План-конспект подгруппового занятия в подготовительной группе: Тема: «Йотированные гласные»

Звук и буква Й - конспект занятияПлан-конспект подгруппового занятия в подготовительной группе:

Тема: «Йотированные гласные»

Цель:

Познакомить детей с гласными, имеющими два звука.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • учить дифференцировать изучаемые звуки по акустическим характеристикам,
  • учить чёткой артикуляции изучаемых звуков,
  • продолжать учить звуко-слоговому анализу и синтезу.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику,
  • развивать мелкую и общую моторику,
  • развивать фонематический слух,
  • развивать связную речь.

3. Воспитательная:

  • воспитывать умение слушать педагога, выполнять инструкции,

Лексика:

  • пачка чая, йогурт, йод

Оборудование:

  • Крупные символы звуков, буквы, доска, панно, пачка чая, йогурт, йод.

План занятия:

I. Организационный момент.

  • Пальчиковая гимнастика.

II. Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Задания на дифференциацию звуков.
  4. Физминутка.
  5. Звуко-слоговой анализ
  6. Задание на грамматику

III. Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

Этап

 

Содержание

Слова педагога

Предположительные ответы и

действия детей

I Организационный момент.Ребята, в нашем городе звукограде сегодня особый день – день гостей.Город наш очень любит встречать гостей, значит он какой?

Жители города любят дружить, значит они какие?

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

Здравствуй брат большой

Здравствуй указательный

Здравствуй брат большой

Здравствуй братец средний

Здравствуй брат большой

Здравствуй безымянный

Здравствуй брат большой

Имизинец здравствуй!

М. Аксенова

Гостеприимный!Дружелюбные!Выполняют поочередно встречные движения правой и левой рукой в соответствии с  названиями пальцев
II Основная часть. Чтобы звуки внятно зазвучали

Выполним гимнастику сначала!

 

Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка» — растянуть губы в улыбке

2. «Трубочка» — вытянуть губы вперёд

Упражнения для языка:

1. «Качели» — кончик языка поднимается к носу, опускается к подбородку

2. «Орешки» — кончик языка оттягивает правую щёку, левую

3. «Чистим зубки» — круговые движения языка (скользит по внешней стороне зубов)

4. «Маляр» — кончик языка скользит по нёбу от верхних резцов к горлышку и обратно

5. Наказать непослушный язычок.

6. «Лошадка» — пощёлкать кончиком языка.

Итак, в славном городе Звукограде мы с вами уже познакомились с некоторыми жителями. Какие это звуки?

Как эти звуки называются?

А что значит Гласные?

А в какие рубашечки их нарядил портной? Какого цвета замок им построил строитель?

Выполняют артикуляционные упражнения.А О У Ы Э И
гласные звуки.Это значит голос не встречает преграды и звук свободно льется.

Красного!

  Сегодня в гости к звуку И приехал брат близнец. Он называется Й.Произнесите все  ЙВстречает ли голос преграду?

Значит он какой?

Да, действиетльно, он согласный, мягкий, звонкий. Значит в каком замке место брату Й?

Да, ребята. Но если мы поселим сразу брата в синий замок, то он совсем не пообщается с сестрой. Это разьве гостеприимно?

Наш портной долго ломал голову, какой же костюм пошить гостю, чтобы он чувствовал себя как дома. Ведь гость совсем даже не гласный, а значит красный костюм ему не подойдет. Если он будет согласным, то ему придется жить в синем замке и не общаться с сестрой.

Думал он, думал… и решил сшить Й желтую рубашку. А чтобы сестра не обиделась, так и ей тоже!

Получилась настоящая семья – брат и сестра смогли жить вместе.

Пошли они знакомиться с жителями звукограда. Первым делом отправились в домик к А. А обнял Й и получилась такая песенка ЙА!

А на месте объятий образовалась оранжевая тень Я.

(фокус с красками – красный желтый = оранжевый)

Игра «Поймай звук»

Ловим звук Й среди других звуков:

А, И, Й, П, Э, Ж, Ы, У, Д, Й, О.

Ловим звуки Х-ХЬ в слогах:

ОТ, АЙ, ЛА, ЫМ, ЭТ, ХО, ХЕ, ОЙ, УХ.

Ловим звук Й в словах:

Хитрый, ЙОД,  хит, мех, ЙОГУРТ.

Молодцы! Садимся на свои места.

