Цели:
- Развитие фонематического слуха.
- Закрепление навыков фонематического анализа.
- Выработка резкого направленного выдоха.
- Автоматизация твердого звука «Р» в открытых слогах.
- Закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза.
- Уточнение и расширение словаря.
- Развитие высших психических функций и навыков самоконтроля.
Оборудование:
Зеркало, доска, предметные картинки (корова, зебра, волк, рысь), карточки- игры: «вертолет», «грузовик», схемы для звукового анализа – «домики», карточки –буквы, мяч, фломастеры.
Ход логопедического занятия
1. Организационный момент.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки и выбрать картинку-отгадку из предложенных: корова, волк, зебра, рысь
и расположить картинки на доске в соответствии с инструкцией:
в верхнем правом углу,
в нижнем левом углу,
в нижнем правом углу,
в верхнем левом углу.
Загадки:
Лесники ее котят взять домой не захотят,
Ей не скажешь: «Киска, брысь!»
Потому, что это …
(Рысь)
Среди двора стоит копна: спереди вилы, а сзади – метла.
(Корова)
Зубовато, серовато. По полю рыщет, телят, овец ищет.
(Волк)
Разрисована лошадка, словно школьная тетрадка.
(Зебра)
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы продолжим учиться произносить твердый звук «Р» и слоги с этим звуком.
3. Развитие фонематического восприятия.
Логопед дает задание ребенку:
- Хлопнуть в ладоши 1 раз, когда он услышит звук «Р»:
а, у, р, ш, р, з, р, л, щ, а, о, р, ж, р.
- Хлопнуть 2 раза, когда он услышит слог со звуком «Р»:
ва, ра, по, ку, ру, ма, лы, ры, фо, зы, ро, ры.
- Хлопнуть 3 раза, если в слове есть звук «Р»:
лампа, рама, салют, замок, радуга, стол, коробка, шапка, комары.
Логопед предлагает ребенку послушать названия предметов и найти для слов свои «домики» (по месту расположения звука «Р» в словах — начало, середина, конец слова).
Картинки:
Ручка, помидор, сыр, мухомор, барабан, зебра, карандаш, ромашка, рыба.
Ребенок располагает картинки под соответствующими схемами.
4. Артикуляционная гимнастика.
1) Логопед предлагает ребенку вспомнить, какие упражнения помогали ему учиться произносить звук «р» и выбрать среди карточек-символов подходящие (заборчик, чашечка, грибочек, качели, барабан).
2) Выполнение перед зеркалом упражнений артикуляционной гимнастики:
Статических: «заборчик», «чашечка», «иголочка».
Динамических: «лошадка», «качели», «грибочек», «маляр», «болтушка», «почистим зубки».
Упражнения по формированию резкого направленного выдоха – «фокус».
5. Автоматизация звука «Р».
1) Логопед вместе с ребенком уточняет характеристику звука и его артикуляцию:
- губы в улыбке,
- язык поднят за верхние зубы,
- воздушная струя – сильная, направленная на кончик языка,
- звук твердый.
2) Автоматизация навыка произношения звука «р» изолированно (с опорой на кинестетический анализатор).
Логопед предлагает ребенку произносить звук «р» используя картинки-игры:
«Вертолет»
Логопед:
- Отправляется в полет винтокрылый вертолет! Ни разгона, ни разбега , раскрутили винт – и в небо!.
- Давай поможем пилоту завести вертолет.
(Ребенок произносит длительно звук «Р» и обводит пальчиком круги и спирали, рисует спирали фломастером самостоятельно).
«Грузовик»
Логопед:
- Грузовик огромный, труженик большой, грузы многотонные возит день-деньской.
- Покажи, по каким дорожкам проехал грузовик.
(Ребенок произносит длительно звук «Р», проводя пальчиком по шероховатым поверхностям дорожек).
3) Автоматизация навыка произношения звука «р» в прямых открытых слогах.
В кузове грузовика находятся карточки с буквами – А, О, У, Ы.
Логопед предлагает ребенку поставить их на «дорожках» по которым проедет грузовик. Ребенок, двигаясь по «дорожке» к букве, произносит слоги:
РА, РО, РУ, РЫ.
Логопед просит ребенка проговаривать слоги:
перед зеркалом,
с закрытыми глазами:
ра, ра, ра ры,ры,ры ра,ру,ры,ро
ро, ро, ро ру,ру,ру ро,ры,ру,ра
4) Проговаривание слоговых рядов с выделением ударного слога
Игра «Волшебный молоточек»:
ра – ра – ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру – ру — ру
ра – ра –ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру – ру — ру
ра – ра- ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру — ру — ру
6. Динамическая пауза.
Логопед предлагает ребенку выложить на полу из веревочек разной длины «лесенку», располагая веревочки от самой длинной к самой короткой.
Логопед просит ребенка запомнить слоговой ряд и «прошагать» по лесенке вверх и вниз проговаривая слоги:
Ра – ры — ры – ра
Ро –ро – ру – ра
Ры – ро – ру- ры
Ра – ро – ро – ра
Ры – ры – ру – ра
7. Игра с мячом «Доскажи словечко».
Логопед бросает ребенку мяч и называет начало слова, возвращая мяч, ребенок заканчивает слово, добавляя нужный слог (ра, ро, ры, ру):
«Вот слова со слогом «ра»: ко – ра, жа – ра, но – ра, иг – ра.
«Вот слова со слогом «ры»: ку – ры, го – ры, топо — ры, кома – ры.
«Вот слова со слогом «ро» : вед – ро, мет — ро, пе — ро, доб – ро.
«Вот слова со слогом «ру» : кенгу – ру.
«Мы закончили игру!»
8. Итог занятия.
- Рефлексия.
- Задание на дом.
Фадеева Юлия Михайловна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 922 г. Москвы