Краткая аннотация: Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Лес. Грибы».
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по теме:
«Осень. Лес. Грибы»
Цель: систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью.
Коррекционно-образовательные цели:
- актуализировать словарь по лексической теме (приметы осени, ранняя и поздняя осень),
- расширять понятийный словарь на основе подбора родственных слов: осень, осенний, осенины, по-осеннему,
- познакомить с переносным значением слов и выражений (золотая осень, небо хмурится и др.).
Коррекционно-развивающие цели:
- способствовать формированию навыка образования причастий от глаголов (желтеющие, улетающие, моросящий) и употребления их в предложениях, умения сравнивать, находить сходства и отличия на примере двух осенних периодов,
- продолжать формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Коррекционно-воспитывающие цели:
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, осторожности и безопасного поведения при сборе грибов, уважительного отношения к сверстникам и умения выслушивать ответы товарищей, не перебивая их.
Оборудование: картинка с персонажем осени, двусторонняя картинка золотой и поздней осени, макеты осенних деревьев и грибов, ковер из осенних листьев, памятка «Правила сбора грибов в лесу», картинка со съедобными и несъедобными грибами.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Педагог: «Ребята, к нам сегодня в гости кто-то пришел. А чтобы узнать кто это, отгадайте загадку:
«Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья».
Дети: «Осень».
Педагог выставляет картинку с персонажем осени в платье из золотых листьев: «Действительно, это осень!»
II. Основная часть.
1) Беседа об осени:
Педагог показывает детям картинку с пейзажем золотой осени.
Педагог: «Ребята, а вам нравится осень?»
Дети отвечают.
Педагог: «Посмотрите как осень изменила все вокруг, рассажите, какой становится природа осенью?».
Дети описывают приметы осени.
Педагог: «Такую раннюю осень, когда еще тепло и красиво, называют золотой. Как вы думаете, почему осень называют золотой? Потому что из золота сделана?»
Ответы детей.
Педагог: «Осень сравнивают с золотом, потому что осенью все становится желтым. А золото тоже желтого цвета. Если я скажу «золотое кольцо», что я буду иметь в виду?
Дети: «Кольцо из золота».
Педагог: «Совершенно верно! Я говорю о кольце, сделанном из золота. Но существуют выражения, в которых слова можно использовать в переносном значении, например, «золотая осень» означает, что она желтая, как золото, а вовсе не сделана из него».
2) Закрепление понятий «переносное значение слов».
Педагог: «Ребята, осень загадала вам необычные выражения слов: «осеннее настроение», «воет ветер», «голый лес». Как вы думаете, что они означают?»
Дети отвечают: «Осеннее настроение — это грустное, невеселое настроение». «Ветер воет – значит, сильно дует, гудит». «Голый лес – это лес с деревьями без листьев».
Педагог: «Вы молодцы, все правильно объяснили!».
3) Сравнение ранней и поздней осени.
Педагог поворачивает картинку осени другой стороной.
Педагог: «Но ребята, у осени есть и другая сторона – это поздняя осень. Давайте сравним обе осени – раннюю или золотую и позднюю».
Дети сравнивают.
Педагог: «Поздней осенью даже небо хмурится. Ребята, а что значит выражение «небо хмурится»?
Ответы детей: «Небо в тучах».
Педагог: «Действительно, на небе собираются темные дождевые тучи, так что даже немного темнеет на улице. Хмурится, значит, затянуто тучами. Это переносное значение слов. А как будет звучать прямое значение слова «хмурится»?
Ответы детей: «Мама хмурится, потому что у нее плохое настроение».
Педагог: «Чтобы не грустить и быть всегда в хорошем настроении, предлагаю немного отдохнуть».
