Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в процессе формирования пространственных представлений в старшей логопедической группе:

«Зимняя рыбалка»

Тема ЗимаГруппа: старшая логопедическая.

Цель: Уточнение и расширение знаний о пространственных понятиях.

Программные задачи:

1. ПР: Закрепить понятия «глубоко»-«далеко», «узкая»-«широкая».

2. РР: Определять и словесно называть пространственное расположение предметов от себя (слева, справа, вверху, внизу, в середине, впереди, сзади, прямо, между.).

3. РР: Закреплять умение правильно употреблять в речи предлоги с пространственным значением «в», «на», «над», «под», «около»; пользоваться схемами предлогов.

4. Учить детей определять разницу в пространственном расположении предметов и отражать это в речи соответствующими пространственными терминами.

5. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

6. Понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесной инструкцией педагога и с помощью зрительных ориентиров.

7. Развитие зрительно-моторной координации, цветовосприятия, прослеживающий функции глаз, воображения, наблюдательности, памяти.

8. Воспитание любознательности; этикета общения; бережного отношения к природе.

Продолжительность НОД: 25 минут.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие и физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная.

Предварительная работа:Проведение д/игр и упражнений на развитие ориентировки в пространстве («далеко – близко», «высоко-низко»); беседы о зимних явлениях в природе (жизнь обитателей водоема); рассматривание следов на снегу.

Словарная работа: Прорубь, дно, глубина, глубоко, дальше, ближе, узкая, широкая.

Материалы и оборудование: презентация к занятию, массажные коврики, макет проруби, на дне которого лист ватмана с изображением разноцветных рыбок в разном расположении; следы животных и человека, костюм рыбака с удочкой и ведром, рыбки по количеству детей, 2 удочки, снежки из ваты (большие и маленькие), ведерки, предметные картинки на доске, схемы предлогов, 2 дорожки из палок, изображение аквариума с рыбами по контуру.

Ход НОД:

1. Мотивационная часть.

- Ребята, отгадайте загадку: «Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок» (рыба).

- Где рыбы проводят зиму? (подо льдом).

- Как вы думаете, можно ловить рыбу зимой? (ответы детей)

- Я вас приглашаю на зимнюю рыбалку.

2. Зрительная гимнастика «Наши глазки»

Но в начале пути мы потренируем наши глазки:

Глазки смотрят высоко, движение глазами вверх.

Глазки смотрят низко, вниз.

Глазки смотрят далеко, вдаль.

Глазки смотрят близко. на нос.

3. Игра «Так — не так».

- Как вы думаете, где можно ловить рыбу? (в реке, озере, море). Так как сейчас зима, мы с вами отправимся к реке через зимний заколдованный лес. Расколдуем его.

(Дети подходят к «зимнему лесу» на доске предметные картинки; на зимнем дереве сидит лиса, солнышко — под деревом, белка сидит в норе, сугробы — за облаками, сова — в берлоге.)

Правильно ли, что:

- Солнышко сияет под деревьями? (Солнышко сияет над деревьями) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.

- Сугробы лежат под землей? (на) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.

- Белка живёт в норе? (в) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.

- Лиса живёт на дереве? (под) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.

- Вы всё верно исправили и «расколдовали» зимний лес. Теперь мы можем отправляться.

- Посмотрите! Какая красивая дорожка протянулась! (массажные коврики) Идите по дорожке, не заморозьте ножки! (музыкальное сопровождение)

- Мы попали в зимний лес- здесь полным-полно чудес!

4. Игра «Распознай следы».

- Ребята, посмотрите, чего в зимнем лесу на деревьях много? (снега). Что остаётся на снегу, когда по нему кто-то пройдет, пробежит? (следы) Как выдумаете, чьи это следы? (диких животных) Почему они дикие? Превратимся в следопытов и узнаем, кто здесь пробежал и чьи это следы.

- Кто пробежал ближе все? (Ближе всех пробежала лиса)

- Значит чьи это следы? (Это лисьи следы).

- Кто пробежал дальше всех? (волк) Чьи это следы? (ответы детей)

- Кто пробежал справа от нас? (медведь) Чьи это следы? (ответы детей)

- Кто пробежал слева от нас? (заяц) Чьи это следы? (ответы детей)

- Кто пробежал перед нами? (белка) Чьи это следы? (ответы детей)

5. Игра «Короткий путь».

