Логопедическое занятие.
Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Класс: 1
Форма организации занятия: индивидуальная.
Цель: Формирование осознанного отношения к языковой действительности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Знать артикуляцию звука [Р] и его характеристику; графический образ буквы Р. Формировать умение определять наличие и место звука [Р] в словах (в начале, в середине, в конце). Учить составлять предложение из слов.
Коррекционно-развивающие:
Развить звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование: зеркало; картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; предметные картинки; карточки; мозаика, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычное занятие. Нас ждет интересная логопедическая игра.
II. Артикуляционная гимнастика.
- Сначала нужно разработать язычок.
• Упражнение «Облизываем варенье»
Улыбаемся. Широко открываем рот. Широким языком «обнимает верхнюю губу». «Слизывая варенье» языком скользим по верхним зубам и небу, плавно убирая язык внутрь рта. Выполняем 5 раз.
• Упражнение «Утюжок»
Улыбаемся. Широко открываем рот. Плавно двигаем кончиком языка-утюжка вперед-назад, ласково гладя небо. Выполняем 5 раз.
• Упражнение «Лошадка»
Улыбаемся. Широко открываем рот. Цокаем, как лошадка, кончиком языка по бугоркам за верхними зубами. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Подбородок неподвижен! Выполняем 5 раз.
• Упражнение «Грибочек»
Улыбаемся. Широко открываем рот. Крепко прижимаем широкий язык к небу, чтобы была видна уздечка (ножка грибочка), а язык стал похож на шляпку. Удерживаем язычок под счет до 5.
• Упражнение «Дятел»
Улыбаемся. Открываем широко рот. Стучим кончиком языка по бугоркам за верхними зубами со звуком д-д-д-д. Работаем только кончиком языка. Выполняем 5 раз.
• Упражнение «Заведем мотор»
• Улыбаемся. Открываем широко рот. Стучим кончиком языка по бугоркам за верхними зубами.
Язычок у нас-мотор.
Заводи его, шофер! Др-др-др!
III. Сообщение темы и цели.
- Ну вот, наш язычок готов к зaнятию.
Расшалился, как котенок.
Непослушный рыжий львенок,
Строго смотрит мама-львица:
«Начинаю я сердиться!»
На кого же сердится мама-львица? (на львенка). Почему? (потому что он непослушный). Львенок не слушается маму и не умеет рычать. А ты умеешь? Давай его научим.
IV. Фонетическая зарядка.
Львенок учится рычать,
Очень хочет «Рррр!» сказать.
Помогите, покажите.
Громко, громко прорычите. (Р-р-р)
V. Артикуляция звука [Р].
- Какой звук произнесли? ([Р])
Давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р]: рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка поднят к бугоркам и вибрирует.
VI. Характеристика по звучанию.
Какой он — звук [Р]?
- Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.
Букву /Р/ писать не сложно,
Справа к палочке осторожно
Нарисуем мы кружок.
И получится флажок.
Ребенок выкладывает букву Р из мозаики.
VII. Автоматизация звука [Р].
1) А теперь научим львенка рычать в слогах: ра, ро, ру, ры, ар, ор, ур, ыр.
-Хорошо получается!
2) Ра-ра-ра-начинается иг(ра).
Я прошу со слогом РА
Повторить за мной слова:
Рак, ракета, рама, рана, работа, радио, радуга, жираф, карась, муравей, барабан, карандаш, пирамида, Ира, Юра, Вера, Кира, гора, жара, нора, детвора, ура!
3) Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Продолжаем мы игру:
Руль, рука, ручей, ручка, рубашка, русский, рукавица, рубанок, кукуруза, кенгуру.
4) Ро-ро-ро, ро-ро-ро
Найди картинки со слогом РО.
Рот, роза, робот, горох, ворона, сорока, дорога, корова, воробей, пирог, творог.
Определи место звука [Р] в словах — в начале, в середине, в конце слова.
5) Ры-ры-ры, ры-ры-ры-
Вот слова со слогом РЫ.
За мною слова повторяй,
Но не зевай:
Как промолвишь слово «рысь»,
Из игры выходишь «брысь»!
Рыба, рысь, рыжик, рынок, рыть, рысь, корыто, перышко, рысь, горы, норы, куры, дары, рысь, комары, помидоры, самовары.
6) Мы со звуком Р играем
Чисто, четко называем
Ар-ар-ар – кипит наш … (самовар).
Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор).
Ир-ир-ир – наш папа … (командир).
7) «Игра с мячом»
Поиграем мы с мячом.
Ловим слова со звуком [Р].
Груша, трава, дом, труба, дрова, крыша, дым, гром, дождь, гроза, ведро.
8) Дро-дро-дро- на мосту стоит ведро.
Дра-дра-дра- выльем воду из ведра.
9) Составить предложение из слов:
а) краска, Рома;
б) огород, картошка, морковь, огурцы, помидоры;
в) пятнистый, Африка, жираф.
VIII. Итог занятия. Рефлексия.
Ра-ра-ра-вот и кончилась… (игра).
- Что мы делали сегодня? Что тебе понравилось больше всего?
Дорисуй солнышко, передай свое настроение.
Гиззатуллина Чулпан Фауковна,
учитель-логопед