Итак, вспомним правило про буквы и звуки

А теперь мы посмотрим в какой букве живут звуки

СТИХ ПРО «Й»

Й БРАТИШКА ЗВУКА И.
ТОЛЬКО ОН СОГЛАСНЫЙ.
ЙОГУРТ, ЙОД СО ЗВУКОМ Й
СЛЫШИТСЯ ПРЕКРАСНО.
ДАЖЕ В СЛОВЕ ЧАЙКА МЫ
В СЕРЕДИНЕ СЛЫШИМ Й!
М.Аксенова

На доску вывешивается картинка с буквой Й и ее особенностями, уточняется написание, количество элементов

Ребята, обведите в воздухе букву.

Она называется Й краткая.

Давайте напишем букву, в которой живет звук Й  в воздухе.

Упражнение логоритмики.

Ду-ду-ду труба трубит.
Всем на ножки встать велит.
Головою покивай.
Руки выше поднимай.
Левой топни. Правой топни.
Четыре раза в ладоши хлопни.
Поклонись соседу ниже.
Вдох –руками тянись выше.
Выдох – руки опускай.
Сядь на место, отдыхай!
М. Аксенова

Появляется пачка чая, йогурт, йод.

Ребята, смотрите, Звукоград и вправду гостеприимный город – вот что его жители нам передали.

Посмотрите и расскажите, что для чего и как этим пользоваться?

Игра «Посчитайка»  — слова – пачка чая, йогурт.

Сколько звуков мы слышим в слове Чай?

Какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий звук?

Сколько в слове Чай согласных звуков?

Сколько гласных звуков мы слышим в слове?

Сколько в слове Чай слогов?

Почему?

Слог чай открытый или закрытый? (составляет схему слова из цветных квадратиков на площади звукограда)

Прохлопать слово Йогурт.

Назовите первый слог? Какой он?

Назовите второй слог?

На панно звукограда выкладывается схема слова квадратиками синего, зеленого, желтого и красного цвета

А звук Й как нибудь влияет в этих словах на соседние звуки? Он их смягчает?

Давайте составим схему  слова ЙОГУРТ на площади города звукограда

Атеперь выберем буквы, которые соответствуют этим звукам

В слове ЙОГУРТ мы слышим 6 звуков.

Первый звук Й,
Второй звук О,
Третий звук Г,
Четвёртый звук У
Пятый Р
Шестой Т.

4 согласных звука Й Г Р Т.

2 гласных звука О, У.

2 слога, потому что мы знаем.

правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Первый слог ЙО.

Твердое слияние.

Второй слог ГУРТ

Твёрдое слияние.

А сейчас ребята проверим.

Читаем вместе слово.

Молодцы. Переходим к нашим тетрадям.

Молодцы!

Встречает преграду– в горлеЗначит он Согласный!

Мягкий!

Звонкий!

В синем!

Негостеприимно!

Дети повторяют  — ЙА!

Дети играют стоя

Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем

Обводят, повторяют название

Пишут

Чай для того чтобы его пить. Его сначала заливают кипятком в кружке, потом добавляют молоко, сахар или другие добавки, а потом пьют. Его можно предложить гостям. Чай это символ гостеприимства!

Йогурт это вкусное блюдо. Его можно съесть когда не сильно голоден или на десерт. А можно угостить друга.

Йод это средство от микробов. Им обрабатывают раны.

Дети считают 1,3,5

Три звука

Ч а й

2

1

1, потому что в слове чай один гласный

Хлопают

Закрытый, потому что с двух сторон согласные охраняют

Йо — открытый

Гурт — закрытый

Не влияет, не смягчает

Составляют схемы из разноцветных квадратов

Ниже выкладывают буквы

Участвуют в процессе озвучивания

ЧИТАЮТ

Дети выполняют инструкцию по написанию букв в тетради

III Подведение итогов занятия.Какие звуки мы сегодня с вами вспомнили?Чем они похожи?

Чем отличаются?

Мы вспомнили звуки Й иИЗвуки имеют похожее написание — буквуЙ согласный и звонкий и всегда мягкий – ходит в желтой рубашке.

И гласный ходит в красной рубашке

Аксенова М.М.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] в связной речи Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] в связной речи
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе: Звуки [К] — [К'], буква К Конспект логопедического занятия в подготовительной группе: Звуки [К] — [К'], буква К
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Весенние изменения в природе» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Весенние изменения в природе»
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация произношения звука [Р] на материале лексической темы «Одежда» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация произношения звука [Р] на материале лексической темы «Одежда»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.