НОД в старшей группе для детей с ТНР на тему «Путешествие в Страну Звуков»

ДетиАннотация: НОД в старшей группе для детей с ТНР на тему: «Путешествие в Страну Звуков», целью которой является закрепление и обобщение знаний детей об изученных звуках и буквах, с использованием стихов и рифмовок, как авторских, так и собственного сочинения, позволяющих наиболее четко организовать деятельность детей и обеспечить плавный переход между этапами занятия, а так же способствующих лучшему усвоению материала, созданию игровой ситуации.

Тема: Путешествие в Страну Звуков

Цель: Обобщение и закрепление знаний детей об изученных звуках и буквах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

2. Продолжать формировать образ букв: К, Т, Х, Г.

Коррекционно-развивающие:

3. Уточнить понятия «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук».

4. Продолжать упражнять в дифференциации согласных звуков по глухости-звонкости.

5. Совершенствовать умение выделять начальный согласный звук в слове.

6. Развивать фонематическое восприятие: воспроизведение слоговых рядов, определение количества звуков в звукокомплексе.

7. Продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, память, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

8. Воспитывать умение слушать друг друга

Образовательная область: Речевое развитие.

Раздел: Формирование фонетической стороны речи.

Интегрируемые образовательные области: ОО «Познавательное развитие», ОО «Физическое развитие»

Форма проведения: непосредственно-образовательная деятельность.

Предварительная работа: Изучение звуков и букв в соответствии с перспективным планом образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе № 9 для детей с ТНР.

Использование речедвигательных упражнений при проведении НОД по образовательной области «Речевое развитие».

Демонстрационный и раздаточный материал: Кукла «Королева Звуков» и замок, накрытые платком; «Ковер-самолет» — коврик, площадь которого достаточна для размещения детей; цветовые символы звуков демонстрационные на магните; коробка с крышкой; картинки: символы звуков (автор: Фомичева М.Ф.); мяч; мел; доска; «волшебные экраны» по количеству детей.

Ход деятельности:

I. Введение в игровую ситуацию

1. Орг. момент.

Дети выполняют действия по тексту, встают в круг.

***

Начинается игра,

В круг давно вставать пора.

Раз, два, три, четыре –

Надо сделать круг пошире.

С настроеньем замечательным

Будем слушать мы внимательно.

(Данилова Ю.Л)

Пальчиковая гимнастика. Дети самостоятельно называют гласные, согласные звуки.

***

1, 2, 3, 4,5 – будем звуки повторять (соединяем одноименные пальцы.

сжимаем и разжимаем

Знаем звуки гласные: А, О, У, И, Ы (руки в замок.

На каждый звук показываем пальчик)

Знаем и согласные: М, Н, К, Т, Х, П, Г. (сжимаем, разжимаем. Показываем

по одному пальцу на каждый звук)

(Данилова Ю.Л.)

II. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.

2. — Отправляемся в страну звуков.

***

Вот ковер-самолет

Отправляемся в полет. (Садятся на ковер)

Покачнулись вправо-влево

Управляем ковром смело. (закрывают глаза, покачиваются)

Стоп! Ковер остановись

В стране сказок очутись! (Хлопок в ладоши, открывают в глаза)

(Данилова Ю.Л)

- Нас встречает Королева Звуков. (наклоняюсь к Королеве)

- Вот что мне рассказала Королева Звуков:

***

Волшебной страны королева

Звуками правит умело.

Но вдруг приключилось несчастье –

Запутались: гласный, согласный.

Где звук? а где буква? – не ясно.

Ребята, поможем? Согласны?

(Данилова Ю.Л)

- Что случилось в стране Звуков? Поможем Королеве определить, какие звуки гласные, какие согласные? Отправляемся на поиски звуков.

III. Проектирование решения проблемной ситуации

3. Дети встают в круг.

***

Чтоб отправиться нам в путь

Встанем мы скорее в круг.

(Данилова Ю.Л.)

- Вспомним, какие бывают звуки.

Дети выполняют действия по тексту, проговаривают слова.

***

В страну звуков мы идем,

Звуки разные найдем. (ходьба на месте)

Если нет преграды – гласные, (плавное движение руками от себя)

Если есть, тогда согласные, (кисти рук прикрывают рот)

Звонкие, (имитируем колокольчик) глухие ( прикрыть уши руками)

Разные такие. (повороты в стороны)

III. Выполнение действий для решения проблемной ситуации

4. — Поможем Королеве. Как узнать гласный звук? (Поется, когда произносим преграды нет)

- Назовите гласные звуки. ( А, О, У , И, Ы)

- Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным)

Выставляю цветовой символ.

- На место пройдет тот, кто назовет, сколько звуков я назвала.

- Напоминаю, что шуметь не надо, иначе можно просто не расслышать задание.

Называю звукокомплекс каждому ребенку отдельно.

