‘Путешествие в мир профессий’ — конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе.
В данной работе представлен конспект фронтального интегрированного занятия по развитию речи с детьми средней группы, разработанного в рамках организации работы по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе
Тема: «Путешествие в мир профессий»
Образовательные области:
- Коммуникация,
- Здоровье.
Цель:
- уточнить и закрепить представления детей о профессиях (врач, строитель, повар).
Задачи:
Коррекционно — образовательные:
- уточнить и расширить словарный запас по теме.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Совершенствовать навыки построения простого предложения.
Корекционно — развивающие:
- развивать связную речь детей,
- зрительное и слуховое внимание,
- память, мышление,
- развивать сенсорное восприятие,
- речевое дыхание,
- артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Коррекционно — воспитательные:
- формирование положительной установки на начало занятия,
- воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи,
- привить уважительное отношение к труду взрослых.
Оборудование:
- предметные картинки (врач, строитель, повар), конверты на каждого ребенка, картинки с изображением инструментов, продуктов питания, сенсорные мешочки, макет автобуса.
Методы и приемы:
- словесный,
- наглядный,
- практический
Предварительная работа:
- рассказы о профессиях (повар, врач, строитель),
- загадывание загадок,
- дидактические игры: «Кто что делает?», «Назови профессию», «Кому что нужно для работы?».
Ход занятия:
Воспитатель:
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие «В мир профессий». А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Загадка про транспорт
Воспитатель:
— Что за чудо — едет дом!
И людей как много в нем!
Носит обувь из резины
И питается бензином!
Дети:
— Автобус.
Воспитатель:
— Правильно! Мы поедем с вами на автобусе.
(Под песню «Мы в автобусе сидим», дети, передвигаются по залу.)
Воспитатель:
— Ребята, вот мы и приехали в город профессий.
Основная часть
1 остановка:
Воспитатель:
— Чтобы узнать к кому приехали, вам надо загадку отгадать.
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех Болезней?
Первый мастер, к которому мы с вами приехали это…..
Дети — это врач.
Логопед в роли врача, выходит в костюме доктора.
Логопед: — Как по-другому можно назвать врача?
Дети: — Доктор.
Логопед: — Что делает доктор?
Дети: — Доктор лечит людей.
Логопед: — Где работает доктор?
Дети: — Доктор работает в больнице.
Логопед: — Давайте представим, что к врачу пришли на прием. И покажем, как мы правильно выполняем артикуляционные упражнения.
Артикуляционные упражнения:
- «Улыбка»,
- «Орешки»,
- «Часики»,
- «Варенье».
Логопед: — А теперь врач послушает наше дыхание.
Дыхательное упражнение «Сдуй листочек с ладошки»
(Упражнение выполняется 3 раза).
Логопед: — Молодцы. Правильно все выполнили. Ваше путешествие по городу профессий продолжается.
(Под песню «Мы в автобусе сидим», дети, передвигаются по залу.)
2 остановка
Воспитатель: — Отгадайте загадку к кому, мы с вами приехали.
Загадка про строителя.
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит…
Дети: — Строитель.
Воспитатель: — Правильно. Это строитель.
(Воспитатель превращается в строителя: надевает строительную каску)
Воспитатель: — Что делает строитель?
Дети: — Строитель строит дом.
Воспитатель: — Какие инструменты нужны для работы строителю?
(Дети перечисляют названия инструментов).
Дети: молоток, гвозди, пила, дрель и т.д.
Воспитатель: Что строитель делает дрелью? Дети: Сверлит.
Воспитатель: Что строитель делает молотком? Дети: Забивает гвозди.
И.т.д.
Воспитатель: — Ребята, поможем нашему строителю построить дом? Представим, что наши кулачки — это молоточки.
Пальчиковая гимнастика «Тук-тук»
Молоточком я стучу (стучим кулачком по кулачку),
Дом построить я хочу (складываем над собой «крышу» ладошками),
Строю я высокий дом! (ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (опять домиком ладошки)
Дидактическая игра «Подбери предмет»
(Воспитатель демонстрирует коробку с предметами)
Воспитатель: возьмите по одному предмету.
Воспитатель: — Ребята, у кого те предметы, которые нужны для работы врача?
(4 детей называют предметы: градусник, бинт, вата, шприц)
Воспитатель: Что врач делает бинтом? Дети: бинтует раны.
Воспитатель: Что строитель делает шприцом? Дети: Делает уколы.
И.т.д.
Давайте положим их в эту корзину и передадим ему.
Воспитатель: — Ребята у кого те предметы, которые нужны для работы строителя?
Воспитатель: Что строитель делает дрелью? Дети: Сверлит.
Воспитатель: Что строитель делает молотком? Дети: Забывает гвозди.
И.т.д.
Давайте положим их в эту корзину и передадим ему.
(4 детей называют предметы: молоток, дрель, пила, отвертка)
Воспитатель: — А какие предметы у вас остались?
(4 детей называют предметы: кастрюля, дуршлаг, ножик, скалка)
Воспитатель: —Для того, чтобы узнать, кому из города профессии нужны эти предметы, вам нужно отгадать загадку.
Воспитатель: Варит, жарит, солит, тушит Месит, режет, лепит, сушит… У плиты его работа. Пищи слушает он говор. Проливает много пота У горячей печки…
Дети: — Повару.
Воспитатель: — Все верно. Посуда нужна повару, чтобы приготовить разные вкусные блюда. Давайте положим ее в корзину и передадим повару. Отправляемся на нашем автобусе в гости к повару.
(Под песню «Мы в автобусе сидим», дети, передвигаются по залу)
3 остановка
Воспитатель: — Кто это?
(Выходит логопед в костюме повара)
Дети: — Это повар.
Логопед: — Что делаю я, повар?
Дети: — Повар готовит вкусные блюда.
Логопед: — Ребята, помогите мне, повару, разложить продукты в мешочки.
(Дети совместно с логопедом раскладывают продукты по сенсорным мешочкам)
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много.
Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. Опять «варят» и «мешают».
Логопед: Ой, все мешочки перепутались. Помогите найти нужный продукт.
Орехи для пирога. Фасоль и горох для супа. Абрикосы для варки компота.
(Дети сжимают сенсорные мешочки и определяют на ощупь, что в каком мешочке лежит)
Логопед: Молодцы, справились с заданием.
Ребята, я вам – загадаю загадку, а вы ее отгадайте.
Шьёт для взрослых и детей,
Мамы, братика, друзей —
Изделия отличные,
С фасонами приличными.
Дети: Швея.
Логопед: Правильно. Отправляемся на нашем автобусе в гости к швее.
(Под песню «Мы в автобусе сидим», дети, передвигаются по залу.)
Воспитатель в костюме Швеи, за рабочим столом, строчит на швейной машинке.
Здравствуйте ребята, я швея, шью новую одежду, чиню старую.
Ребята у меня срочный заказ, нужно починить курточку для буратино. Помогите мне, пожалуйста. Поможете?
Дети: Да.
Швея дает задание, найти нужную заплатку для курточки.
(Дети садятся за столы и выполняют задание швеи)
Логопед: — Наше путешествие по городу профессий закончилось. Возвращаемся в группу.
(Под песню «Мы в автобусе сидим», дети, передвигаются по залу.)
III. Итог занятия.
Воспитатель: — Ребята, вам понравилось путешествие?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Вспомните, у кого мы были в гостях?
(Ответы детей)
Вы, ребята , молодцы! Повар дарит вам по орешку знаний! (каждому ребенку по сюрпризу)
Клинова Зульфия Карамовна,
учитель-логопед