Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные наших лесов»

Дикие животныеКонспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные наших лесов» для детей старшей группы компенсирующей направленности с нарушениями речи. Тема, цель, задачи и содержание занятия составлены в соответствии с требованиями программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР, 2 период обучения.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему:

«Дикие животные наших лесов»

для детей старшей группы компенсирующей направленности с нарушениями речи.

Цель: систематизировать и расширять представления детей о жизни диких животных.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • закреплять и уточнять знания детей о диких животных;
  • знать внешние признаки животных, чем питаются, где живут;
  • знать названия детенышей ;
  • изменять существительное в ед. ч. по падежам , образовывать существительные множественного числа. Формировать умение узнавать животных в контурном изображении.

2. Коррекционно-развивающие:

  • продолжать развивать общую и мелкую моторику , внимание, познавательную активность.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать заботливое отношение к природе и диким животным.

Оборудование:

  • мультимедиа, магнитная доска, картинки диких животных и их детенышей в цветном изображении, плоскостные изображения хвостов животных, ёлки, пеньки, плоскостное изображение следов, набивные мячи — «сугробы», шишки, игрушки диких животных, имитированная полянка, «подарки «.

Методы и приемы:

  • ИКТ, художественное слово, вопросы к детям, поощрение, игровая мотивация.

Словарная работа:

  • животные, звери, волк, волчица, лиса, лис, белка, еж, ежиха, заяц, медведь, медведица, лось, пасть, клыки, морда, шерсть, лапы, хвост, кости, копыта, нора, логово, гнездо, дупло, берлога, лес, нападать, защищать, искать, питаться, рычать, прыгать, грызть. хищный, травоядный, сильный, трусливый, хитрый, маленький, слабый, белый, неуклюжий.

Предшествующая работа:

  • беседа «Звери наших лесов», загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседа «Как животные приготовились к зиме».

Планируемый результат:

  • Называть диких животных. Иметь достаточно богатый словарь по теме «Дикие животные наших лесов». Учить изменять существительное в ед. ч. по падежам , образовывать существительные множественного числа. Заботливо относиться к природе, животным.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Дети входят в группу друг за другом.

а) Приветствие гостей.

«Люди говорят друг другу,
Незнакомому и другу,
И особенно гостям:
«Очень рады, рады вам!»"

б) Психогимнастика.

Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся,
А теперь, мои друзья,
Друг другу улыбнемся.
Дети «дарят» улыбки друг другу.

II. Игровая мотивация. Письмо от лесных жителей.

- Ребята, кто-то сегодня прислал мне видео — письмо, и я хочу вместе с вами его увидеть!

- От кого же оно?
(слайд 1 )

1. — Вы готовы к путешествию в лес?

- Тогда сначала отгадайте мои загадки.

(По ходу отгадывания загадок демонстрируется слайд с изображением животного)

1.
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый …
(Волк) (слайд2 )

2.
Любит есть она без спешки
Шишки, семена, орешки.
А грибы она срывает
И на ветки надевает.
(Белка) (слайд 3)

3.
Под кусточком на опушке
Держит ушки на макушке.
Ловят уши звук тревоги,
А спасают зверя…ноги.
(Заяц) (слайд 4)

4.
На спине иголки,
Длинные да колкие.
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.
(Еж) (слайд 5)

5.
По снежку зимой бежала,
И следы все заметала.
Рыжий мех, а хвост – краса!
Подскажите, кто?
(Лиса) (слайд 6)

6.
Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге,
И всю зиму напролет
Снится мне душистый мед.
(Медведь) (слайд 7)

7.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
У болота он гуляет
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко.
(Лось) (слайд 8)

8.
Он родня домашней свинке –
С очень толстенькою спинкой.
Ушки крепкие торчком,
Нос с веселым пятачком.
(Кабан) (слайд9)

- Правильно всех назвали.

- Кто они такие? (животные) (слайд10)

- Почему? (тело покрыто шерстью, у них четыре лапы, есть морда, туловище, хвост).

- Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие).

- Почему дикие? (сами себе добывают пищу, строят жилище).

2.- Теперь мы можем отправиться в зимний лес. (слайд 11 )

По тропинке мы шагаем,
В рыхлый снег не наступаем.
Мы шагаем по сугробам,
Поднимаем выше ногу.

(Дети проходят по ориентирам- следам, которые расположены на полу.)

3. Самомассаж кистей рук шишками.

- Ребята, я нашла под елкой шишки, предлагаю с ними поиграть..

Буду шишку я катать.
По ладошке прокачу
И ее пощекочу.
И по кругу покатаю
Я ладошку разминаю.
Сильно шишку я сожму,
Подержу и разожму.

(Выполнение действий соответственно тексту.)

4. Игра «Кто гуляет на полянке?» (узнать и назвать на картинках животных).

- Злая Баба-Яга разлучила мам и детенышей. Помогите мамам найти своих детей.

На «полянке» картинки с изображением взрослых животных . Дети находят изображение детеныша. «У лисы — лисёнок.» И т. д.

- Вот и вся семья в сборе.

- Назовем семью животных.

Лис-лиса-лисята;
волк-волчица-волчата;
медведь-медведица-медвежата;
лось-лосиха-лосята;
ёж-ежиха-ежата;
заяц-зайчиха-зайчата;
кабан-дикая свинья-дикие поросмята.

5. Дидактическая игра «Накормим животных» (с игрушками)

- Баба-Яга заколдовала животных и они забыли, чем они любят питаться. Напомним им.

«Белка любит орехи и грибы» и т.д.

- Как называются животные, которые охотятся на других животных? (хищники)

- Как называются животные которые, питаются травой, орехами, ягодами? (травоядные)

6. Физкультминутка .

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Беленькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.

(По ходу стихотворения выполняются те или иные движения, которые показывает логопед.)

7. Дидактическая игра «Чей хвост?»

- Испугались животные Бабу-Ягу, только хвостики торчат из-за веток деревьев. Посмотрите внимательно и скажите, чьи хвосты вы увидели.

Я вижу лисий хвост, беличий хвост, заячий хвост, волчий хвост.

8. Дидактическая игра «Кто где живет?»

- Животным пора возвращаться в свои дома.

Вспомните, как называются жилища животных:

- У белки дупло. У волка логово. и т.д.

- У каких животных нет постоянного дома?(лось, кабан, заяц)

- Ребята пора и нам возвращаться в детский сад.

9. Работа с зашумленным изображением

- Животные прислали нам на память о путешествии фотографию, но изображение получилось не чёткое.

- Кого вы видите на фотографии? Я вижу белку и т.д.
(слайд 12)

10. Дидактическая игра «Один — много»

В лесу много животных.

Каких животных много в лесу?

- Много зайцев, лис, волков, медведей, ежей, лосей, кабанов, белок.

III. Итог.

Все были молодцы.

- Что понравилось в путешествии больше всего?

Логопед благодарит детей и дарит им угощение от лесных жителей. Занятие окончено.

Презентация «Дикие животные наших лесов»

Скачать

Сябрюк Марина Константиновна,
учитель-логопед

Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект подгруппового занятия с детьми 2 класса по теме «Дифференциация звуков [з]-[з’] — [c]-[c’] и букв з, с» Конспект подгруппового занятия с детьми 2 класса по теме «Дифференциация звуков [з]-[з’] — [c]-[c’] и букв з, с»
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Комнатные растения. Дифференциация звуков [Р-Л] Конспект занятия в старшей логопедической группе «Комнатные растения. Дифференциация звуков [Р-Л]
Непосредственно-образовательная деятельность по теме «Спортивная азбука» для детей 5-6 лет с ОВЗ Непосредственно-образовательная деятельность по теме «Спортивная азбука» для детей 5-6 лет с ОВЗ
Квест-игра «Путешествие в Сказочную страну» Квест-игра «Путешествие в Сказочную страну»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.