкам и закрути его кончик наверх. Тебе стала видна нижняя сторона язычка.

- Слегка прикуси язычок, чтобы он не раскрутился. Правда, похоже на катушку?

- А теперь спой – потяни звук [А] и, не прерывая пения, сделай «катушку», зажми её зубками, а теперь с силой опусти язык вниз (помогаем рукой)

- Получается [АЛ], повторим несколько раз.

- Давай ещё потянем звук [А] и бьём кончиком языка по бугоркам (альвеолам), помогаем рукой, как дятел бьём по ладошке [ЛА-ЛА-ЛА].

- Слушай звук [Л]. Попробуй потянуть его, прижимая «катушку»: [Л-Л-Л-Л-Л].

(- Если тебе мешают губки и вытягиваются вперёд, задерживаем их пальцами, растягивая в улыбку).

VII. Пальчиковая гимнастика.

Логопед

Давай встанем и споем с каждым пальчиком песенку самолета и парохода. К звуку [Л] пришли подружки А,О,У,Ы. (Выставляются символы гласных звуков).

Ребенок сопряженно поет: АЛ, ОЛ,УЛ,ЫЛ соединяя все пальцы с большим на правой и левой руке.

VII. Анализ артикуляции по плану:

· положение губ;

· положение зубов;

· положение языка (кончика, спинки, корня);

· участие голосовых складок;

· характер выдыхаемой струи.

- Теперь мы с тобой будем разбираться, что же делают наши органы артикуляции для того, чтобы получался звук [Л],

(работа с карточками-схемами артикуляционного уклада .

- Смотрим в зеркало на губы, что они делают?

Немного вытянуты вперёд (подбираем карточку)

- Зубы? Приоткрыты.

- Язык: кончик приподнят к верхним зубам, средняя часть опущена, корень приподнят

Язык в виде желобочка.

- А горлышко, голосовые связки, как они звук издают?

(Включаем тактильно-звуковой контроль рукой на горле)

- Что мы чувствуем? Звон.

- Нам осталось проверить струю воздуха, которую мы выдыхаем, когда произносим звук [Л]

Воздух проходит через щель по бокам, струя воздуха – тёплая

- Посмотри, какая замечательная картинка – схема у нас получилась – это мы проанализировали артикуляцию звука [Л].

VIII. Закрепление изолированного звука: игра на звукоподражание.

Упражнение «ПАРОХОД»

(Картинка — игра «Помоги пароходу доплыть до пристани, а самолету долететь»

- Рассмотри картинку. Как гудит пароход? [Л-л-л-л...]

- Помоги пароходу доплыть до пристани.

-Проводи пароход по дорожке, произнося отчётливо [Л-л-л-л…]. Рот приоткрыт, язык за верхними зубами (То же с самолетом).

IX. Развитие фонематического слуха и графо-моторных навыков:

  1. опознание звука из ряда изолированных звуков, отдалённых по артикуляционному и акустическому подобию;
  2. из слогов с учётом выше указанных рекомендаций;
  3. из слов;

Логопед

Давай поиграем в игру «Узнай звук». Я буду называть разные звуки, а ты внимательно слушай и когда услышишь звук [Л], будешь хлопать в ладоши: А О Л У Р Ы Л У Л Э И Л

- А теперь попробуем его узнать в слогах:

ОЛ ОМ УН ИР ИЛ ЛА РА ЛЫ РЫ ЛУ

В словах: ЮЛА, УРА МИЛА ДОМ БАЛ БАР

Пойдем к песочнице и напишем букву «Л» письменную.

Ребенок с помощью логопеда пишет пальцем под объяснения письменную прописную и строчную букву.

X. Закрепление звука в слогах

В зимнем лесу, если крикнуть громко можно услышать свой отраженный звук. Это эхо.

Давай поиграет в такую игру.

Игра «Эхо».

- Повтори звукосочетания: ЛА ЛО ЛУ ЛЫ АЛ ОЛ УЛ ЫЛ

- Повтори сочетания звуков: АЛЬ ОЛЬ УЛЬ ИЛЬ ЕЛЬ АЛА АЛО АЛУ АЛЫ ЫЛЯ АЛЁ АЛИ АЛЕ АЛА АЛО

- Молодец, у тебя получается произносить звук [Л] правильно.

XI. Закрепление звука в словах

- А теперь будем чётко произносить звук [Л] в словах. Повторяй за мной ( картинки в книге В.В.Коноваленко):

Зал, вокзал, бокал, пенал, самосвал, алфавит.

XII. Итог, оценка работы ребёнка

(положительная психотерапевтическая направленность).

- Молодец, ты хорошо поработала.

Дед Мороз спешит дальше. Какой звук мы сегодня учились произносить?

Ребенок отвечает.

Логопед

Давай прощаться:

Спасибо нашим пальчикам
(ребенок сжимает кулаки)
Спасибо язычку.
(разжимают пальцы)
Красиво, чётко, правильно
(все пальчики, начиная с указательного),
Я говорить хочу
(Здороваются с большим).

До свидания. Спасибо.

Зольникова Ольга Петровна,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическая викторина Логопедическая викторина
Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР
Структура и практические материалы для проведения групповых логопедических занятий у пациентов с дизартрией. Конспект занятия по отработке звука [С] Структура и практические материалы для проведения групповых логопедических занятий у пациентов с дизартрией. Конспект занятия по отработке звука [С]
Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов» Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.