Конспект логопедического досуга ко Дню славянской культуры и письменности

Конспект логопедического досуга ко Дню славянской культуры и письменности (старший дошкольный возраст)

Оборудование: карточки с буквами для детей, мультимедийная установка, мольберты с магнитами, музыкальный центр, презентация.

Цель: Прививать детям с ОВЗ любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории.

Задачи:

1. Познакомить детей с деятельностью просветителей Кирилла и Мефодия, историей праздника Дня славянской письменности и культуры.

2. Прививать интерес и любовь к книге, в частности, к русским народным сказкам.

3. Активизация и совершенствование словарного запаса (славяне, буквицы, духовность, угодники).

Методы и приемы:

Активация деятельности различных анализаторов:

- словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)

- игровые (подвижные, сюрпризный момент)

- практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия).

Ход досуга

Слайд 1

Праздник славянской письменности и культурыЛогопед: Добрый день! Мыв рады приветствовать Вас на празднике, посвященному Дню славянской письменности и культуры.. В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем древнее приветствие.

Логопед:

Из глубокого колодца (руки «О”)
Солнце медленно встает.(руки поднимаются над головой)
Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
Новый день оно начнет (руки вниз широко)

Введение в тему: Загадки.

Логопеды

Загадки

1.Чёрные, кривые, от рожденья все немые,
Станут в ряд — сейчас заговорят.(Буквы) (Узорова)

2.Всё я знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться –
Надо грамоте учиться.(Книга)

3. Деревянный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдёт –
Каждый след его поймёт.(Карандаш).

4.Стальной конёк По белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка, писало).
(Иванкова)

5. Стоит дом.
Кто в него войдёт -
Тот ум приобретёт.( Школа).

6.Чёрные птички На каждой страничке.
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает.
Буквы.

7.То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и. нарисовать.
Что такое я?….(Тетрадь)

Ведущий

Логопед: Было такое время, когда наши предки не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Слайды

Каждый предмет у наших предков что – нибудь обозначал, символизировал. Писать и читать могли только церковники – летописцы, монахи. Монах писал не простым письмом, а греческим, народу непонятным. А простым людям тоже хотелось уметь читать и писать.

Игра — Наскальные истории (мнемотехника)

Логопед: И тогда славянские князья Ростислав и Святополк (такие имена раньше были) отправились к царю со словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь мы не знаем ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их» .Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Кирилла и Мефодия, и уговорил их царь и послал их в славянскую Землю.

Показ слайдов (Кирилл и Мефодий)

Логопед: Братья славились своей ученостью, знали много языков, поэтому именно им было поручено столь трудное дело — создание азбуки. Они работали с раннего утра, и до ночи, когда уж рябило в глазах от усталости. И вот наконец – то дело было завершено. Так появилась славянская азбука, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). В ней 43 буквы.

Проговаривание хором слово: Кириллица

Игра — (Слайды) — Угадай букву

(Показывает нарисованные буквицы и рассказывает о них).

Логопед: Подумайте, ребята, на чем могли писать на Руси. Этот материал с дерева — символа России. Правильно, это кора березы, которая называется «береста» (показ бересты). Чтобы подготовить бересту, необходимо очистить будущую страницу от жесткой коры, распрямить, подсушить. Заостренным концом палочки (показ палочек) — ее называют «писало», процарапывают буквы, а тупым концом можно затереть случайную ошибку. Называлось такое письмо — берестяная грамота. Грамота всегда и во все времена была нужна людям. Написанное сохранилось навечно.

Слайд буквы кириллицы А и Б

Логопед: Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

- «Веди»! Всё знаю, про всё ведаю.

- «Глаголь». Глаголить, значит говорить.

- «Добро».

- «Мыслите».О моей мудрости знают с давних пор

- «Рцы»! Рычащая буква

Слайд — Современный алфавит

Игра с Кириллом и Мефодиям — Море волнуется раз … (буквы)

(под музыку)

Слайд — Первые школы

Игра «Подбери словечко»

Вспомните название буквы и подберите слово:

Угадайте, какая это буква? (А) Верно, АЗ.

Назовите слова, которые начинаются с этой буквы.

Дети перечисляют.

- БУКИ. Вспомните, сколько хороших слов начинается с этой буквы.

Дети перечисляют.

Интерактивная дидактическая игра «Ребусы»

(Слайды)

Игра: Собери слово (Живые буквы): Буква, книга, алфавит, азбука

(под музыку)

Логопед: То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли. Но нелегко давалось людям учение. Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки.

Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья.

Д/и «Объясни пословицу»

1) «Аз, буки, веди, страшны как… медведи».

2) « Сперва АЗ да БУКИ, потом и …науки».

3) « Азбуку учат, на всю избу… кричат».

4) «Намучится … — научится».

5) «Без муки нет…науки»

6) «Кто хочет много знать, тому мало надо…спать».

Логопед: 24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада — знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.

Итог

Логопед: — Вам понравилось наше путешествие? — Теперь вы знаете откуда появились буквы? — Кто создал славянский алфавит? — Что вам больше всего понравилось? — Мы тоже приготовили каждому из вас подарки. (закладки для книг)

Логопед: На этом наш праздник, посвященный Дню письменности, заканчивается. Спасибо за внимание.

Литература:

1.»Пословицы и поговорки» / Сост. В.Д.Сысоев. — М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 г.
2. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет. сада.» — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1985 г.

Клинова Зульфия Карамовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Математическая игра-викторина «Что? Где? Когда?» Математическая игра-викторина «Что? Где? Когда?»
Сценарий интегрированного занятия-путешествия «Ежик и кораблики» Сценарий интегрированного занятия-путешествия «Ежик и кораблики»
Дифференциация звуков [Р]-[Л] — конспект коррекционной НОД в подготовительной группе Дифференциация звуков [Р]-[Л] — конспект коррекционной НОД в подготовительной группе
Детеныши домашних животных — конспект индивидуального логопедического занятия Детеныши домашних животных — конспект индивидуального логопедического занятия

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.