АОУ, ИОА, ААИЫ, ЫОУ, ИИАО, УА, АУ…..

5. – У Королевы Звуков есть волшебная коробочка со звуками. Но что-то он не открывается. Повторим волшебные заклинания.

Та-ка-та, ха-га-га, то-хо-го.

6. В коробочке картинки – символы звуков. Достаю по одному, произнесение + показ. Определяем гласный-согласный, звонкий, глухой.

- Есть преграда?

- Звенит колокольчик?

Выкладываю цветовой символ к картинке-символу на доску.

К – Капли на ладошку. Согласный, глухой. Синий без колокольчика.

Т – Молоток стучит. Согласный, глухой. Синий без колокольчика.

Х – согреем руки. Руки перед ртом крест накрест. Согласный, глухой. Синий без колокольчика.

Г – гусь. Показ рукой шеи и головы гуся, обращаю внимание, что голова повернута вправо. Согласный, звонкий. Синий с колокольчиком.

- Уважаемая Королева, вот мы и нашли звуки.

- Ребята, какие это звуки? ( Согласные)

- Как узнали? ( Когда их произносим есть преграда воздуху)

- Каким цветом обозначаем? ( синим)

7. Физ. минутка

***

раз, два – все вставайте

3, 4 – приседайте

5, 6 — повернись

7, 8 – улыбнись

9, 10 – не зевайте

В кругу место занимайте.

8. Игра с мячом. Дети в кругу.

***

Мяч веселый есть у нас

Мы играли много раз.

Я бросаю, ты поймай -

Первый звук в слове называй.

Кот, тарелка, горох, халва, город, Карелия, холодильник, танк.

9. – Помогли Королеве, нашли гласные звуки и согласные. Мы говорили про звуки или про буквы? (Про звуки)

- Что такое звук? ( Это то, что мы произносим и слышим)

- А буква? ( Видим и пишем)

- Расскажем Королеве, как узнать, что такое буква, что такое звук.

Дети выполняют действия по тексту с проговариванием.

***

Мы звук произносим и слышим (Показ рукой на рот и ухо)

А буквы мы видим и пишем (Показ рукой на глаз, имитируем написание в воздухе)

- Напишем буквы на волшебном экране. Даша сегодня ветерок.

***

Вокруг себя вращаемся

В пушинки превращаемся.

(Данилова Ю.Л)

Даша дует, дети «летят» на места.

10. За столами. Диктую, дети печатают букву на волшебном экране. Пишу букву на доске.

- На что похожа? Проговариваем элементы букв, стихи.

К – Клоун. Ручку вытянул, ножку выставил. (Показ элементов, вытягивание руки в правую сторону. Уточняю, в какую сторону ручка и ножка)

Т – На молоток. (Написание в воздухе пальчиком, подбородком, локтем…)

Х – Греем руки. (Руки крест накрест с имитацией буквы)

Г – Г-Г-Г так гусь гогочет

Букву Г представить хочет

Г – гусиная головка

Гусь на Г представил ловко. (Показ рукой «гуся» с имитацией буквы Г. Уточняю, в какую сторону повернута головка гуся)

IV. Рефлексия

- Как вы думаете, помогли мы Королеве Звуков? (Помогли)

- А что же мы делали? Что искали? ( Мы искали звуки и буквы)

- Что такое звук? Что такое буква? (звук мы произносим и слышим. Букву – видим и пишем)

- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

- Королева благодарит нас за помощь. А нам пора возвращаться в группу.

***

Вот ковер-самолет

Отправляемся в полет. (Садятся на ковер)

Покачнулись вправо-влево

Управляем ковром смело. (закрывают глаза, покачиваются)

Стоп! Ковер остановись

В группе нашей очутись! (Хлопок в ладоши, открывают в глаза)

(Данилова Ю.Л)

- Вот мы и очутились в своей группе. Молодцы! Можно отдыхать!

Источники:

· Картинки — символы звуков. Автор: Фомичева М.Ф.

· Картотека картинок-символов звуков (по Фомичевой М.Ф.). Часть 1, 2 Составитель — Н.М.Морозова

· Тексты речедвигательных упражнений. Авторство не установлено.

Мяч веселый есть у нас

Мы играли много раз.

Я бросаю, ты поймай -

Первый звук в слове называй.

раз, два – все вставайте

3, 4 – приседайте

5, 6 — повернись

7, 8 – улыбнись

9, 10 – не зевайте

В кругу место занимайте.

Данилова Юлия Львовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях Логопедическое занятие: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях
Конспект логопедического занятия  «В гости к Тёте Моте» Конспект логопедического занятия «В гости к Тёте Моте»
Конспект групповой коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной группе.  Тема: «Знакомство со звуком [a], с буквой «А» Конспект групповой коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуком [a], с буквой «А»
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующего обучения для детей с ОНР 3 уровня Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующего обучения для детей с ОНР 3 уровня

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.