III. Динамическая пауза.
Физминутка:
Меж еловых мягких лап | Поочередно поднимать, опускать руки вверх-вниз. |
Дождик тихо кап, кап, кап! | |
Где сучок давно засох,
|
Медленно приседать с опущенными, прижатыми к корпусу руками. |
Вырос серый мох, мох! | Кисти рук отводить в стороны ладонями вниз. |
Где листок к листку прилип,
|
Медленно подниматься, держась руками за голову, как за шляпку. |
Появился гриб, гриб! | |
Кто нашел его, друзья? | Стоять прямо, пожимая плечами. |
Это я, это я, это я! | Прижимать руки к груди, утвердительно кивая головой. |
Пальчиковая гимнастика:
Топ-топ – пять шагов, | Шагать пальчиками. |
В туесочке пять грибов. | Переплести пальцы рук ладонями вверх, большие пальцы соединить вместе вверху. |
Мухомор – он красный, | Загнуть мизинец на правой руке. |
Но этот гриб опасный, | Помахать указательным пальцем на левой руке. |
А второй – лисичка – рыжая косичка, | Загнуть 2 палец на правой руке, затем переплести пальцы на обеих руках. |
Третий гриб – волнушка – розовое ушко, | Загнуть 3 палец на правой руке, левой рукой показать ушко возле уха. |
А четвертый гриб – сморчок, бородатый старичок. | Загнуть 4 палец на правой руке, левой рукой изобразить бороду у подбородка. |
Пятый гриб – белый, | Загнуть большой палец, на кулак правой руки поставить ладонь левой. |
Кушай его смело. | Ладони вместе выставить вперед. |
IV. Продолжение.
Педагог: «Ребята, осень предлагаем нам отправится на прогулку по лесу».
Дети идут в уголок, где стоят осенние деревья, на полу — ковер из осенних листьев.
Педагог: «Оглянитесь вокруг, посмотрите, каким становится лес осенью?»
Дети: «Осенью лес становится разноцветным, потому что листья меняют свой цвет».
4) Упражнение «Какими бывают?…»
Педагог: «Листья осенью желтеют и краснеют, значит, они становятся желтеющими и краснеющими. Давайте придумаем предложение со словами «желтеющие и краснеющие листья».
Дети: «Лес полон желтеющих и краснеющих листьев».
Педагог: «Птицы из леса улетают, значит, они какими становятся…?»
Дети: «Улетающими птицами».
Педагог: «Придумайте предложение с этими словами».
Дети: «В небе видны косяки улетающих птиц».
Педагог: «Если дождь моросит, то какой он…?»
Дети: «Моросящий дождь».
Педагог: «Придумайте предложение с этими словами».
Дети: «Моросящий дождь разогнал гуляющих детей».
5) Техника безопасности при сборе грибов:
Педагог: «А что еще можно найти осенью в лесу?»
Дети: «В лесу растут грибы».
Педагог: «Правильно! Грибы обычно растут под деревьями или около них. Грибы можно собирать только вместе со взрослыми! Давайте повторим правила сбора грибов в лесу».
Педагог выставляет картинку «Правила сбора грибов».
Педагог: «Собирай только те грибы, которые ты знаешь. А какие грибы знаете вы?».
Дети: «Съедобные и несъедобные».
Педагог: «Какие съедобные грибы вы знаете?»
Дети отвечают.
Педагог выставляет картинку съедобных грибов и дополняет ответы.
Педагог: « А какие несъедобные грибы вам знакомы?»
Дети отвечают.
Педагог выставляет картинку несъедобных грибов и дополняет ответы.
Педагог обсуждает с детьми остальные правила сбора грибов:
- не стоит собирать старые грибы, даже съедобные, они накапливают в себе вредные вещества и яды;
- не разрывайте лесную подстилку,чтобы не повредить грибницу;
- аккуратно срезайте ножку гриба, чтобы на следующий год на этом месте он снова мог вырасти.
6) Игра «Подари осени осенние слова».
Педагог: «Мы отлично прогулялись по осеннему лесу, давайте поблагодарим осень за ее красоту и щедрость и подарим ей много осенних слов, таких, в которых живет слово «осень».
Если дети затрудняются, задавать наводящие вопросы:
- Дни осенью какие? – «осенние».
- А праздник осени как называется? – «осенины».
- А как мы одеваемся осенью? – «по-осеннему».
Дети еще раз повторяют и закрепляют родственные слова: «Осень, осенний, осенины, по-осеннему».
V. Итог занятия
Вот и подошла к концу наша лесная прогулка.
Расскажите, что вы запомнили об осени? Об осеннем лесе? Что вам больше всего понравилось? Что вызвало затруднения?
Ноздрачева О.В.,
учитель-логопед