Конспект индивидуального занятия на тему: Звук [Р]

Звук [Р]Занятие проводится с ребенком младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
В данном занятии мы учим правильном произносить звук [р] в словах, давать развернутую характеристику звука Р, закрепляем зрительный образ буквы Р, учим образовывать относительные прилагательные, слова с противоположным значением, расширяем словарный запас, развиваем навыки звукового анализа и синтеза, пространственные представления.

Конспект индивидуального занятия, проведенного с обучающимся с ТНР

Тема: Звук [Р]

8 лет/2 класс/2 год коррекции

1. Тема занятия: Звук [р].

2. Цель занятия: автоматизация звука [р] в словах.

3. Задачи:

Образовательные:

- Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах.
- Учить давать развернутую характеристику звука Р.
- Закреплять зрительный образ буквы Р.
- Учить образовывать относительные прилагательные.
- Учить образовывать слова с противоположным значением.
- Расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать органы артикуляции с помощью артикуляционных упражнений.
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
- Развитие пространственных представлений.

Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность.
- Воспитывать положительный интерес к логопедическим занятиям.

4. Оборудование: парта, стул, индивидуальное зеркало, мягкая игрушка медведь-Рома.

5. Речевой материал: тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные карандаши, картинки с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки со звуком Р, звуковая линеечка, фишка для обозначения места звука в слове.

Ход занятия

Инструкции специалиста

Предполагаемые ответы и действия детей

Основные методические приёмы

Организационный этап

Здравствуй!Проверь, все ли готово к занятию?

Молодец, тогда начнем! К нам на занятие пришёл медведь, зовут его Рома. Он очень любит рычать. Мы с тобой составим ему компанию, будем рычать вместе с ним.

Здравствуйте!Всё готово. Организация и контроль готовности к занятию.

Основной этап

  1. 1.               Чтобы красиво порычать, надо сделать гимнастику для язычка: «Заборчик», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Качели»,  «Конфета», «Чистим верхние зубки», «Барабанщик».

Молодец!

  1. 2.              Рома принёс тебе загадки. Слушай и отгадывай.

Я ещё раз назову все отгадки, а ты скажи, какой звук будет встречаться во всех словах-отгадках.

Правильно! Сегодня у нас на занятии будет главным звук [р].

Скажи, звук [р] гласный или согласный? Почему?

Твёрдый или мягкий? Каким цветом обозначаем?

Звонкий или глухой?

Молодец! Правильно!

5.Звук [р] на письме обозначается буквой «р» (картинка-контур). Раскрась её синим цветом.

6. Сейчас я назову слово, а ты определишь, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова). (Называются слова-отгадки: бобёр, сорока, рысь, муравьи.)

7.Когда к нам на занятие шел медведь Рома, он  увидел много домов:

Дом из кирпичей, он какой?

Дом из стекла?

Дом из металла?

Дом из бумаги?

Дом из пластика?

Дом из картона?

Молодец, всё правильно ответила!

8. Физкультминутка.

Вставай на ножки, немножко с тобой отдохнем.

Ра-ра-ра – марширует детвора,

Ру-ру-ру – встанем рано поутру,

Ро-ро-ро – насыпай песок в ведро,

Ры-ры-ры – надуваем мы шары,

Ор-ор-ор – подметаем двор,

Ры-ры-ры – у нас чистые дворы.

9. А теперь мы поиграем в игру «Скажи наоборот».

Медленный

веселый

смелый

мягкий

сухой

мелкий

длинный

злой

тихий

новый

плохой

левый

ленивый

10. А сейчас мы напишем с тобой графический диктант. Открой тетрадочку. Отступи 1 клетку слева, 6 клеток сверху и поставь точку.

На кого похожа фигура?

Правильно! Нарисуй глаз крокодилу.

Молодец!

Ребенок выполняет упражнения перед зеркалом.Обучающийся отгадывает загадки.

Во всех словах встречается звук [р].

Звук [р]  согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы.

Твёрдый. Можно обозначить синим цветом.

Звонкий.

Ученик раскрашивает картинку-контур.

Ребёнок, используя схему слова, определяет место звука в слове, выкладывая фишку.

Произносит вслух слова-отгадки.

Кирпичный дом

Стеклянный дом

Металлический дом.

Бумажный дом.

Пластиковый дом.

Картонный дом.

Ребенок марширует.

Тянется на носочках вверх.

Выполняет наклоны вниз.

Делает большой круг руками.

Имитирует подметание.

Широко разводит руками.

Быстрый

грустный

трусливый

твердый

мокрый

крупный

короткий

добрый

громкий

старый

хороший

правый

трудолюбивый

Обучающийся пишет графический диктант под диктовку учителя-логопеда.

Фигура похожа на крокодила.

Ребенок рисует глаз крокодилу.

Работа с картинками.Работа с предметными иллюстрациями.

Ответы на вопросы учителя-логопеда.

Актуализация знаний, ответы на вопросы учителя-логопеда.

Работа с картинкой-контуром.

Работа со схемой слова, фишкой. Звуковой анализ и синтез.

Ответы на вопросы учителя-логопеда.

Смена вида деятельности.

Дидактическая игра.

Работа в тетради. Ответы на вопросы учителя-логопеда.

Заключительный этап

Рефлексия:Чем мы сегодня занимались на занятии?

Какое задание было для тебя сложным?

Какое задание показалось легким?

Что тебе понравилось больше всего?

Медведь Рома очень рад, что ты сегодня с ним красиво рычала! Спасибо за занятие! До свидания!

Ребенок отвечает на вопросы.
До свидания!
Ответы на вопросы учителя-логопеда. Самоанализ.
Домашнее задание:Артикуляционная гимнастика и работа по карточке на автоматизацию звука Р в словах. Самостоятельная работа ребенка.

Приложение

1. Загадки

-Водяные мастера
Строят дом без топора
(бобры).

-Ах, чистюля! Ах, кокетка!
Аккуратней птицы нет.
На груди всегда салфетка —
И на завтрак, и в обед
(сорока).

-Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это…
(рысь).

-Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке
(муравьи).

2.Графический диктант.

3. Домашнее задание.

Карточка домашнего задания Р

1. Измени слова по образцу:

рука – руки
пирог
радуга
баранка
сурок
рысь
муравей
рыбак

2. Распредели эти слова в 2 столбика, подставляя слова «мой» или «моя».

груз мой груша моя

3. «Большой – маленький»

Рука- ручка
Рубаха-…
Рана-…
Рот-…
Рома-…
Рыба-….
Ракета-…
Роза-…
Рога-…
Рая-…

4. Договори последний слог:

«РЫ»

Мото…, забо…, набо…, помидо…, самова…, узо…, мунди…, ша…, па….

«РА»

Но…, го…, па…, иг…, детво…, жа…, Ю…, И…, кону…, фа…, панте….

Захарчук Светлана Анатольевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.