Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в процессе формирования пространственных представлений в старшей логопедической группе:

«Зимняя рыбалка»

Тема ЗимаГруппа: старшая логопедическая.

Цель: Уточнение и расширение знаний о пространственных понятиях.

Программные задачи:

1. ПР: Закрепить понятия «глубоко»-«далеко», «узкая»-«широкая».

2. РР: Определять и словесно называть пространственное расположение предметов от себя (слева, справа, вверху, внизу, в середине, впереди, сзади, прямо, между.).

3. РР: Закреплять умение правильно употреблять в речи предлоги с пространственным значением «в», «на», «над», «под», «около»; пользоваться схемами предлогов.

4. Учить детей определять разницу в пространственном расположении предметов и отражать это в речи соответствующими пространственными терминами.

5. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

6. Понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесной инструкцией педагога и с помощью зрительных ориентиров.

7. Развитие зрительно-моторной координации, цветовосприятия, прослеживающий функции глаз, воображения, наблюдательности, памяти.

8. Воспитание любознательности; этикета общения; бережного отношения к природе.

Продолжительность НОД: 25 минут.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие и физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная.

Предварительная работа:Проведение д/игр и упражнений на развитие ориентировки в пространстве («далеко – близко», «высоко-низко»); беседы о зимних явлениях в природе (жизнь обитателей водоема); рассматривание следов на снегу.

Словарная работа: Прорубь, дно, глубина, глубоко, дальше, ближе, узкая, широкая.

Материалы и оборудование: презентация к занятию, массажные коврики, макет проруби, на дне которого лист ватмана с изображением разноцветных рыбок в разном расположении; следы животных и человека, костюм рыбака с удочкой и ведром, рыбки по количеству детей, 2 удочки, снежки из ваты (большие и маленькие), ведерки, предметные картинки на доске, схемы предлогов, 2 дорожки из палок, изображение аквариума с рыбами по контуру.

Ход НОД:

1. Мотивационная часть.

- Ребята, отгадайте загадку: «Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок» (рыба).

- Где рыбы проводят зиму? (подо льдом).

- Как вы думаете, можно ловить рыбу зимой? (ответы детей)

- Я вас приглашаю на зимнюю рыбалку.

2. Зрительная гимнастика «Наши глазки»

Но в начале пути мы потренируем наши глазки:

Глазки смотрят высоко, движение глазами вверх.

Глазки смотрят низко, вниз.

Глазки смотрят далеко, вдаль.

Глазки смотрят близко. на нос.

3. Игра «Так — не так».

- Как вы думаете, где можно ловить рыбу? (в реке, озере, море). Так как сейчас зима, мы с вами отправимся к реке через зимний заколдованный лес. Расколдуем его.

(Дети подходят к «зимнему лесу» на доске предметные картинки; на зимнем дереве сидит лиса, солнышко — под деревом, белка сидит в норе, сугробы — за облаками, сова — в берлоге.)

Правильно ли, что:

- Солнышко сияет под деревьями? (Солнышко сияет над деревьями) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.

- Сугробы лежат под землей? (на) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.

- Белка живёт в норе? (в) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.

- Лиса живёт на дереве? (под) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.

- Вы всё верно исправили и «расколдовали» зимний лес. Теперь мы можем отправляться.

- Посмотрите! Какая красивая дорожка протянулась! (массажные коврики) Идите по дорожке, не заморозьте ножки! (музыкальное сопровождение)

- Мы попали в зимний лес- здесь полным-полно чудес!

4. Игра «Распознай следы».

- Ребята, посмотрите, чего в зимнем лесу на деревьях много? (снега). Что остаётся на снегу, когда по нему кто-то пройдет, пробежит? (следы) Как выдумаете, чьи это следы? (диких животных) Почему они дикие? Превратимся в следопытов и узнаем, кто здесь пробежал и чьи это следы.

- Кто пробежал ближе все? (Ближе всех пробежала лиса)

- Значит чьи это следы? (Это лисьи следы).

- Кто пробежал дальше всех? (волк) Чьи это следы? (ответы детей)

- Кто пробежал справа от нас? (медведь) Чьи это следы? (ответы детей)

- Кто пробежал слева от нас? (заяц) Чьи это следы? (ответы детей)

- Кто пробежал перед нами? (белка) Чьи это следы? (ответы детей)

5. Игра «Короткий путь».

