Дифференциация [С]-[З] в слогах, словах и фразах — конспект индивидуального занятия.
Конспект индивидуального занятия «Волшебный цветок»
Коррекционно – образовательные задачи:
- учить дифференцировать звуки [С] и [З] в слогах, словах и фразах;
- учить согласовывать прилагательные с существительными;
- учить рассказывать текст, используя мнемотехнику (по мнемодорожкам);
- учить делать самомассаж пальцев и кистей рук.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать дыхание, моторику артикуляционного аппарата;
- развивать мелкую моторику (развитие объёма движений, их силы, координации, переключаемости и точности);
- развивать фонематический слух, восприятие, память, воображение, мыслительную деятельность.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- воспитывать умение следить за своей речью, давать полный ответ на поставленный вопрос,
- воспитывать умение работать самостоятельно.
Оборудование:
«Волшебный» цветок, «волшебный» сундучок, колокольчик, массажное кольцо (эспандер), массажный шарик, шарик с шипами, счётные палочки, звуковые картинки- символы, картинки со звуками [С] и [З], мнемодорожки, магнитные доски, стол, 2 стула, зеркало, аудиозапись.
Ход занятия
Методы и приёмы |
Содержание |
1.Вводная часть 2.Основная часть Дыхательная гимнастика Артикуляционная гимнастика и самомассаж пальцев и кистей рук (с массажными предметами) Д/и «Песенки» Д/и «Разложи картинки» Динамическая пауза Д/и «Какая картинка?» Пальчиковая гимнастика Рассказывание стихотворений по мнемодорожкам 3.Заключительная часть Итог занятия |
Учитель логопед: — Здравствуй, Катя! Сегодня к нам в гости пришёл необычный (волшебный) цветок. Этот маленький цветочек, Что на клумбе летом цвёл. Он сегодня в гости к нам На минуточку зашёл. Хочет он, чтоб быстро ты Все желания его выполняла хорошо. - Катя, а у тебя есть заветное желание? (Да). Катя загадывает желание. – Чтобы желание исполнилось, нужно подуть на волшебный цветок. «Подуем на цветок»» — через нос воздух вдыхаем, через рот выдыхаем, выдох должен быть плавным, щёки не должны надуваться. Отрывается один лепесток. - Катя, от нашего цветочка оторвался лепесток, давай его поднимем. Посмотри, здесь желание цветочка: Со звоночком походи Всюду, всюду позвони, Где услышишь ты ответ, Там найдёшь секрет. Катя звонит в колокольчик, слышит ответ и находит волшебный сундучок с сюрпризами — заданиями.
Учитель-логопед достаёт из волшебного сундучка массажные предметы и предлагает поиграть (сделать одновременно зарядку для язычка и пальчиков). «Лопатка» Язык лопаткой положи И под счёт его держи Один, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. (Положить массажное кольцо между ладонями и потереть ладони под счёт). «Часики» Наш весёлый язычок Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо. (Положить массажный шарик в левую руку и крепко сжать его, затем в правую). «Качели» На качелях я качаюсь Вверх – вниз, вверх – вниз. Я всё выше поднимаюсь, А потом вниз. (Шарик с шипами положить между ладонями и перемещать ладони вперёд-назад). - Катя, давай посмотрим, что ещё есть в нашем волшебном сундучке ( картинки-символы звуков [С] и [З]). - Эта картинка обозначает песенку воды: «С-с-с-с-с…». Уточнение артикуляции звука [С]. Давай споём эту песенку. - А эта картинка изображает песенку комара: «З-з-з-з-з…». Уточнение артикуляции звука [З]. Теперь споём эту песенку. (Сходства и различия звуков). - Спой песенку воды и комара со звуком [а], [о], [у], [ы] (са-за- са-за; со-зо-со-зо; су-зу- су-зу; сы-зы-сы-зы). Когда звучит песенка воды, ты должна перед собой положить жёлтую палочку, а когда звучит песенка комара, ты должна положить зелёную палочку). - В нашем волшебном сундучке перепутанные картинки. Нужно разложить их отдельно: со звуком [с] – к картинке с изображением воды, со звуком [з] – к картинке с изображением комара.
Учитель-логопед предлагает превратиться в частички воды и изобразить движениями, позами её состояния: твёрдое (лёд), жидкое (вода), газообразное (пар). (Звучит аудиозапись). - Катя, давай с тобой расскажем про картинки, отвечая на вопрос: Какой? Какая? Какие? (Например, какой зонт? – красный зонт). - Поиграем с пальчиками и превратим их в животных. Пальцы — дружная семья. Ритмично сжимать и разжимать кулачки. Друг без друга им нельзя Вот – большой, а это – средний, Безымянный и последний, - Наш мизинчик – малышок. Указательный забыли! Поочерёдно поднимать пальцы обеих рук вверх. Чтобы пальцы дружно жили Будем их соединять И движенья выполнять. Каждый палец руки соединять с большим пальцем. Мы рога козы покажем, Выдвинуть вперёд указательный палец и мизинец. Остальные пальчики загнуть в кулачок. Поднять «рога» к голове. И рога оленя даже. Широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять «ветвистые рога» к голове. И про зайку не забудем, - Ушками водить мы будем. Выдвинуть вперёд указательные и средние пальцы обеих рук. Поднять «ушки» к голове и пошевелить ими. Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить! Каждый палец руки поочерёдно соединять с большим пальцем. - Катя, в нашем волшебном сундучке что-то ещё осталось. Давай посмотрим. - Здесь картинки, про которые нужно рассказать и собрать их в один сюжет. В лесу темно, Все спят давно, Одна сова не спит, На суку сидит И на нас глядит. Зайку бросила хозяйка. Под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не смог - Весь до ниточки промок. - Вот и опустел наш волшебный сундучок. - Катя, произношение каких звуков мы закрепляли? Уточни артикуляционный уклад этих звуков. - Тебе понравились сюрпризы, которые ты нашла в волшебном сундучке? - Что понравилось больше всего? Почему? - Какое задание для тебя было самым лёгким, а какое не очень? - С чем нужно всегда дружить для того, чтобы уметь правильно и чётко говорить? |
Жаркова Марина Александровна,
учитель-дефектолог (логопед)