- Как вы думаете, а это чьи следы и куда они ведут? (рассматривание следов: следы человека направлены прямо вперед, а следы собаки о — слева направо). Как вы думаете, куда ведут эти следы? (к реке).

- По какому пути нам лучше идти, чтобы раньше прийти? Какой путь, по-вашему, близкий? (по следам человека). А какой далекий? (по следам собаки). Давайте проверим это — Илья, Саша, Катя пойдут по следам собаки, а Игорь, Стёпа, Вика пойдут по следам человека: кто раньше придет к реке (дети идут по следам).

- Как вы думаете, почему путь человека, самый близкий? (Потому что он шел вперед и прямо.)

- Как собачка плутала? (слева направо и путь оказался далеким.)

6. Игра «Где плавают рыбки?»

(На «реке» детей встречает рыбак)

Рыбак:

- Здравствуйте ребята! Молодцы, что нашли ко мне близкий путь (подводит детей к макету проруби). Кто знает, что это такое? (прорубь). А откуда он берется? (рыбаки сверлят отверстие на льду, чтобы ловить удочкой рыбу). Как называется поверхность земли под водой? (дно). Где находится дно? (далеко). А можно еще по-другому сказать: «глубоко». Значит, где рыбки плавают? (глубоко на дне).

- Рассмотрим рыб (дети через оргстекло рассматривают цвет и расположение рыбок на дне: листе бумаги. Красная рыбка – в середине, зеленая – вверху, синяя – внизу, желтая – слева, коричневая – справа).

7. Игра «Что изменилось».

- Рыбы плавают глубоко на дне. Сейчас вы в этом убедитесь. Закройте глаза. (Меняет 2 рыб местами) Открывайте глаза. Что изменилось? (Красная раба плавала в середине, а сейчас – вверху).

8. Игра: «Поймай рыбку на удочку».

Рыбак: Молодцы, ребята! Все правильно рассказали, где какая рыбка плавает на дне. За это я вам дам половить удочками рыбок в проруби.

Мальчики будут ловить рыб которые плавают слева, а девочки — справа. (музыкальное сопровождение)

- Сколько вы поймали разноцветных рыбок?

9. Игра «Попади в цель».

Рыбак: Теперь вы тоже настоящие рыбаки. А чтобы нам не замерзнуть на рыбалке поиграем в игру.

- Загляните за сугроб, что здесь? (снежки)

- Какие здесь снежки? (большие и маленькие)

- Мы их будем катать по дорожкам.

- Это какая дорожка? (узкая) Какие снежки будете по ней катать? (маленькие)

- Это какая дорожка? (широкая) Какие снежки будете по ней катать? (большие)

- Молодцы, умеете далеко катать снежки. Меткие ребята!

10. Игра «Аквариум»

- Ребята, давайте рыб, которых мы выловили, поселим в аквариум и заберём в группу. Назовите, какого цвета камни в аквариуме? Поселите рыб в аквариум, расположив их на камни. Расскажи, где поселилась твоя рыбка? (Моя рыбка поселилась вверху справа, посередине, внизу слева и т.д.)

- Саша, между какими рыбками плавает твоя рыбка? (Между синей и зелёной). (Аналогично 2 детей)

11. Итог НОД.

Рыбак: Хорошо, ребята! Очень вы мне помогли сегодня: и рыбок поймали, и узнали, что такое: «Далеко, близко, глубоко, что такое прорубь, дно».

- Все запомнили? А сейчас нам пора прощаться. До свидания.

Орлова Антонина Сергеевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях Логопедическое занятие: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях
Конспект логопедического занятия  «В гости к Тёте Моте» Конспект логопедического занятия «В гости к Тёте Моте»
Конспект групповой коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной группе.  Тема: «Знакомство со звуком [a], с буквой «А» Конспект групповой коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуком [a], с буквой «А»
НОД в старшей группе для детей с ТНР на тему «Путешествие в Страну Звуков» НОД в старшей группе для детей с ТНР на тему «Путешествие в Страну Звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.