Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя составлен для старшего дошкольного возраста. Разработан для детей с общим недоразвитием речи. Будет интересен логопедам, дефектологам и воспитателям коррекционных групп.
Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи на тему:
«В лесу»
Программные задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
- Расширять знания детей о грибах и ягодах, их особенностях.
- Расширять и актуализировать словарь по теме (съедобные и несъедобные; волчья ягода, мухомор; собирают, сушат, жарят).
- Совершенствовать навыки образования слов с ласкательными оттенками (малина-малинка, гриб-грибок).
- Закреплять навыки подбора прилагательных к существительному (мухомор (какой?) – яркий, ядовитый)
2) Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное внимание и восприятие, память, общую и мелкую моторики.
3) Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать активность, инициативность, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- игрушка «Грибок», картинки по теме, корзинки, мяч, разрезные картинки с изображением грибов и ягод.
Ход занятия
I. Орг. момент
«Чух-чух-чух»
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит, -
«Тороплюсь» — гудит. «У-у-у».
- Мы приехали в лес. Какое сейчас время года в лесу? А что сейчас растет в лесу? (грибы) Посмотрите, нас встречает Грибок-лесовичок и предлагает собрать грибы и рассказать про них.
II. Основная часть.
1) Д/у «Сбор грибов»
(у логопеда в руках корзинка, дети берут по картинке и отдают логопеду, он рассказывает про гриб и складывает в корзинку).
Белый гриб – шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.
В глухом бору стоять привык
На толстой крепкой ножке я.
Найти попробуйте меня.
Подберезовик – растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
Подберезовик хорош,
На опавший лист похож.
Подосиновик – с красной шляпой, ножка высокая.
В красной шляпке, словно гном,
Я под осиной выбрал дом.
Лисички – желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
Лисички рассыпались желтою стайкой,
Как будто погнались за солнечным зайкой.
Опята – грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».
Опята букетом стоят на пеньке,
Найдется им место в твоем кузовке?
Сыроежки – шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.
В шляпках модных, симпатичных,
Яркий праздничный наряд.
Сыроежками нас кличут,
Но сырыми не едят.
Мухомор – самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Возле леса, на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.
Бледная поганка – смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет. Есть воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
Я не привыкла нравится,
Кто съест меня – отравится.
2) Упражнение «Расскажи, какой…»
- А сейчас вы по одному грибу достанете из корзинки и расскажете, какой он, из каких частей состоит, съедобный или нет.
3) Упражнение «Найди место» — определить последовательность картинок.
- Запомните, как растут эти грибы. А сейчас вы закроете глазки, а Грибок-лесовичок поменяет их местами.
4) Физминутка
По дорожке шли (маршировать)
Боровик нашли (наклониться)
Боровик боровой (показать)
В мох укрылся с головой (руки над головой в «замке»)
Мы его пройти могли
Хорошо, что тихо шли. (ходьба по кругу)
5) Д/у «Сбор ягод»
- Грибок-лесовичок спрашивает, что еще растет в лесу? (ягоды) Сейчас мы соберем в корзинку ягоды (собираем и рассказываем). Ягоды есть и садовые. А еще есть ядовитые ягоды (логопед рассказывает и показывает картинки).
6) Упражнение «Назови ласково» (с мячом)
Малина-малинка
Брусника-брусничка
Земляника-земляничка
7) Разрезные картинки с изображением грибов и ягод.
- Мы вернулись из леса. А что мы там увидели, помогут вспомнить картинки.
III. Итог занятия
- Что мы собирали в лесу? Какие грибы съедобные, а какие ядовитые? Какие ягоды съедобные, а какие ядовитые?
Юлия Григорьева,
учитель-логопед