Аннотация: Представленный конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Домашние животные» предназначен для детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями речи. В ходе занятия формируется лексико-грамматический строй речи. Осуществляется развитие внимания,памяти. Совершенствуются навыки сотрудничества, уважительного отношения к окружающим.
Коррекционно-развивающее занятие компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи. Возраст 2-3 года.
Лексическая тема: «Домашние животные»
Грамматическая тема: образование существительных в родительном падеже, употребление предлога у.
Цель: активизация номинативного словаря по лексической теме, развитие навыка образовывать существительные в родительном падеже.
Задачи: 1. Коррекционно-развивающие
· Совершенствовать навык образования существительных в родительном падеже
· Формировать навык правильного употребления предлога у
· Развивать силу голоса
· Развивать слуховое и зрительное внимания
· Развивать зрительную и слуховую память
2. Образовательные
· Совершенствовать умения узнавать и называть домашних животных, их детенышей
· Уточнять знания о внешнем виде домашних животных
· Закреплять знания о звукоподражаниях животных
3. Воспитательные
· Формировать навыки сотрудничества
· Формировать умения слушать собеседника, уважать своих друзей, помогать им
· Воспитывать положительное отношение к занятиям
Оборудование: кукла би-ба-бо (кошка с котенком), предметные картинки домашних животных , муляжи домашних животных и их детенышей, волшебный мешочек, парные картинки по лексической теме.
Ход занятия
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня к вам на занятия пришла кошка Мотя. Давайте все с ней поздороваемся.
- «Ребята, я очень хочу с вами поиграть, а вы хотите?» (спрашивает кошка)
- «Сначала я проверю, хорошо ли вы меня знаете» (Кошка указывает на часть тела и спрашивает у детей что это?)
II. Основная часть
1. Дидактическая игра «Найди детеныша»
- «А сейчас к вам в гости придут мои друзья» (Перед детьми по мере называния выставляются муляжи домашних животных.)
- «Кто это?»
- «Скажите, что это у собаки и т.д.? (логопед указывает на часть тела) / Где лапы, хвост, грива и т. д.
- «Я пришла к вам не одна, а с котенком. Мои друзья потеряли своих детенышей, поэтому очень грустные. Поможем им найти их?»
Дети по очереди достают из «волшебного» мешочка детенышей животных, называют их и ставят рядом с мамой.
2. Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Как будет звать свою маму теленок/козленок/поросенок/ жеребенок/щенок ?
3. Речь с движением
Котик лапкой умывается, (гладят щёки)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, (трут ладонью носик)
Вымыл ротик, (проводят пальцем по губам)
Вымыл ухо, (поглаживают одно ухо, затем другое)
Вытер сухо. (потёрли ушки)
Котик лапкой умывается, (поглаживают грудь)
К детям в гости собирается.
4. Дидактическая игра «У кого?»
- Ребята, Мотя придумала нам загадки. Их нужно отгадать. Вы мне поможете?
- «У кого длинный пушистый хвост?»
- «У кого рога?»
- «У кого грива?»
- «У кого хвост крючком?»
5. Дидактическая игра «Найди пару»
- «А теперь закрывайте глаза, Мотя вам приготовила еще одно задание» (на стол выкладываются картинки с изображением домашних животных)
- «Что лежит на столе перед вами? Что на них изображено?»
- «Вам нужно найти пару вашей картинке, берите у меня одну и смотрите одинаковые картинки или нет.
III. Итог занятия
- «Спасибо вам, ребята, вы молодцы! Помогли мне справиться со всеми заданиями.»
Вспомним, во что играли сегодня: мы искали детеныша домашним животным; говорили, кто как зовет свою маму; отгадывали загадки; искали пару животным»
Логопед спрашивает у каждого ребенка какая игра ему понравилась больше всего.
- «Я рада, что вам понравилось со мной играть. Я к вам еще приду, а сейчас мне пора бежать домой, отдыхать. До свидания!»
Логопед благодарит детей за занятие, прощается.
Крашенинникова Татьяна Евгеньевна,
учитель-логопед