- Как вы думаете, а это чьи следы и куда они ведут? (рассматривание следов: следы человека направлены прямо вперед, а следы собаки о — слева направо). Как вы думаете, куда ведут эти следы? (к реке).

- По какому пути нам лучше идти, чтобы раньше прийти? Какой путь, по-вашему, близкий? (по следам человека). А какой далекий? (по следам собаки). Давайте проверим это — Илья, Саша, Катя пойдут по следам собаки, а Игорь, Стёпа, Вика пойдут по следам человека: кто раньше придет к реке (дети идут по следам).

- Как вы думаете, почему путь человека, самый близкий? (Потому что он шел вперед и прямо.)

- Как собачка плутала? (слева направо и путь оказался далеким.)

6. Игра «Где плавают рыбки?»

(На «реке» детей встречает рыбак)

Рыбак:

- Здравствуйте ребята! Молодцы, что нашли ко мне близкий путь (подводит детей к макету проруби). Кто знает, что это такое? (прорубь). А откуда он берется? (рыбаки сверлят отверстие на льду, чтобы ловить удочкой рыбу). Как называется поверхность земли под водой? (дно). Где находится дно? (далеко). А можно еще по-другому сказать: «глубоко». Значит, где рыбки плавают? (глубоко на дне).

- Рассмотрим рыб (дети через оргстекло рассматривают цвет и расположение рыбок на дне: листе бумаги. Красная рыбка – в середине, зеленая – вверху, синяя – внизу, желтая – слева, коричневая – справа).

7. Игра «Что изменилось».

- Рыбы плавают глубоко на дне. Сейчас вы в этом убедитесь. Закройте глаза. (Меняет 2 рыб местами) Открывайте глаза. Что изменилось? (Красная раба плавала в середине, а сейчас – вверху).

8. Игра: «Поймай рыбку на удочку».

Рыбак: Молодцы, ребята! Все правильно рассказали, где какая рыбка плавает на дне. За это я вам дам половить удочками рыбок в проруби.

Мальчики будут ловить рыб которые плавают слева, а девочки — справа. (музыкальное сопровождение)

- Сколько вы поймали разноцветных рыбок?

9. Игра «Попади в цель».

Рыбак: Теперь вы тоже настоящие рыбаки. А чтобы нам не замерзнуть на рыбалке поиграем в игру.

- Загляните за сугроб, что здесь? (снежки)

- Какие здесь снежки? (большие и маленькие)

- Мы их будем катать по дорожкам.

- Это какая дорожка? (узкая) Какие снежки будете по ней катать? (маленькие)

- Это какая дорожка? (широкая) Какие снежки будете по ней катать? (большие)

- Молодцы, умеете далеко катать снежки. Меткие ребята!

10. Игра «Аквариум»

- Ребята, давайте рыб, которых мы выловили, поселим в аквариум и заберём в группу. Назовите, какого цвета камни в аквариуме? Поселите рыб в аквариум, расположив их на камни. Расскажи, где поселилась твоя рыбка? (Моя рыбка поселилась вверху справа, посередине, внизу слева и т.д.)

- Саша, между какими рыбками плавает твоя рыбка? (Между синей и зелёной). (Аналогично 2 детей)

11. Итог НОД.

Рыбак: Хорошо, ребята! Очень вы мне помогли сегодня: и рыбок поймали, и узнали, что такое: «Далеко, близко, глубоко, что такое прорубь, дно».

- Все запомнили? А сейчас нам пора прощаться. До свидания.

Орлова Антонина Сергеевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Методическая разработка: Сценарий летнего досуга «Волшебная вода» Методическая разработка: Сценарий летнего досуга «Волшебная вода»
Конспект НОД «Путешествие в сказочный мир обуви» Конспект НОД «Путешествие в сказочный мир обуви»
Конспект занятия «Сказки учат нас дружить» Конспект занятия «Сказки учат нас дружить»
Конспект логопедического занятия по развитию речи «Как помочь Айболиту?» Конспект логопедического занятия по развитию речи «Как помочь Айболиту?»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.